Учет фондов и резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и оценка организации и методик учета фондов и резервов, разработка рекомендаций по улучшению системы учета фондов и резервов в ОАО «Торгодежда».
Для того чтобы раскрыть цель, необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую характеристику источников формирования имущества;
рассмотреть задачи учета фондов, резервов;
изучить нормативно-правовые документы, регулирующие аспекты учета источников формирования имущества;
определить методические и организационные аспекты учета фондов и резервов;

Содержание работы

Введение
. Экономическая характеристика источников формирования имущества организации
.1 Фонды, резервы как источники формирования имущества и задачи их учета
.2 Нормативно-правовое регулирование и методические аспекты учета прибыли и других источников формирования имущества
.3 Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования
.4 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Торгодежда» и ее влияние на положения учетной политики
. Методические и организационные аспекты учета фондов и резервов
.1 Документальное оформление и порядок учета уставного, добавочного и резервного фондов
.2 Документальное оформление и порядок учета фондов накопления, потребления, амортизационного и других фондов как собственных
источников формирования средств организации
.3 Документальное оформление и учет формирования и использования резервов как источников формирования имущества
.4 Система формирования информации о фондах и резервах в регистрах синтетического и аналитического учета
.5 Оценка состояния учета фондов и разработка рекомендаций по совершенствованию их учета
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

При изучении формирования фонда накопления в качестве его  основных источников Шкирман в книге  «Фонды и резервы, создаваемые организациями. Расчет чистых активов и доли выбывающего  учредителя» выделяет прибыль, остающуюся в распоряжении организации; целевые  взносы учредителей; льготы по налогам  и таможенным платежам; иные целевые  поступления. В то же время авторы статьи «Порядок формирования фондов и использования прибыли» Ванкевич и Химченко к источникам относят  остаток фонда потребления на конец предыдущего года; прибыль  отчетного года; нераспределенная прибыль  прошлых лет; резервные фонды  предприятий; средства вышестоящей  организации, безвозмездная помощь предприятий и организаций, перечисленные  целевым назначением на потребление. Данные различия еще раз подтверждают отсутствия единой методики определения  размеров и порядка формирования фондов и резервов [4].

Исакович в статье, опубликованной в журнале «Налоги и бухгалтерский  учет», определила основные направления  использования фонда, а также  привела отражение основных хозяйственных  операций ссылаясь на практические примеры [8].

 

1.4 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Торгодежда»  и ее влияние на положения  учетной политики

 

ОАО «Торгодежда» зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом Государственная регистрация  УГР №100289398. Данное общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, товарный знак (знак обслуживания). Основной целью деятельности является получение прибыли. Его юридический  адрес г Минск ул. Платонова 36.

Согласно Уставу (приложение А) организация осуществляет любые  виды деятельности в соответствии с  ОКВД РБ и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Общество также вправе осуществлять следующие виды деятельности:

розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;

деятельность в области  автомобильного транспорта;

оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Так как данное юридическое  лицо является акционерным обществом, то следует отметить, что его акционеры  не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Особенностью организации  является то, что оно не вправе выступать  гарантом, поручителем третьих юридических  лиц - юридических лиц негосударственной  формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих  обязательств по возврату представляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями кредитов, за исключением  кредитов, выдаваемых на строительство  жилых помещений.

Уставный фонд Общества составляет 1036486000р. Уставный фонд разделен на 47113 простых (обыкновенных) акций номинальной  стоимостью 22 тысячи белорусских рублей каждая. Акции выпускаются в форме  записей на счетах. Он может быть увеличен путем выпуска дополнительных акций либо увеличения номинальной  стоимости акций. Увеличение уставного  фонда Общества путем выпуска  дополнительных акций может осуществляться как за счет источников собственных  средств Общества и (или) акционеров, так и за счет иных инвестиций.

Увеличение уставного  фонда для покрытия понесенных Обществом  убытков не допускается.

Уставный фонд Общества может  быть уменьшен путем снижения номинальной  стоимости акций либо приобретения Обществом части акций в целях  сокращения их общего количества. Он подлежит уменьшению в случае, если по окончании  второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Общества окажется меньше уставного фонда.

Органами управления ОАО  «Торгодежда» являются общее собрание акционеров; наблюдательный совет; исполнительные органы (дирекция и директор).

 

Рисунок 1 - Схема организационной  структуры предприятия ОАО «Торгодежда»

 

Контрольным органом Общества является ревизионная комиссия.

Согласно Положению по учетной политике в целях бухгалтерского учета на 2011 год, разработанного в соответствии с Законом РБ «О Бухгалтерском учете и отчетности», право подписи на прием и выдачу денежных средств, по движению товарно-материальных ценностей имеют:

первой подписи - директор и его заместитель, в период их отсутствия - менеджер по экономике  и начальник торгового отдела;

второй подписи - главный  бухгалтер и его заместитель.

Учетная политика предприятия  включает:

описание принятых методов  и способов ведения бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета;

применяемые самостоятельно разработанные и утвержденные первичные  учетные документы;

регистры бухгалтерского учета;

регламентацию движения первичных  учетных документов и регистров  бухгалтерского учета.

Бухгалтерия ОАО «Торгодежда» насчитывает 7 человек согласно штатному расписанию. При ведении бухгалтерского учета используется журнально-ордерная форма учета с частичной автоматизацией. Внутренние правила документирования операций, организации документооборота, ведение регистров бухгалтерского учета определяются бухгалтерией предприятия.

Все хозяйственные операции, проводимые ОАО «Торгодежда» оформляются  первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после  ее совершения.

Основными функциями бухгалтерии  ОАО «Торгодежда» являются:

Ведение бухгалтерского учета  своего имущества, обязательств и хозяйственных  операций на основе натуральных измерителей  в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и  взаимосвязанного их отражения.

Формирование полной и  достоверной информации о хозяйственных  процессах и финансовых результатах  деятельности предприятия, необходимой  для оперативного руководства.

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами.

Разработка системы внутрипроизводственного  учета, отчетности и контроля.

Организация учета готовой  продукции, денежных средств.

Организация расчетов по заработной плате.

Составление отчетных калькуляций  себестоимости продукции, балансов и бухгалтерской отчетности.

Начисление и контроль своевременности перечислений налогов  в бюджет, своевременности погашения  кредитов банков.

Осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов.

Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений  и злоупотреблений.

Составление бухгалтерской  отчетности на основе достоверных первичных  документов и соответствующих бухгалтерских  записей.

Применение утвержденных в установленном порядке типовых  унифицированных форм первичной  учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации.

Обеспечение хранения бухгалтерских  документов и бухгалтерского архива в установленном порядке.

Осуществление контроля за правильным и своевременным оформлением  приема товаров, своевременным взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности; правильным расходованием  фонда оплаты труда, исчислением  и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий, соблюдением установленных  штатов.

Основными средствами признается имущество, используемое в течение  периода, превышающего 12 месяцев, и  имеющее стоимость свыше 25 базовых  величин на дату ввода его в  эксплуатацию, за исключением: компьютеров, холодильников, кассовых аппаратов, весов, которые относятся в состав основных средств независимо от стоимости, а  также ковров и ковровых изделий  стоимостью в пределах 10 базовых  величин в момент передачи в эксплуатацию.

Начисление амортизации  осуществляется линейным способом.

Ежемесячно Общество обязано  создавать резерв на списание затрат по естественной убыли и другим нормируемым  потерям товаров с отнесением в дебет счета 44 «Расходы на реализацию»  субсчет 2 «Расходы на реализацию» и  кредит счета 96 «Резервы предстоящих  расходов». Суммы фактических затрат, по мере их возникновения или выявления, относить затем в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Списание издержек обращения  по окончании отчетного месяца производить  в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Организация выбрала именно такой  способ, так как осуществляет не только операции по розничной и оптовой торговле, но и выполняет различного рода услуги.

Учет товаров ведется  на счете 41 «Товары»:

  • в опте - по покупной стоимости с последующим списанием товаров по мере их отгрузки в дебет счета 90 «Реализация»;
  • в розничной торговле - по продажным ценам с отражением торговой надбавки на балансовом счете 42 «Торговая наценка» с последующим списанием стоимости реализованных товаров в дебет счета 90 «Реализация» и сторнированием суммы надбавок в части, относящейся к реализованным товарам, по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Реализация».

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг признается по мере отгрузки покупателям ценностей (работ, услуг).

На ОАО «Торгодежда» установлено  ежемесячное определение (расчет) и  отражение в бухгалтерском и  налоговом учете налогов и  отчислений, сдача которых в соответствии с Законодательством производится ежеквартально.

Учетная политика в течение  отчетного года изменению не подлежит.

При изменении в течении  отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически.

Что же касается эффективности  деятельности организации, то этот аспект можно изучить исходя из главных  форм отчетности. Показатели финансово-хозяйственной  деятельности за 2009 - 2011 годы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Торгодежда» за I полугодие 2009-2011 гг.

Показатель финансово-экономической  деятельностиI полугодиеЦепные темпы  ростаБазисные темпы роста2009201020112010 к 20092011к 20102010 к 20092011 к 200912345678Выручка от реализации, млн.р:- в действующих ценах5583741111252132,7151,8132,7201,5- в сопоставимых ценах507366769455131,6141,6131,6186,4Валовая прибыль, млн.р123913511785109,0132,1109,0144,0Расходы на реализацию, млн.р104412461529119,3122,7119,3146,5Расходы на реализацию в % к выручке16,114,411,589,479,989,471,4Прибыль от реализации товаров, работ, услуг, млн.р19510519353,8183,853,899,0Рентабельность продаж, %3,51,41,740121,44048,6Чистая прибыль/убыток, млн.р13323646177,419,5177,434,6

Таким образом, согласно проведённому анализу в I полугодии 2011 выручка  от реализации в действующих ценах  по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 51,8% или на 3841 млн. р., а по сравнению с I полугодием 2009 года на 102,5 % или 5569. Высокие темпы роста выручки от реализации обусловлены быстрым ростом цен. Что касается прибыли от реализации, то в 2011 году по сравнению с 2009 общая прибыль организации увеличилась на 44,0 %, что в абсолютном выражении составило 546 млн.р., но чистая организации снизилась на 87 млн.р. или 65,4%.

Таким образом, делая вывод  по первой главе, следует отметить, что в белорусском законодательстве нет как такового единого нормативного акта, который в полной степени  отражал бы все особенности формирования имущества организаций.

Самым главным и основополагающим источником имущества предприятий, с которого и начинается собственно его функционирование, является уставный фонд. Его минимальный размер установлен лишь для некоторых организационно-правовых форм, но в целом порядок его  формирования регулируется уставом  предприятия и учредительным  договором.

То же самое касается и  других источников. Для организаций  самой главной проблемой является выбор наиболее оптимального размера  резервов и фондов, а также цели, на которые они создаются. Этот выбор  является индивидуальным. Так организации  могут создавать фонд накопления, фонд потребления, амортизационный  фонд, фонд социальной сферы, резерв расходов на оплату отпусков, резерв расходов на гарантийный ремонт, резервный фонд для оплаты труда, и др. Главным  условием их формирования является чистая прибыль, которая и распределяется в конце года для установленных  целей.

 

2. Методические  и организационные аспекты учета  фондов и резервов

 

2.1 Документально  оформление и порядок учета  уставного, добавочного и резервного  фондов

 

Уставный фонд предприятий, создаваемых на территории Республики Беларусь, формируется за счет взносов  их собственников (участников, учредителей). Его размер и порядок формирования определяются уставом предприятия  и учредительным договором.

Объявленный уставный капитал  предприятия распределяется по долям  между учредителями или участниками. В учете формирование капитала отражают по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчета 1 «Расчеты по вкладам в  уставный капитал» и кредиту счета 80 «Уставный капитал».

Формируется уставный капитал  за счет денежных и неденежных взносов  учредителей. При этом в учете  на поступившие от учредителей взносы дебетуют счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 10 «Материалы», 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» и др., а кредитуют счет 75 «Расчеты с  учредителями», субсчета 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». Дебетовое  сальдо по счету 75 «Расчеты с учредителями»  отражает задолженность учредителей (участников) по взносам в уставный капитал. Так как уставный фонд был  сформирован в 2000 году при регистрации, то на тот момент данная операция отразилась записью в учете:

Информация о работе Учет фондов и резервов