Учет и аудит денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью дипломной работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств предприятия, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств на примере структурного подразделения Витебской дистанции сигнализации и связи Транспортного РУП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать экономическую сущность и функции денег,;
изучить теоретические основы учета и использования денежных средств;

Файлы: 1 файл

uchet-i-audit-denezhn-sredstv.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Функциями контроля операций с денежными средствами являются (рисунок 1.3):

Рисунок 1.3 – Функции контроля денежных средств

 

Таким образом, правильная постановка контроля на предприятии позволит избежать нарушений в порядке ведения кассовых операций и операций по счетам в банке, а также обеспечит правильное отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и позволит избежать штрафных санкций при проверке государственными ревизионными, налоговыми службами.

 

1.2. Роль денежных средств  в национальной экономике

 

Роль любой экономической категории в экономике определяется теми функциями, которые выполняет эта категория. Соответственно, роль денежных средств определяется теми функциями, которые они выполняют. Вместе с тем, роль денежных средств определяется и экономико-политическим строем общества, изменения в котором приводят и к изменениям роли денег. Роль денежных средств определяется тем результатом, который достигается с их помощью в экономическом и социальном развитии общества. Из того, что деньги используются в деятельности хозяйствующих субъектов, в развитии и повышении эффективности производства, в экономном использовании ресурсов, в росте материальной заинтересованности людей как субъектов экономических отношений — они играют важную роль в повышении роли государства в экономической и социальной жизни общества.

Результаты применения и воздействия денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужд, а для других потребителей, которым она продается за деньги. Иными словами, производимая продукция принимает форму товара; между участниками процессов производства и реализации товаров складываются товарно-денежные отношения.

Роль денег, прежде всего, проявляется в результатах участия денег в установлении цены товара. В условиях рыночной экономики эта величина складывается, исходя из стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и конкуренция, что позволяет снижать цену товара. Однако снижение цен могут допустить производители, у которых уровень издержек ниже. Напротив, производители, у которых уровень издержек выше, вынуждены либо добиться снижения издержек, либо сократить или прекратить производство таких товаров. Механизм ценообразования направлен, следовательно, на повышение эффективности производства, на снижение уровня издержек.

Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда они выполняют функцию средства обращения или средства платежа. При оплате приобретаемых ценностей или оказанных услуг покупатель контролирует уровень цен и качество товаров и услуг, что вынуждает изготовителей снижать цены и повышать качество своей продукции. В итоге это направлено на повышение эффективности производства.

Роль денег меняется в связи с изменениями условий развития экономики. При переходе к рыночной экономике их роль повышается. Так расширяется сфера применения денег при приватизации предприятий и имущества, включая недвижимость. Усиливается роль денег в обоснованной оценке имущества, а также при приобретении имущества (включая недвижимость), так как необходимо располагать соответствующей суммой денег, накопление которых требует немалых усилий.

Повышается роль денег в усилении заинтересованности в улучшении работы предприятий, использовании имущества, включая и возможность увеличения дивидендов.

Деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, в функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.

С помощью денег можно определить не только суммарную величину издержек (материалы, амортизация, электроэнергия, зарплата и др.) на производство каждого вида продукции и совокупного их объема, но и результаты производства посредством цены отдельных видов продукции, всего ее объема, величину полученной прибыли.

Успешная деятельность государственных органов по удовлетворению социальных и других нужд предполагает получение для этого доходов (за счет налогов и других источников) и целесообразное их расходование. Использование денег позволяет предпринимать меры по увязке и достижению сбалансированности величины денежных доходов и расходов.

Денежная оплата труда рабочих и служащих, денежные доходы предпринимателей побуждают их активизировать свое участие в процессах производства, увеличении его объема, в реализации продукции, поскольку при таких условиях возрастают денежные доходы граждан и предпринимателей, что соответственно может способствовать повышению уровня их благосостояния.

В отличие от натурального распределения продукции между участниками ее производства, денежная оплата позволяет дифференцировать состав и ассортимент продукции, используемой для потребления каждым гражданином благодаря приобретению нужных товаров. При этом владелец денег может не только выбрать нужный ему товар, но также подвергнуть контролю цены и качество приобретаемых товаров.

Важную роль выполняют деньги в экономических взаимоотношениях с другими странами. Деньги используются для оценки и определения выгодности операций по экспорту и импорту товаров, а также для денежных расчетов по таким операциям.

Деньги применяются также при проведении расчетов между странами в связи с кредитными и другими нетоварными операциями. Для характеристики роли денег во внешнеэкономических отношениях важно и следующее. В каждой стране периодически составляется торговый баланс, в котором сопоставляются выраженные в деньгах операции по экспорту и импорту товаров. В результате сопоставления объема экспорта и импорта за определенный период подводятся итоги таких операций в виде активного (превышение экспорта над импортом) либо пассивного (превышение импорта над экспортом) торговых балансов.

Повышение эффективности развития экономики обусловливает проведение мероприятий по усилению роли денег. Для этой цели первостепенное значение имеет преодоление инфляции, а также расширение сферы применения денег, совершенствование организации их обращения, последовательная увязка денежной массы с потребностями оборота.

Вместе с тем следует учитывать, что для последовательного усиления роли денег в повышении эффективности развития экономики необходимы обоснованные меры по обеспечению денежного оборота платежными средствами в соответствии с потребностью в них, а также меры по достижению устойчивости денежной единицы, выражающейся в постоянной покупательной ее способности.

Несмотря на то, что денежные средства не имеют собственной стоимости и товарной природы, они играют чрезвычайно важную роль в национальной экономике. Поэтому в настоящее время все без исключения страны уделяют внимание вопросам учета денежных средств.

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности операций с денежными средствами

 

Учет денежных средств должен осуществляться в соответствии с нормативно-правовой базой, которая включает большое количество нормативных правовых актов. К ним относятся:

I – декреты, указы Президента Республики Беларусь;

II – кодексы Республики Беларусь;

III – законы Республики Беларусь;

IV – инструкции, положения министерств  и ведомств.

В настоящее время достоверный бухгалтерский учет денежных средств организации регламентируется следующими нормативными документами:

  1. Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-З (редакция от 29.12.2006) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

  1. Статьи 19, 30 и 212 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (редакция от 22.01.2013)
  2. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 года № 166-З (редакция от 26.10.2012 N 431-З), предусматривающий обязанность при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.
  3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (редакция от 08.02.2013) «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

До 1 января 2012 г. типовым планом счетов бухгалтерского учета предусматривалось открытие таких субсчетов, как 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы», 50-4 «Валютная касса», 50-5 «Касса филиала».

С 1 января 2012 г. можно открывать следующие субсчета: «Касса организации», «Касса филиала (представительства)», «Валютная касса». Учет денежных документов следует вести на счете 10 «Материалы».

  1. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (редакция от 24.10.2011);

В соответствии с данным порядком  расчеты наличными денежными средствами допускаются между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь в размере не более 50 минимальных заработных плат в месяц. При этом расчеты юридических лиц, их обособленных подразделений наличными денежными средствами осуществляются с разрешения руководителя обслуживающего банка, т. е. соответствующие расчеты вправе осуществлять юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, занимающиеся международными автомобильными перевозками грузов, в размере, превышающем 50 минимальных заработных плат в месяц, только за услуги, связанные с этими перевозками, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, редакция подпункта 5.3 вышеназванного документа предусматривает, что расходование наличных денежных средств в размере, превышающем 50 минимальных заработных плат в месяц, впредь будет осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на цели, предусмотренные законодательством, и в порядке, определенном Национальным Банком Республики Беларусь.

  1. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (редакция от 12.11.2012).

Инструкция устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях.

  1. Постановление Правления Национально Банка Республики Беларусь от 27.03.2012 № 136 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь».

Постановлением уточнено, что возвращенные в кассу денежные средства, ранее полученные по чеку в банке и выданные на командировочные расходы, расчеты между юридическими лицами, оплату труда и др., можно расходовать на те цели, на которые они были получены по чеку.

  1. Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национально Банка Республики Беларусь от 30.03.2011 № 112.

Инструкция регламентирует сроки и порядок выдачи наличных денег из касс банков на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов производится в соответствии с законодательством.

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 г. № 924/16 (редакция от 22.01.2013) «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр».

Определяет порядок приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также вопросы применения кассового оборудования.

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011г. № 912 (редакция от 17.02.2012) «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Информация о работе Учет и аудит денежных средств