Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:56, дипломная работа
Целью бухгалтерского учета операций с денежными средствами является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе.
Целью данной дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и аудита операций с денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, а также анализ экономической эффективности использования денежных средств.
Введение……………………………………………………………..……. 7
1 Организация бухгалтерского учета движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………………………………………… 11
1.1 Краткая финансово-экономическая характеристика
ООО «ТРАНС-СТРОЙ»……………………………………………….… 11
1.2 Учет денежных средств и документов ООО «ТРАНС-СТРОЙ»… 18
1.3 Учет операций по расчетному счету…………………………….. 25
2 Аудиторская проверка движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………………………………………………………..... 31
2.1 Аудит учетной политики ООО «ТРАНС-СТРОЙ»……………… 31
2.2 Внутрихозяйственный контроль за поступлением и расходованием кассовой наличности в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………… 35
2.3 Основные способы приема и проведения аудита денежных средств 38
2.4 Проверка кассовых операций…………………………………… 53
2.5 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита денежных средств в организации..…………………………………………………… 60
3 Анализ движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ».…..… 64
Анализ состава денежных средств……………………………… 64
Анализ движения денежных средств…………………………… 66
Оптимизация уровня денежных средств организации ……….. 80
4 Разработка мероприятий, направленных на улучшение организации учета денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………………… 91
4.1 Основные проблемы организации учёта денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………………………………………… 91
4.2 Предложения по совершенствованию учета и внутреннего
аудита денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………… 94
Заключение………………………………………………………………… 101
Список литературы……………………………………………………….. 104
- обоснованность перечисления денежных средств (наличие договоров, контрактов);
- правильность составления
Аудитор должен ознакомиться с применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке; документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.
В начале проверки
Аудит операций совершенных в отчетном периоде, осуществляем путем тщательного изучения выписок банка с приложенными к ним платежными документами: следует установить обоснованность всех перечислений с расчетного счета (договора, расчеты платежей и т.п.). Также следует изучить полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.
Особое внимание следует уделить выявлению случаев совершения незаконных банковских операций, т.е. операций, осуществленных без договоров между организациями или по бестоварным счетам.
При проверке поступивших на счета денежных средств устанавливается правильность их учета и полнота зачисления. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвердить обоснованность и полноту зачисления денежных средств. В ходе проверки выясняют также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др.
Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание обращают на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи- приемки выполненных работ, накладных регистров по счетам 51 и 55. Особое внимание следует уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.
Операции, осуществляемые в иностранной валюте, относятся к числу наиболее сложных объектов учета, поэтому аудит этих операций целесообразно осуществлять методом сплошного контроля. Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числен и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка РФ, то эта лицензия не служит основанием для зачисления на него валютной выручки, поэтому в Центральном банке РФ должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счета в зарубежном банке. При проверке операций по поступлению валютных средств на валютные счета аудиторам необходимо установить:
- как зачислялась валютная
- правильно ли применялись
- не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;
- соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;
- правильно ли определялась
сумма валютной выручки, подлежащая
продаже на внутреннем
- своевременно ли
- правильно ли оплачено
- правильно ли рассчитаны и
отнесены на счета учета
Проверяя соблюдение действующ
Так как для отражения
в бухгалтерском учете и
Для этого аудитор сплошным
порядком должен выполнить
При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты, так как именно по этим операциям и допускается большое количество ошибок в методологии учета.
В заключение устанавливают правильность отражения в учетных регистрах валютных операций. Для этого с помощью приемов прослеживания и сопоставления записей в учетных регистрах по счету 52 «Валютный счет» с данными учетных регистров по счетам учета материальных ценностей (08, 10, 19, 41 и др.), затрат (20, 43, 44 и др.), расчетов (60, 62, 76 и др.), прибылей и убытков (90, 91 и др.), выясняют содержание указанных корреспонденций счетов и их соответствие требованиям нормативных документах.
На первое число каждого квартала остатки по валютному счету в Главной книге должны быть равны строке 263 баланса (ф.№1). (см. Приложение)
Все выявленные в ходе аудиторской проверки денежных средств нарушения действующего порядка осуществления и отражения в учете операций по кассе, расчетному, валютному и прочим счетам в банках аудиторы фиксируют в своих рабочих документах.
На основании собранных данных они производят оценку организации на проверяемом предприятии систему учета денежных средств. Все установленные факты нарушений обсуждаются аудиторами с главным бухгалтером предприятия, объяснения которого по отдельным вопросам могут быть приняты аудитором во внимание. Тем не менее существенные нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета должны быть отражены аудитором в аудиторском отчете по результатам аудита.
Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.
В описательной части
Таким образом, на заключительном этапе производится формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки, а также составление отчета аудитора и предоставление его вместе с рабочей документацией руководителю группы. Выявленные замечания, вопросы, которые с точки зрения аудитора, проверяющего операции учета денежных средств в кассе, подлежат дальнейшему анализу и обработке другими аудиторами, формируются в виде служебных записок по установленной форме. В отчетных документах приводятся выводы и рекомендации по выявленным нарушениям и замечаниям, с обязательным указанием ссылки на нормативный документ, согласно действующему законодательству. Рабочие документы и отчетные документы аудитора, подшитые в отдельную папку по установленной форме, представляются руководителю группы для включения результатов в отчет.
2.4 Проверка кассовых операций
Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитор должен собрать по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Выяснить, как соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как обеспечивается санкционирование различных платежей из кассы, можно путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д. Необходимо убедиться, соответствует ли принятый в организации порядок ведения кассовых операций порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Целью проверки кассовых операций является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии порядка ведения кассовых операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др. В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать ассистентов. При проверке следует установить, соблюдает ли организация установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. По желанию аудитора или директора организации можно провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет. При инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами пожарно-охранной сигнализации. В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы. Как уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 "Денежные документы", при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов. Аудитору необходимо проверить правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру).
Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов организации с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Переводы в пути», «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналам-ордерам, ведущиеся по дебету счетов.
В первую очередь проверяется правильность оформления первичных документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной) и без помарок или исправлений даже оговоренных. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления, и перечисляются прилагаемые к ним документы. Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии организации в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.
При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: не превышали ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита, и использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений. При этом следует иметь в виду, что организации имеют право хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита, а также использовать деньги из выручки в пределах норм, установленных банком по согласованию с руководителем организации. Исключением являются полученные суммы для выплаты заработной платы, премий, стипендий, пенсий в течение трех рабочих дней (для колхозов, исполкомов, сельских советов не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке. Денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в обслуживающий организацию банк.