Учет и анализ прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование прибыли и рентабельности как результатов, характеризующих деятельность предприятия, выявление проблем и факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, а также определение путей решения выявленных проблем.
Для достижения цели в работе поставлен и решен ряд задач:
изучена экономическая сущность прибыли, ее роль, значение в условиях рыночной экономики;
исследовано формирование отчета о прибылях и убытках;
рассмотрены методики анализа прибыли и рентабельности;
проведен анализ формирования и использования прибыли предприятия;
определено влияние каждого из факторов, участвующих в формировании прибыли;
выявлены резервы роста прибыли и разработаны мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли и рентабельности 6
1.2 Нормативное регулирование учета финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Значение отчета о прибылях и убытках и его место в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 15
1.4 Цель, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности 24
Глава 2. Организация бухгалтерского учета прибыли в ООО «Кристалл-99» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Синтетический и аналитический учет и документальное оформление финансовых результатов 40
2.3 Анализ формирования отчета о прибылях и убытках 44
2.4 Основные направления совершенствования учета прибыли и рентабельности 49
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Кристалл-99» 51
3.1 Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия 51
3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности 66
3.3 Анализ показателей рентабельности 71
3.4 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности и оценка их эффективности 75
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом по теме.doc

— 830.50 Кб (Скачать файл)

Фонд  потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития.      

Фонд  оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия.      

Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.     

Резервный фонд предназначен для обеспечения  финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для  компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.     

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  чистой прибыли сумма отчислений была оптимальна.      

Распределение чистой прибыли позволяет расширять  деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования.      

При этом, снижаются финансовые расходы  организации на привлечение дополнительных источников (можно не брать кредиты  с невыгодной для организации  процентной ставкой, а просто вычислить  на необходимые нужды организации денежные средства из собственного фонда накопления).      

Значение  прибыли обусловлено тем, что она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

 

     1.2 Нормативное регулирование  учета финансовых результатов  деятельности предприятия

 

       

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.       

К первой группе документов относятся:

  • Гражданский кодекс РФ часть 1 и 2, в котором, например, установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д.
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ в редакции ФЗ от 23.07.98 №123-ФЗ. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ;
  • Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль» определяет порядок и сроки уплаты налога, определения доходов, классификацию доходов и группировку расходов. Определяет расходы, которые не учитываются в целях налогообложения. Порядок признания доходов и расходов при методе начисления и при кассовом методе в целях налогообложения. Приводит порядок составления расчета налоговой базы, порядок налогового учета доходов и расходов от реализации и отдельных видов внереализационных доходов.

 

      Так же к документам первого уровня относится  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, так как  этот документ устанавливает общие  принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком виде он отражается в бухгалтерском балансе.       

Второю  группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти.      

К документам второго уровня относятся  положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [40 с.53].       

В настоящее время выделяют следующие  положения, касающиеся формирования финансового  результата:      

1. Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.       

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое устанавливает состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций.       

3. Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» (ПБУ  9/99), которое устанавливает правила  формирования в бухгалтерском  учете информации о доходах  коммерческих организаций.      

Доходами  организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников (собственников имущества).      

В Положении приводится перечень документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая информация подлежит включению в них.      

4. Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» (ПБУ  10/99), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.       

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).      

В Положении приводятся документы, в  которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит включению в них.      

Документы третьего уровня подготавливаются и  утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня.       

К документам третьего уровня относятся:       

1. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н, составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов.       

2. Методические рекомендации по  раскрытию информации о прибыли,  приходящейся на одну акцию,  утвержденные приказом Минфина  РФ от 21.03.2000г. № 29н.      

К третьему уровню так же относятся  инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в  действие в разрезе отдельных  Положений по бухгалтерскому учету.       

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие нормативные документы касающиеся организации и ведения бухгалтерского учета.      

Документы четвертого уровня разрабатываются  предприятием и утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику предприятия.      

Сведения, полученные в ходе ведения  бухгалтерского учета и подготовки отчетности, могут служить исходными  данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные  и иные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

 

     1.3 Значение отчета  о прибылях и убытках и его  место в бухгалтерской финансовой  отчетности предприятия

 

      

На  современном этапе финансовый результат  деятельности организации - важнейший  показатель, интересующий всех пользователей  учетной информации хозяйствующего субъекта. Основным источником данных о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Потребность в формировании данной отчетной формы обусловлена необходимостью оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим большое внимание должно уделяться действиям бухгалтера, позволяющим повысить уровень интерпретируемости данных отчета о прибылях и убытках, чему, в свою очередь, будет способствовать четкость алгоритмов формирования показателей отчета о прибылях и убытках. 

Отчет о прибылях и убытках является важнейшей составляющей бухгалтерской  отчетности.     

Основная  цель отчета о прибылях и убытках  сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованных в результате деятельности организации. Информация отчета может быть использована для11:

  • оценки эффективности аппарата управления;
  • прогнозирования деятельности организации;
  • распределения доходов (дивидендов) между учредителями (акционерами);
  • анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений;

 

     Значение  отчета о прибылях и убытках для  оценки доходности и рентабельности организации трудно переоценить. Поскольку  общий финансовый результат в  отчете представлен развернуто, то по информации, содержащейся в данной форме, можно:

  • дать оценку изменения доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
  • проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли;
  • выявить факторы формирования конечного финансового результата и динамику рентабельности продаж.

 

     Отчет о прибылях и убытках характеризует  финансовые результаты деятельности организации  за отчетный период и аналогичный  период предыдущего отчетного года. С утверждением Приказа Минфина  России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» произошли некоторые изменения в порядке представления данных в отчете о прибылях и убытках. В частности, изменилась структура этой отчетной формы.  
Для представления данных в отчете о прибылях и убытках, так же как и ранее, предусмотрены две графы: за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года. Однако изменились коды строк, их перечень в данной отчетной форме и наименования некоторых показателей.     

В новой форме отчета о прибылях и убытках взамен прежних названий показателей «Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)»  и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» введены «Выручка»  и «Себестоимость продаж».  
В то же самое время принцип формирования показателя «Выручка» не изменился, сумма его по-прежнему должна представляться за вычетом НДС, о чем сказано в сноске 5 к форме отчета.     

Выручка - это сумма поступлений  денежных средств и иного имущества  и (или) дебиторской задолженности. Если сумма поступивших денежных средств меньше суммы дебиторской  задолженности, выручка отражается в размере поступивших денежных средств и неоплаченной части дебиторской задолженности. В выручку от реализации продукции также необходимо включать суммовые разницы.      

В бухгалтерском учете выручка  отражается на счете 90 «Продажи». Согласно п. 12 ПБУ 9/99, выручка признается при наличии следующих условий:

  • право на получение этой выручки вытекает из конкретного договора или может быть подтверждено иным образом;
  • можно точно определить сумму выручки;
  • организация получила в оплату выручки актив (имеет место увеличение экономических выгод организации) либо гарантии такой оплаты (имеет место уверенность в том, что произойдет увеличение экономических выгод организации);
  • право собственности на продукцию перешло к покупателю или работа принята заказчиком;
  • можно определить величину расходов, которые произведены или будут произведены в связи с получением данной выручки.

 

     Причины изменения наименования данного  показателя связаны с тем, что  прежнее название не могло отразить экономической сущности данного  показателя как дохода по обычному виду деятельности, если бы предметом  деятельности организации, например, являлись предоставление во временное пользование  активов организации, получение  доходов от участия в уставных капиталах других организаций и  т.д. Помимо этого, обозначение выручки как показателя «нетто» было не вполне логичным в случае, если организация находилась на специальном режиме налогообложения.     

По  строке 020 отражаются расходы по обычным  видам деятельности организации, выручка  от реализации которых отражена по строке 010 Отчета.      

Согласно  п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.      

Информация о работе Учет и анализ прибыли и рентабельности