Учет и аудит денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью дипломной работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств предприятия, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств на примере структурного подразделения Витебской дистанции сигнализации и связи Транспортного РУП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать экономическую сущность и функции денег,;
изучить теоретические основы учета и использования денежных средств;

Файлы: 1 файл

uchet-i-audit-denezhn-sredstv.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

При планировании следует выделить такие этапы:

  • предварительное планирование;
  • подготовка общего плана аудита;
  • составление программы аудита.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.

Аудитору следует ознакомиться с:

  • организационно-управленческой структурой клиента;
  • видами хозяйственной деятельности;
  • технологическими особенностями производства;
  • существованием дочерних и зависимых организаций.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

    • устав клиента;
    • протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;
    • учетная политика;
    • бухгалтерская отчетность;
    • внутренние отчеты контролеров;
    • материалы налоговых проверок;
    • материалы судебных и арбитражных исков;
    • беседы с руководством и исполнительным персоналом;
    • информация, полученная при осмотре основных участков, складов клиента.

На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская организация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита.

В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее будут рассмотрены в следующих параграфах данной работы.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени необходимо учесть:

— реальные трудозатраты;

— расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

— уровень существенности;

— проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование группы с учетом квалификации аудиторов;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистента аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.

Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать в получения достаточной убежденности в том, что система бухгалтерского учета достоверно (или недостоверно) отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта.

В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты временя на их осуществление.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: высокая, средняя, низкая.

Изучение и оценка, особенностей бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.

При подготовке программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, определяют внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности. С помощью установленных рисков уровня существенности выявляют значимые для аудита области и планируют необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленных при планировании.

 Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством клиента отдельные положения программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы.

Программа аудита, по сути, является углублением общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить свою программу, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений документируются.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

 

Разрабатывая программу аудиторской проверки учёта денежных документов и денежных средств в кассе, на расчётном и других счетах в банках, необходимо сначала определить основные цели данной проверки.

Цель проверки операций с денежными средствами – установление законности, достоверности и целесообразности их осуществления, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными задачами проверки являются (рисунок 3.1):

 

Рисунок 3.1 – Задачи контроля денежных средств

 

Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:

  • организационно-распорядительные и первичные документы:

Должностная инструкция кассира и приказ о его назначении; договор с кассиром о полной индивидуальной материальной или коллективной (бригадной) ответственности установленной формы; приходные и расходные кассовые ордера; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; заявления на взнос наличной иностранной валюты; журнал (книга) регистрации депонентов; авансовые отчеты; выписки банка по счетам с приложенными к ним документами; перечень лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке; договоры на банковское обслуживание; журнал регистрации платежных поручений; инкассовое поручения; чековые книжки; реестры чеков и др.

  • регистры синтетического и аналитического учета:

Главная книга; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты е разными дебиторами и кредиторами» и т.п.; журнал кассира-операциониста; кассовая книга; отчеты кассира и др.

  • бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность:

Бухгалтерский баланс; отчет о движении денежных средств; пояснительная записка к балансу; отчет об обороте; отчет о поступлении и расходовании валютных средств.

Основные нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проверке денежных средств и операций по счетам в банках:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 (редакция от 28.01.2010) «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 (редакция от 21.06.2012) «Об обязательной продаже иностранной валюты»;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 № 112 (редакция от 30.03.2011) «Об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (редакция от 12.11.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 № 98 (редакция от 18.10.2010) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь»;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (редакция от 08.11.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38 (редакция от 23.03.2011) «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201 (редакция от 22.01.2013) «Об утверждении Правил осуществления операций с электронными деньгами»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (редакция от 22.04.2010) «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь»;
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 № 199 (редакция от 06.06.2011) «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г. № 78».

Рассмотренные выше цели проверки реализуются через систему проводимых аудитором процедур. Последовательность процедур при проведении такой проверки представлена в таблице 3.1:

 

Таблица 3.1 - Необходимые  аудиторские процедуры при проверке операций с денежными средствами

 

Содержание процедуры

Источники информации

1

Проверка ведения учета кассовых операций, наличие материально-ответственного лица, сверка остатка денежных средств по кассе с данными учета, соблюдения лимита денежных средств в кассе.

Кассовая книга, договора о материальной ответственности, первичные бухгалтерские документы.

2

Проверка своевременности оприходования денежных средств в кассу и сдачи их в банк, наличия оправдательных документов на выдачу денежных средств, правильности оформления расходных документов.

Приходные и расходные кассовые ордера, выписки банка.

3

Проверка периодичности и качества  проведения ревизии кассы. Проверка соответствия помещения кассы требованиям по обеспечению сохранности денежных средств по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Организация перевозок денежных средств, обеспечение условий для их сохранности

Акты ревизии кассы. Устная информация, полученная от ответственных сотрудников.

4

Правильность подсчета итогов в платежных ведомостях. Правильность оформления документов при депонировании заработной платы. Провести сверку первичных документов по зарплате с данными отчета по кассе

Ведомости зарплаты, кассовая книга.


Окончание таблицы 3.1

Содержание процедуры

Источники информации

5

Соблюдение лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Кассовая книга,

первичные документы.

6

Правильность составления корреспонденции счетов. Соответствие записей в кассовой книге записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности по счету 50 "Касса"

Кассовая книга, главная книга, лицевые счета.

7

Проверка наличия договоров на открытие счетов в банке, наличия выписок банка о движении денежных средств, наличия оснований для списания со счета денежных средств.

Выписки банка, договора

8

Сверка остатков денежных средств по счету в банке с данными бухгалтерского учета на отчетную дату. Соответствие сумм, указанных в выписках банка, суммам, указанным в приложенных к ним платежных документах

Выписки банка, кассовые документы.

9

Полнота и достоверность банковских выписок. Обоснованность перечисления денежных средств с расчетного и других счетов, в т.ч. по акцептованным платежным поручениям

Выписки банка, первичные документы

10

Правильность составления корреспонденции счетов. Соответствие записей в выписках банка записям в синтетическом и аналитическом учете по счетам 51, 52, 56, 57 и формах бухгалтерской отчетности

Главная книга, выписки банка, лицевые счета.

11

На основании проведенных аудиторских процедур сделать общие выводы по компоненту аудита, оценить выполнение организацией рекомендаций предыдущей аудиторской проверки по перечню конкретных замечаний.

х

Информация о работе Учет и аудит денежных средств