Учет и аудит МПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть порядок проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов на предприятии и научиться выявлять ошибки в ведении учёта МПЗ в ООО «Моспрофиль».
Задачи курсовой работы:
- раскрытие теоретических аспектов аудита материально-производственных запасов;
- изучение основных нормативно-правовых документов, согласно которым ведется учет материально-производственных запасов;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита материально-производственных запасов
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов ……………………………………...
1.2. Аудит материально-производственных запасов …………
Глава 2. Аудит материально-производственных запасов на примере ООО «Моспрофиль»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Моспрофиль» …………………………………………………...
2.2. План и программа аудита. Проверка учета материально-производственных запасов ……………………………………...
2.3. Выводы по результатам инвентаризации и аудиторской проверки ………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………
Приложения ……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа5.docx

— 132.71 Кб (Скачать файл)

Отражение в бухгалтерском учете  проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета  ТМЦ проверяют с помощью подтверждения.

Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению МПЗ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

Устный опрос используется в  ходе получения ответов на вопросник  аудитора по предварительной оценке состояния МПЗ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Для подтверждения правильности отражения  в бухгалтерском учете поступления  и расходования , полноты и своевременности  их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов6.

Если удельный вес материально-производственных запасов составляет более 5% актива баланса, то следует очень внимательно  отнестись к проверке, так как  стоимость материалов занимает существенную часть в себестоимости выпускаемой  продукции. Зачастую финансовый результат  деятельности всего предприятия  напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Кроме того, ошибки, допускаемые в учете, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата, налогооблагаемой прибыли. Поэтому важно выявить все особенности синтетического и аналитического учета материалов на проверяемом предприятии. Необходимо отметить, что аналитическая информация о составе, стоимости, движении материалов, используемых в производстве, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, а также для принятия оптимальных управленческих решений7.

Операции, отраженные в первичном учете, в  журналах-ордерах, ведомостях, Главной  книге, бухгалтерской отчетности, проверяются  в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего  необходимо проконтролировать организацию  складского хозяйства и контрольно-пропускной системы.

Применение модели аудиторского риска заключается в понимании  аудитором взаимосвязи между  компонентами аудиторского риска и  между уровнем аудиторского риска, количеством и качеством необходимых  аудиторских доказательств.

Таким образом, для того чтобы подготовить оптимальный  план проведения аудита, необходимо при  расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие, основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них  факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска  позволят составить приемлемый план аудита. Поэтому при оценке аудиторских  рисков необходимо руководствоваться  требованиями правила (стандарта) «Существенность  в аудите».

Аудиторский риск зависит также от уровня существенности имеется обратная зависимость:

а) чем  выше уровни существенности, тем ниже общий аудиторский риск;

б) чем  ниже уровни существенности, тем выше аудиторский риск.

Приемлемый  аудиторский риск выражает меру готовности аудитора признать приемлемой вероятность  содержания в финансовой отчетности материальных (существенных) ошибок после  завершения аудита и выдачи клиенту  стандартного аудиторского заключения без оговорок.

Внутрихозяйственный (присущий) риск выражает меру ожидания аудитором вероятности содержания в отчетности ошибок, превосходящих  допустимую величину, до проверки системы  внутрихозяйственного контроля.

Риск  контроля выражает меру ожидания аудитором  вероятности пропуска ошибок, превосходящих  величину, допустимую системой внутрихозяйственного контроля.

Риск  необнаружения (процедурный риск) выражает меру готовности аудитора признать вероятность  невыявления в процессе проведения аудита ошибок, превосходящих допустимую величину.

Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудитора относительно проверки отчетности. Аудиторский риск всегда находится  в пределах от нуля до единицы. Нулевой  риск означает полную уверенностью аудитора в достоверности показателей  финансовой отчетности. Но аудитор  не должен гарантировать полного  отсутствия существенных ошибок в финансовой отчетности8.

В связи  с большим объемом проверяемых  операций в ходе аудита материальных запасов, аудитору необходимо правильно построить аудиторскую выборку, так чтобы в проверяемую совокупность попало как можно больше документов.

Аудиторская выборка – это применение аудиторских  процедур менее чем ко всем элементам  одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность  аудитору поучить и оценить аудиторские  доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка9.

При проведении выборочной проверки правильности отражения  в учете оборотов и сальдо по счетам (проверки по существу) для расчета  объема выборки воспользуется следующая формула:

n = (C х КР) / ДОВ (2),

где n – объем выборки, элементов;

С – общая  сумма сальдо проверяемого счета (оборота), руб.;

ДОВ –  допустимая ошибка выборки, руб.;

КР –  коэффициент риска.

Соответственно, следующим этапом планирования аудитор  должен составить аудиторскую программу, на основании которой будет осуществлять процедуры по существу.

Проверка  состояния складского хозяйства  и сохранности МПЗ - одна из важнейших  аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации аудитор обследует  склады, кладовые, цехи и другие места  хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояние противопожарной  безопасности, оснащенность складов  оборудованием, техникой, приборами  и правильность их эксплуатации, состояние  охраны складских помещений. Неудовлетворительная организация складского хозяйства  свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ10.

В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности  работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей.

При осмотре  мест хранения МПЗ по имеющимся у  материально ответственных лиц  документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в карточки складского учета. Неучтенные излишки  материалов и готовой продукции  могут создаваться путем:

  • замены сырья при изготовлении готовой продукции;
  • обсчета сдатчиков сырья и материалов в весе, влажности, понижении их сортности;
  • обвеса, обсчета, обмера покупателей при отпуске им готовых изделий;
  • необоснованного оформления актов на потери материалов при их транспортировке или хранении на складах.

Аудит МПЗ  можно разделить на:

  • проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;
  • проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности.

Аудиторские процедуры подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после нее. До проведения инвентаризации аудитор запрашивает документы  о результатах предыдущих инвентаризаций, анализирует структурные и количественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также  об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой  организации в последние дни  отчетного года или в первые дни  следующего года. Однако если инвентаризация была проведена на какую-то промежуточную  дату, аудитору необходимо отследить  поступление и выбытие запасов  в период, прошедший с момента  проведения инвентаризации до отчетной даты.

Запасы  могут хранить на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проводить одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то аудитору нужно по документам отследить внутреннее перемещение запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.

При проведении инвентаризации у аудитора могут  возникнуть сложности в получении  доказательств о запасах, вызванные  особенностями технологического процесса. Для этого иногда могут понадобиться консультации специалистов.

Иногда  по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту  заключения договора на аудит инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В  таком случае аудитор может применить  математические методы, которые с  определенной вероятностью позволяют  оценить величину запасов. Может  сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части МПЗ11.

Заключительный  этап предусматривает:

- анализ  выполнения программы аудита;  

- классификацию  выявленных ошибок и нарушений;

- обобщение  результатов проверки;

- оформление  результатов аудита материально-производственных  запасов.

 

 

 

 

Типичные нарушения правил учета операций с материально-производственными  запасами12

Вид нарушения или ошибки

Нарушение или ошибка

1. Нарушения порядка сохранности  ТМЦ по местам хранения

- отсутствие специализированных  складов для хранения материальных  ценностей;

- нарушение санитарных норм, норм  противопожарной безопасности и  др.;

- необеспеченность складов весами, измерительными приборами и мерной  тарой (или данное оборудование  неисправно);

- не размещение ТМЦ по секциям,  группам, типо- и сорторазмерам  в штабелях, ящиках, контейнерах,  на стеллажах, полках, ячейках,  поддонах и проч.;

- отсутствие пропускной системы  при ввозе и вывозе ТМЦ из  организации;

- отсутствие приказа по организации  о присвоении постоянного номера  каждому складу (материалов, товаров,  продукции);

- отсутствие материального ярлыка (номенклатуру-ценник) на каждый  номенклатурный номер ТМЦ по  местам хранения;

- отсутствие раздельного хранения  готовой продукции и материальных  ценностей, используемых для ее  производства;

- отсутствие приказа о назначении  круга лиц, ответственных за  сохранность материальных ценностей;

- отсутствие договоров с материально  ответственными лицами об их  полной индивидуальной материальной  ответственности;

- не закрепление МБП за конкретными  лицами в местах хранения и  использования ТМЦ; 
- несоблюдение условий хранения ТМЦ.

2. Нарушения и ошибки в проведении  инвентаризации ТМЦ

- отсутствие графика проведения  инвентаризации ТМЦ

- отсутствие приказа руководителя  организации о проведении инвентаризации  ТМЦ;

- отсутствие приказа руководителя  организации о создании инвентаризационной  комиссии;

- не проведение инвентаризации  в отчетном году;

- не соблюдение сроков выполнения  инвентаризации графику;

- отсутствие актов инвентаризации;

- несоблюдение правил инвентаризации (не заполняются некоторые инвентаризационные  описи по ТМЦ, находящимся в  пути, отгруженным, но не оплаченным  в срок, принятым или переданным  на ответственное хранение, поступившим  и отпущенным во время инвентаризации  и др.);

- неправильное отражение в бухгалтерском  учете результатов инвентаризации;

- несоответствие данных аналитического  учета материалам инвентаризации.

3. Отсутствие контроля за отпуском  ТМЦ со склада в производство

- отсутствие приказа руководителя  организации об установлении  круга лиц, которым дано право  затребовать ТМЦ и разрешать  их отпуск со склада;

- отсутствие на складе образцов  подписей таких лиц;

- несоблюдение правил выдачи  доверенностей на получение ТМЦ;

- отсутствие обоснования применяемых  норм;

- несоответствие израсходованных  на производство материалов установленным  нормам (внутрихозяйственным или  государственным); 
- не выявление лиц, виновных в перерасходе материалов;

- образование кредитового сальдо  в стоимостном и количественном  измерении по аналитическому  счету учета ТМЦ;

- несоответствие складских запасов  нормативам.

4. Общие нарушения и ошибки  в организации учета ТМЦ

- отсутствие лицензии и разрешений  на определенные виды деятельности;

- не утверждение способов оценки  и учета ТМЦ в учетной политике  организации;

- несоответствие принятой учетной  политики действующему порядку  бухгалтерского учета;

- отсутствие утвержденного рабочего  плана счетов по учет ТМЦ  (с перечнем синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов  к ним);

- отсутствие схем отражения  в бухгалтерском учете операций  с материальными запасами (типовой  корреспонденции счетов);

- отсутствие графика документооборота  по движению ТМЦ. 

5. Нарушения и ошибки в документировании  операций с ТМЦ

- неиспользование унифицированных  форм по учету операций с  ТМЦ;

- не отражение в учетной политике  разработанных в организации  форм документов (не приведены  в виде приложений);

- несоответствие разработанных  в организации нетиповых форм  требованиям Федерального закона  «О бухгалтерском учете»;

- не правильное оформление первичных  документов на поступление и  выбытие ТМЦ;

- отсутствие первичных документов;

- неправильное оформление или  отсутствие первичной документации  на внутреннее движение ТМЦ.

6. Нарушения в ведении аналитического  учета ТМЦ

- отсутствие учета материальных  ценностей в натурально-стоимостном  выражении;

- отсутствие классификации материальных  ценностей;

- отсутствие аналитического учета  по наименованиям запасов;

-  отсутствие аналитического  учета по местам хранения;

- отсутствие аналитического учета  по материально ответственным  лицам;

- отсутствие партийного или  сортового учета;

- отсутствие обособленного учета  запасов производственного и  непроизводственного назначения;

- отсутствие обособленного учета  морально устаревших или частично  потерявших свое первоначальное  качество ТМЦ;

- отсутствие обособленного учета  запасов, поступивших без сопроводительных  документов поставщика (неотфактуренных  поставок);

- отсутствие обособленного учета  запасов, принадлежащих организации,  но находящихся в пути;

- отсутствие обособленного учета  запасов, не принадлежащих организации,  но находящихся в ее пользовании  или распоряжении в соответствии  с условиями договора;

- отсутствие карточек складского  учета;

- неправильное ведение карточек  складского учета;

- отсутствие контроля со стороны  бухгалтерии за правильностью  ведения карточек складского  учета

- несвоевременное оформление записей  в карточки складского учета.

7. Нарушения и ошибки в оценке  поступивших в организацию ТМЦ

- отсутствие контрактов и договоров;

- несоответствие цен на материальные  ценности в расчетных документа  ценам, указанным в контрактах  и договорах;

- несоответствие даты поставки  на учет приобретенных ТМЦ  условиям контракта;

- не отражение в учетной политике  организации способа оценки ТМЦ  при их поступлении;

- несоответствие фактической оценки  поступивших ТМЦ способу оценки, установленному учетной политикой  организации;

- неправильное исчисление фактической  себестоимости материальных ценностей  при их приобретении за плату:

  • В себестоимость запасов не включены транспортно-заготовительные расходы;
  • Ошибки при определении фактических затрат, связанных с начислением процентов по кредитам и займам, полученным под ТМЦ;
  • В себестоимость запасов не включены таможенные платежи;
  • В себестоимость запасов не включены невозмещаемые налоги;
  • В себестоимость запасов не включены расходы по страхованию;
  • В стоимость запасов включены недостачи сверх норм естественной убыли;
  • Отнесена не себестоимость продукции стоимость тары в случаях, когда тара принята от поставщика с материальным ресурсом и выделена в документах отдельной строкой;
  • Сделаны арифметические ошибки при расчете фактической себестоимости;
  • Сделаны ошибки в оценке запасов, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных единицах;
  • - пересчет проведен по курсу, отличному от курса на дату перехода права собственности на ТМЦ;

- отсутствие учета претензий  и контроля за своевременностью  предъявления претензий поставщикам  при невыполнении ими обязательств  по контрактам и договорам.

8. Ошибки в учете НДС, относящиеся  к приобретенным ТМЦ

- включение НДС в стоимость  ТМЦ (кроме установленных законодательством  случаев);

- не включение НДС в стоимость  ТМЦ при их использовании для  изготовления продукции (работ,  услуг), не облагаемой НДС;

- не включение НДС в стоимость  товаров при их реализации  по сделкам, не облагаемым НДС;

- не включение НДС в стоимость  ТМЦ при их приобретении за  наличный расчет у организаций  розничной торговли или населения;

- выделение НДС бухгалтерией  организации-клиента расчетным путем  в документах в случаях, когда  НДС не выделен отдельной строкой;

- принятие к зачету НДС при  отсутствии счетов-фактур, подтверждающих  сумму;

- принятие к зачету НДС, относящегося  к запаса непроизводственного  назначения;

- несоблюдение сроков зачета  НДС по приобретенным ТМЦ (без  оприходования ТМЦ на склад);

- нарушение учета НДС при  поступлении ТМЦ в качестве  взноса в уставный капитал.

9. Нарушения и ошибки в учете  использования ТМЦ

- несоответствие учетной политике  организации способа оценки запасов  при их списании в производство  и на другие нужды;

- неправильное распределение стоимости  израсходованных в производстве  материалов по объектам калькуляции;

- списание МПЗ, используемых на непроизводственные нужды, на счета производственных затрат.

- отнесение на себестоимость  затрат по приобретению ТМЦ без оприходования их на складе организации (не принадлежащих ей);

- наличие арифметических ошибок при распределении транспортно-заготовительных расходов при списании МПЗ на различные цели;

- необоснованное включение в  издержки производства отчетного  периода транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованного  товара;

- неправильное оформление и  некачественно проведение инвентаризации  по незавершенному производству.

10. Нарушения тождественности показателей  бухгалтерской документации

- несоответствие данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета;

-неверное отражение сумм в  машинограммах к счетам 10,11,14,15,16,19,40,41,42,43 и др.;

- несоответствие данных синтетического учета (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) данным оборотных ведомостей и Главной книги;

- несоответствие показателей бухгалтерского  баланса по разделу II «Оборотные активы», статья «Запасы» данным Главной книги или оборотных ведомостей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудит материально-производственных запасов на примере ООО «Моспрофиль»

2.1.  Организационно-экономическая характеристика ООО «Моспрофиль»

 

ООО «Моспрофиль» создано в 1996 году Прусаковым Анатолием Степановичем и занимается производством, монтажом и установкой пластиковых окон и дверей.

Общество  с ограниченной ответственностью «Моспрофиль» в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «Моспрофиль» имеет здание производственного цеха, где установлены машины, оборудование и станки; офисное помещение. Общество имеет три склада: основной склад, склад производственного цеха, склад готовой продукции. Основной склад – на него поступают все покупные товары и комплектующие для производства окон и дверей. Выдачей материалов занимается кладовщик, с которым заключен договор о материальной ответственности. Склад производственного цеха – служит для организации перемещения комплектующих с основного склада непосредственно на производство, а так же для получения крупногабаритных товаров, миную основной склад. За сохранность ТМЦ на складе производственного цеха несет заведующий производством, по договору материальной ответственности. Со склада готовой продукции кладовщик, с которым заключен договор о материальной ответственности, отпускает товар непосредственно покупателям.

Основными видами деятельности Общества являются:

• производство и монтаж строительных конструкций  и изделий;

• производство строительных материалов;

• оптовая  и розничная торговля товарами;

• организация  и проведение выставок, ярмарок, торгов, аукционов и т.д., открытие сети магазинов  и торговых точек.

Фирма функционирует на рынке более 15 лет. В работе использует системы, базирующиеся на трехмерных, пятимерных профилях с уплотнением по всему периметру окна. Работает на импортном оборудовании. Приобретает комплектующие и профиля непосредственно у производителя, минуя посредников, дабы исключить лишние расходы.

По данным отчетов, предоставленных в органы статистики в 2009 году на предприятии среднесписочная численность работников составляла 25 человек, в 2010 году – 32 человека, на сегодняшний день 2011 года – 45 человек. Это обусловлено расширением производства и производственной необходимостью.

На предприятии используется компьютерная технология обработки  информации. На основании первичных  документов в компьютер вводятся данные, формируется база данных. На основании их составляются оборотные  ведомости, главная книга, любые  формы внутренней отчётности и финансовая отчётность. Преимущество этой формы  ведения бухгалтерского учёта является то, что один раз введённые данные могут использоваться несколько  раз, можно составить отчётность и регистры любого содержания. Отрицательной  стороной такой формы ведения  бухгалтерского учёта является то, что однажды неправильно введённая  информация автоматически распространяется на те регистры и отчётность, в которой  они используются.

Информация о работе Учет и аудит МПЗ