Учет и анализ прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование прибыли и рентабельности как результатов, характеризующих деятельность предприятия, выявление проблем и факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, а также определение путей решения выявленных проблем.
Для достижения цели в работе поставлен и решен ряд задач:
изучена экономическая сущность прибыли, ее роль, значение в условиях рыночной экономики;
исследовано формирование отчета о прибылях и убытках;
рассмотрены методики анализа прибыли и рентабельности;
проведен анализ формирования и использования прибыли предприятия;
определено влияние каждого из факторов, участвующих в формировании прибыли;
выявлены резервы роста прибыли и разработаны мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли и рентабельности 6
1.2 Нормативное регулирование учета финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Значение отчета о прибылях и убытках и его место в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 15
1.4 Цель, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности 24
Глава 2. Организация бухгалтерского учета прибыли в ООО «Кристалл-99» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Синтетический и аналитический учет и документальное оформление финансовых результатов 40
2.3 Анализ формирования отчета о прибылях и убытках 44
2.4 Основные направления совершенствования учета прибыли и рентабельности 49
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Кристалл-99» 51
3.1 Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия 51
3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности 66
3.3 Анализ показателей рентабельности 71
3.4 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности и оценка их эффективности 75
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом по теме.doc

— 830.50 Кб (Скачать файл)

В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.     

Балансовая  прибыль включает в себя прибыль  от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена на рис. 1.1.     

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является преобладающей в  составе общей прибыли.     

Рисунок 1.1 Формирование балансовой прибыли      

Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли. (Коммерческие расходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо).     

ФР = В – Зпр    (1.1)      

где:      

ФР  - финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг)      

В     - выручка от реализации продукции без НДС и акцизов      

Зпр  - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)     

При формировании финансовых результатов  от реализации продукции (работ, услуг)  существенное влияние оказывает  определение себестоимости продукции.      

В себестоимость приобретенной продукции  включаются: стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.     

Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных  и обслуживающих производств, а  также от реализации покупных товарно-материальных ценностей.      

Прибыль от прочей реализации определяется как  разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.     

Ппроч = Впроч – Зпроч     (1.2)     

где:     

Ппроч – прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов (прочей реализации);      

Впроч – выручка от прочей реализации;      

Зпроч – затраты на прочую реализацию.      

Налогообложение прибыли предприятий определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.      

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.     

Чистая  прибыль - это та часть прибыли, которая  остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль17.      

В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать  инфляционные факторы изменения  ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия  в среднем по отрасли, а себестоимость  товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить  на их прирост в результате повышения  цен на потребленные ресурсы за анализируемый  период.     

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).     

Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы  прибыли.     

Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.      

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.     

Изменение суммы прибыли за счет18:

  • объема реализации продукции 

 

     

  • структуры товарной продукции 

 

     

  • средних цен  реализации           

 

     

  • себестоимости реализуемой продукции 

 

          

Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать  на этот процент.      

Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция  неоднородна по своему составу), для  чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.     

Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя  плановую величину каждого фактора  фактической величиной.      

Таким образом, в первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты  формирования прибыли и методологические аспекты ее анализа. Далее проведем анализ прибыли и рентабельности на предприятии.  
 

Глава 2. Организация бухгалтерского учета  прибыли в ООО «Кристалл-99»

 

     2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

      

Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) «Кристалл-99» создано в 1999 г. решением единственного участника.       

ООО «Кристалл-99» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке.      

Предприятие руководствуется в  своей деятельности Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.     

Предприятие имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.     

ООО «Кристалл-99» вправе в установленном  порядке открывать банковские счета  на территории Российской Федерации  и за ее пределами. Общество должно иметь круглую печать со своим  фирменным наименованием на русском  языке и указанием на место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак  и другие средства индивидуализации.      

Предприятие имеет гражданские  права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в соответствии с целью и предметом деятельности; а также несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.      

Уставный  капитал образован в соответствии с уставом ООО «Кристалл-99» и составляет 1000000 (один миллион) рублей. Уставный капитал состоит из денежных средств, внесенных участником на расчетный счет предприятия. На момент регистрации предприятия уставный капитал оплачен в размере 100%.      

Основными целями ООО «Кристалл-99»  являются:

  • создание рабочих мест;
  • расширение рынка ювелирной продукции и изделий;
  • извлечение прибыли.

 

 В соответствии с Уставом, основными  видами деятельности ООО «Кристалл-99» являются:     

1. Обработка алмазов.     

2. Хранение и торговля:

  • ювелирными изделиями из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, в т.ч. синтетическими;
  • украшениями из драгоценных и полудрагоценных камней;
  • бриллиантами;
  • посудой и предметами сервировки из драгоценных металлов, мельхиора и других сплавов;
  • монетами из золота, серебра и платины;
  • камнерезными изделиями;
  • сувенирами.

 

     3. Производство минеральных и тепло-  и звукоизоляционных материалов  и изделий.      

4. Производство ювелирных изделий.     

5. Добыча драгоценных металлов  и камней.     

6. Осуществление других видов деятельности.      

Штатная численность на 01 января 2012 г. составляет 40 чел.     

Организационная структура предприятия представлена на схеме в Приложении 6. Из данной схемы следует, что ООО «Кристалл-99» присуща функционально-линейная организационная структура. Такая структура характеризуется строгой иерархией подчинения «сверху-вниз», выполнением каждым работником специально отведенных функций, а взаимосвязь между работниками определяется общими целями предприятия.      

Прежде, чем приступить к анализу прибыли  и рентабельности, проанализируем финансовое состояние предприятия.      

Таблица 2.1     

Динамика  состава актива баланса     

 

Показатель

период, тыс. руб.

изменения за период

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

абс.

отн.

абс.

отн.

Основные  средства

3587

3418

1871

-169

95,3

-1547

54,7

Долгосрочные  финансовые вложения

333

38833

46833

38500

11661,6

8000

120,6

Всего внеоборотные активы

3920

42251

48704

38331

1077,8

6453

115,3

Запасы

41444

42727

131329

1283

103,1

88602

307,4

Налог на добавленную стоимость

3308

2547

344

-761

77,0

-2203

13,5

Дебиторская задолженность, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев

34647

63069

91765

28422

182,0

28696

145,5

Краткосрочные финансовые вложения

87585

12182

9638

-75403

13,9

-2544

79,1

Денежные  средства

47

97

22157

50

206,4

22060

22842,3

Всего оборотные активы

167031

120622

255233

-46409

72,2

134611

211,6

Баланс

170951

162873

303937

-8078

95,3

141064

186,6


 
      

Из  данных табл. 2.1 следует:

  • стоимость основных средств имела тенденцию к снижению. Причем в 2009 г. снижение составило 4,7%, а в 2010 г. – 45,3%. Такая ситуация обусловлена тем, что в 2009 г. в связи с ухудшением условий хозяйствования сумма полученной чистой прибыли резко сократилась (с 423 тыс. руб. в 2008 г. до 67 тыс. руб. в 2009 г. Кроме того, в связи с реальной экономической ситуацией на рынке драгоценных камней и ювелирных изделий (мировой экономический кризис) ухудшилось состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Это, соответственно, привело к образованию задолженностей, погашение которых за счет прибыли было невозможно. Поэтому на предприятии было принято решение реализовать некоторые основные средства с целью высвобождения свободных денежных ресурсов;
  • сумма долгосрочных финансовых вложений, напротив, имеет тенденцию к росту. В 2009 г. предприятием были приобретены ценные бумаги на сумму 38500 тыс. руб. В 2010 г. были докуплены ценные бумаги на общую сумму 8000 тыс. руб.;
  • в целом, за счет увеличения суммы долгосрочных финансовых вложений, сумма внеоборотных активов в анализируемом периоде имела тенденцию роста, в 2009 г. он составил более, чем в 10 раз, а в 2010 г. – 15,3%;
  • рост суммы запасов в 2009 г. составил 3,1%, а в 2010 г. эта сумма увеличилась более, чем в 3 раза. Увеличение суммы запасов связано с расширением деятельности предприятия в 2010 г.;
  • достаточно высокими темпами увеличивается прирост дебиторской задолженности, в 2009 г. он составил 82%, в 2010 г. – 45,5%. Это связано с тем, что в данном году предприятие изменило порядок расчетов с дебиторами. В целом рост дебиторской задолженности говорит о неэффективности ООО «Кристалл-99» в сфере управления дебиторской задолженностью;
  • сумма краткосрочных финансовых вложений в анализируемом периоде снижалась. В 2009 г. она снизилась на 86,1%, в 2010 г. – на 20,9%; Это связано, главным образом, с решением единственного участника ООО «Кристалл-99» о приоритете долгосрочных финансовых вложений;
  • в целом сумма оборотных активов в 2009 г. снизилась на 27,8%, а в 2010 г. – увеличилась на 111,6%.

 

     Таким образом, анализ актива баланса показывает, что в 2009 г. предприятие испытывало определенные трудности, но в 2010 г. были расширены его производственные возможности, что привело к улучшению  многих позиций (увеличение стоимости  долгосрочных финансовых вложений, суммы  запасов и суммы денежных средств).       

Таблица 2.2     

Изменение структуры актива баланса      

Информация о работе Учет и анализ прибыли и рентабельности