Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Дэйли», г.Рязань. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками.
2. Рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной дебиторской задолженности.
3. Провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Экономическая сущность расчетов и их формы
1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и
заказчиками
Глава 2 Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками на примере предприятия ООО «Дэйли»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Дэйли»
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере ООО «Дэйли»
2.3 Учет и порядок расчетов с заказчиками на примере ООО «Дэйли»
2.4 Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей ООО «Дэйли»
2.5 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками и порядок списания просроченной задолженности на примере ООО «Дэйли»
Глава 3 Мероприятия по улучшению предприятия ООО «Дэйли»
3.1 Основные направления совершенствования учета расчетов с
покупателями и заказчиками

Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 71.58 Кб (Скачать файл)

На основе проверенных данных Главной книги  и Книги учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и регистров аналитического учета составляют бухгалтерскую  отчетность на предприятии.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажа»  и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы предъявленных расчетных  документов, аккредитуется в корреспонденции  со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Дата отражения  дебиторской задолженности в  бухгалтерском учете и ее размер определяются согласно установленной  учетной политике и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этим документам все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания. Следовательно, дебиторская задолженность отражается в учете, как правило, после отгрузки продукции.

Списание  долга в убыток вследствие неплатежеспособности поставщика не вызывает ее аннулирования. Списанная задолженность отражается за балансом в течение 5 лет с момента  списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случаи улучшения  имущественного состояния должника.

Если за момент реализации продукции принимается  момент ее отгрузки, то дебиторская  задолженность отражается по цене реализации продукции на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету  могут быть открыты  следующие субсчета:

- «Расчеты  в порядке инкассо»;

- «Расчеты  плановыми платежами»;

- «Расчеты  по векселям полученным»;

- «Расчеты  по авансам полученным».

На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитывают  расчеты по предъявленным покупателям  и заказчикам и принятым банком к  оплате расчетным документом за отгруженную  продукцию.

На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают  расчеты с покупателями и заказчиками  при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят  постоянный характер и не завершаются  поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитывают  расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

На субсчете 62.4 «Расчеты по авансам полученным»  используется, если в договоре предусмотрена  предоплата за реализуемую продукцию, выполнение работ по мере готовности. При этом суммы полученных авансов  и предварительной оплаты учитываются  обособленно от сумм поступающих  платежей по предъявленным покупателям  расчетным документам.

На сумму  оплаты за отгруженную продукцию предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику.

 
Корреспонденцию счетов можно представить  в таблице 2.

 
 Аналитический учет по сч.62 ведут по каждому предъявленному покупателем  или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей –  по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления  денежных средств по которым не наступил; векселями дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

При отгрузке продукции, выполнении работ, оказании услуг заказчику возникает дебиторская  задолженность, которая отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по цене продажи. Аналитический  учет по счет 62 ведется по каждому  предъявленному заказчику счету, а  при расчетах плановыми платежами  – по каждому заказчику (покупателю).

2.3    Учет и порядок расчетов с заказчиками на примере ООО «Дэйли»

 
К сожалению, на практике не редко возникают  ситуации, когда одна из сторон плохо  выполняет или вовсе не выполняет  своих обязательств по договору. Случается  что предприятие заключив договор  на приобретение необходимой продукции  и оплатив ее стоимость и доставку, не может не получить эту продукцию, не разыскать закрывшуюся фирму  поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с  договором партию продукции покупателю, не может вытребовать причитающиеся  ему деньги.

Все это заставляет искать такие формы расчетов и  договором, которые позволяли бы  избежать  подобных ситуаций. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.

Поставщик получит  деньги лишь после того, как выполнены  заранее оговоренные условия  и наступит событие, которое и  будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия  и «сигнальное» событие стороны  определяют заранее по взаимному  согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.     

При заключении всех договоров на поставляемую продукцию  в анализируемом хозяйстве ООО  «Дэйли» предусматривается аванс  в размере не менее 30%. Под авансом  подразумевается предоплата, осуществленная в счет будущей поставки продукции, выполнения работ либо оказания услуг.

 
Корреспонденцию счетов можно представить в таблице 3.

 
Авансы  не приносят организации экономической  выгоды, так как ей предстоит исполнить  свои обязательства - отгрузить продукцию, выполнить работу или оказать  услугу. И только после исполнения обязательства можно сказать, что  организация получила доход. Если же организация откажется от взятых на себя обязательств, то аванс придется вернуть.

При предоплате в счет будущей поставки продукции  организация-продавец может передумать и, оставив продукцию себе, вернуть  деньги несостоявшемуся покупателю. К авансам относят суммы, поступившие  за работу, которую организация еще  не выполнила.

Таким образом, если имеются сомнения в том, что  деньги придется возвращать, поступившие  суммы являются авансами, полученными  под отгрузку товаров, выполнение работ  либо оказание услуг.

Согласно  инструкции по применению Плана счетов авансы полученные учитываются на счете 62, субсчет "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Согласно  п. 3 ПБУ 9/99 поступление от других юридических  и физических лиц в порядке  предварительной оплаты товара (работ, услуг) не признаются доходами организации.

Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским  Кодексом РФ (2, гл. 31).

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне  один товар в обмен на другой.

По мере отгрузки продукции (работ, услуг) товары и иное имущество, отгруженные в счет бартерной  операции отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции  со счетом 62 по стоимости, предусмотренной  условиями бартера.   Одновременно в дебет счета 90 списывается себестоимость отгруженной продукции, товаров, основных средств и иного имуществ в корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей.

Товары, поступившие  на предприятие по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции с кредитом счетов 60, 76. одновременно на эту стоимость  уменьшается задолженность: Дебет 60, 76  Кредит 62.

2.4  Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей ООО «Дэйли»

 

В процессе производственно-хозяйственной  деятельности предприятие осуществляет приобретение сырья, материалов, других запасов, а также с реализацией  продукции и оказанием работ, услуг. Если расчеты за продукцию, оказанные  услуги производятся на условиях последующей  оплаты, в этом случае можно говорить о получении предприятием кредита  от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время само предприятие  выступает кредитором своих покупателей  и заказчиков, а также поставщиков  в части выданных им авансов под  предстоящую поставку продукции. В  этих условиях необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Превышение дебиторской  задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и в дальнейшем может  привести к необходимости привлечения  дорогостоящих кредитов банка и  займов для обеспечения текущей  производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Значительное превышение кредиторской задолженности над  дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.

Сравнительная оценка дебиторской  и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного  периода, используя данные баланса, дана в таблице  4.

Данные таблицы 4 свидетельствуют, о превышении кредиторской задолженности над дебиторской по состоянию на конец отчетного года на сумму 2980 тыс. руб. (3945-965). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской наблюдалось по следующим позициям:

- с покупателями и заказчиками  на 1478 тыс. руб.;

- с бюджетом на 953 тыс.  руб.;

- по оплате труда на 1002 тыс. руб.;

- с государственными внебюджетными  фондами на 512 тыс. руб.

Исключение составило, превышение дебиторской задолженности над  задолженностью перед прочими кредиторами  и по авансам, соответственно на сумму 949 тыс. руб. и 16 тыс. руб.

Расчеты с поставщиками материально-технических  ресурсов и покупателями готовой  продукции занимают наибольший удельный вес в составе дебиторской  и кредиторской задолженностей и являются результатом взаимных неплатежей. Следует отметить, что предприятие активно использует стратегию товарных ссуд, реализуя потребителям свою продукцию с рассрочкой в платеже, а также использует беспроцентные заемные средства для приобретения материально-производственных ресурсов и осуществления других расчетов.

Методика анализа оборачиваемости  кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности. Сравнительный анализ оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  представлен в таблице 5.

Оценка состояния дебиторской  и кредиторской задолженностей позволяет  сделать следующий вывод о  том, что период погашения кредиторской задолженности на 19 дней больше, чем  дебиторской задолженности, что  объясняется превышением суммы  кредиторской задолженности над  дебиторской в 1,7 раза. Причина этого  – более низкая скорость обращения  кредиторской задолженности по сравнению  с дебиторской. Такая ситуация может  рассматриваться положительно, так  как обеспечивает дополнительный приток денежных средств, но только в случае, если невелика доля просроченных платежей. В противном случае дефицит платежных  средств при условии наступления  сроков погашения долговых обязательств может привести к дальнейшему  росту кредиторской задолженности  и в конечном итоге к неплатежеспособности предприятия.

 

2.5  Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками и порядок  

 списания просроченной  задолженности на примере  

Инвентаризация производится в  соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств организации. 

Цель данной инвентаризации – обеспечение  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, это один из наиболее действенных  механизмов внутреннего контроля за сохранностью полнотой и своевременностью существования расчетов по хозяйственным  договорам и обязательствам по уплате налогов своевременном выявлении  ошибок в учете и внесением  исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе инвентаризации решаются следующие  задачи: выявление фактического наличия  готовой продукции; сопоставление  фактического наличия с данными  бухгалтерского учета.

Порядок и срок проведения инвентаризации устанавливается руководителем  организации, за исключением случаем, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством. Установленный порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из его направлений.

Инвентаризация может быть обязательной и инициативной, плановой и внеплановой, полной и частичной (по степени проверяемых  объектов).

В соответствии со ст.12 Закона № 402-ФЗ проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи готовых изделий; в случаи стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций; при реорганизации ил ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Инвентаризация, проводимая в соответствии с утвержденным порядком, характеризуется  как плановая. Кроме того, организации  могут проводить внезапную (внеплановую) инвентаризацию с целью обеспечения  дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов продукции у  материально ответственных лиц  или по другим причинам.

При осуществлении полной инвентаризации проверке подлежат все объекты готовой  продукции, подлежащие инвентаризации в соответствии с установленным  порядком ее проведения. При частичной  – проверяется один  из видов готовой продукции.

Периодичность и сроки проведения инвентаризации определяются в соответствии со спецификой деятельности организации  с учетом установленных законодательством  требований.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия.При большом объеме работ, а так же для проведения внеплановой  инвентаризации могут быть созданы  рабочие инвентаризационные комиссии.В  состав инвентаризационных комиссий включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а так же могут  быть включены специалисты службы внутреннего  аудита или независимых аудиторских  организаций.Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических  остатках товарах, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность  оформления результатов инвентаризации.Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации не действительным.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками