Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
оценка эффективности работы предприятия.

Файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что в течение года удельный вес фактически реализованной продукции незначительно расходится с плановым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного веса от ранее запланированного наблюдается в мае (на 1,69%), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.

Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.

Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – муки пшеничной. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:

 

, (4)

 

где  n – число суммируемых отклонений от планового задания;

 - средний объем продаж за период;

- фактический объем продаж в отчетном периоде;

 - плановый объем продаж в отчетном периоде.

Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:

 

 

По завершению второго этапа получены результаты:

Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.

недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.

Третьим этапом анализа сбагривания продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)

 

       (5)

 

где  Зпост – постоянные затраты на производство и сбыт продукции;

Умд – уровень маржинального дохода.

 

Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период [6, с. 260]. Определим, при каком объеме сбагривания продукции, Комбинат не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).

 

Таблица 9.

Расчет критического объема продаж

Год

Затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Маржинальный доход

Уровень маржинального дохода в сумме выручки

Уровень безубыточности

Постоянные

Переменные

2006

70 322

172 170

341 486

169 316

0,49

141 830

2007

95 045

221 772

404 970

183 198

0,45

210 104

2008

117 165

316 778

459 695

142 917

0,31

376 870


 

Маржинальный доход (2006) = 341 486 – 172 170 = 169 316;

Маржинальный доход (2007) = 404 970 – 221 772 = 183 198;

Маржинальный доход (2008) = 459 695 – 316 778 = 142 917.

Умд (2006) = ;

Умд (2007) = ;

Умд (2008) = .

 

За 3 последних года уровень объема продаж, при котором предприятие не будет иметь убытков, значительно вырос, что связано с тем, что темп роста постоянных расходов выше темпов роста объемов производства продукции. Руководству необходимо обратить внимание на данный факт – выявить структуру постоянных расходов, выяснить, насколько они оправданы и целесообразны, и разработать мероприятия, позволяющие сократить постоянные расходы.

Рост постоянных расходов негативно влияет также на показатель доходности продаж. Соответственно увеличение уровня безубыточности влечет за собой сокращение запаса прочности (ЗП), который представляет собой разницу между фактическим объемом реализации и критическим объемом продаж.

 

ЗП(2006) = 341 486 – 141 830 = 199 656;

ЗП(2007) = 404 970 – 210 104 = 194 866;

ЗП(2008) = 459 695 - 376 870 = 82 825.

 

На четвертом этапе анализа в целях оценки эффективности функционирования предприятия определим доходность продаж (ДП) по формуле 6, т.е. выясним, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж.

 

ДП = ,     (6)

 

где  Ппр – прибыль от продаж.

Снижение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:

  • неправильной ценовой политикой;
  • значительным увеличением (перерасходом) затрат.

Неправильно выбранная ценовая политика (занижение цен) ведет к непропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.

 

Ппр(2006) = = 0,1315;

Ппр(2007) = = 0,1238

Ппр(2008) = = 0,1343

 

Рассчитав показатель доходности продаж, мы видим, что наименьший уровень доходности наблюдается в 2007 году. Это связано с тем, что в начале этого года между Правительством области и Комбинат было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере регулирования цен на хлебобулочную продукцию, согласно которому предприятие обязалось до конца 2007 года не повышать отпускные цены на хлеб. Безусловно, данное решение оказало влияние на доходность продаж в 2007 году.

В заключение подведем итоги. Анализ объемов продаж начинается с оценки выполнения плана по реализации продукции за отчетный период путем сравнения плановых и фактических объемов выпуска и реализации по наименованиям продукции. План по реализации продукции в 2008 году выполнен на 99,5 %. Анализ реализации необходимо производить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Эффективность деятельности предприятия зависит от обоснованности продуктовой программы. Предприятие должно стремиться выполнить план не только по общему объему производства и продаж, но и по номенклатуре и в ассортименте. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции является качество продукции. При анализе качества дают оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Основным условием своевременного выпуска и реализации является ритмичная работа предприятия. По результатам проведенных расчетов работу Комбинат в целом можно признать ритмичной. Чем более ритмично оно работает, тем ниже сумма чисел аритмичности.

 

2.3 Анализ финансовых результатов от реализации сырой продукции

 

Анализ финансовых результатов от реализации продукции проводится в следующей последовательности:

На первом этапе анализируется уровень прибыли и ее динамика. Проведем анализ в разрезе различных прибылей. В данном случае это прибыль от продаж и валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи сырой продукции и себестоимостью проданной продукции.

При определении прибыли от продаж помимо себестоимости проданной продукции, учитываются коммерческие и общехозяйственные расходы.

Валовая прибыль по итогам деятельности в 2008 году составила 111 158 тыс. рублей. Прибыль от продаж в 2008 году составила 61 752 тыс. руб., что меньше планового показателя на 3048 тыс. руб.

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж в 2008 году.

Прибыль от сбагривания продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РПобщ); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

П =      (7)

 

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости; при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [6, с. 274].

Выясним, как вышеперечисленные факторы влияют на сумму прибыли, используя данные табл. 10.

 

 

Таблица 10

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2008 году, тыс. руб.

Показатели

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации (В)

461800

468 345

459695

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

397000

401 988

397943

Прибыль от реализации продукции (П)

64 800

66 357

61 752


 

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году недовыполнен на 3048 тыс. руб. (61 752 – 64 800), или на 4,7 %.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, то при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

 

П(РП,Уд) = 66 357 – 64 800 = +1557 тыс. руб.

 

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально – условном исчислении.

 

ПРП = 64 800 ( - 100) = - 32 390 тыс. руб.

 

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата вычесть второй):

 

ПУд = 1557 – (-32 390) = + 33 947 тыс. руб.

 

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

 

ПС = 401 988 – 397 943 = + 4 045 тыс. руб.

 

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации при плановых ценах:

 

ПЦ= 459 695 – 468 345 = - 8 650 тыс. руб.

 

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину факторного показателя фактической (табл. 11).

 

Таблица 11

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

План

План

План

План

План

Впл - Зпл

64 800

Усл. 1

Факт

План

План

План

Ппл - КРП

64 476

Усл. 2

Факт

Факт

План

План

Вусл – Зусл

66 357

Усл. 3

Факт

Факт

Факт

План

Вф – Зусл

57 707

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф - Зф

61 752


 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым стоимостном выражении, для чего используется базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

Итак, выполнение плана по реализации на Комбинат составляет:

 

КРП = = = 0,9950

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшится на 0,5 % и составить 64 476 тыс. руб. (64 800 х 0,9950). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого вычтем от условной выручки условную сумму затрат:

 

468 345 – 401 988 = 66 357 тыс. руб.

 

Нужно также подсчитать, сколько прибыли хлебокомбинат мог бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого вычтем из фактической сумы выручки условную сумму затрат:

 

459 695 – 401 988 = 57 707 тыс. руб.

 

По данным табл. 11 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции:

 

ПРП = Пусл1 – Ппл = 64 476 – 64 800 = - 324 тыс. руб.;

 

структуры товарной продукции:

 

ПУд = Пусл2 – Пусл1 = 66 357 - 64 476 = + 1 881 тыс. руб.;

 

средних цен реализации:

 

ПЦ = Пусл3 – Пусл2 = 57 707 – 66 357 = - 8 650 тыс. руб.;

 

себестоимости реализованной продукции:

 

ПС = Пф – Пусл3 = 61 752 – 57 707 = + 4 045 тыс. руб.

 

В итоге суммарное изменение суммы прибыли составило - 3048 тыс. руб. (- 324+1 881 – 8650 + 4045).

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На хлебокомбинате сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения объемов реализации.

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)