Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе экономика Украины очутилась перед решающим выбором своей направленности, а именно перед интеграцией к Европейскому Союзу. Поэтому очень актуальным встает вопрос относительно налогообложения предпринимательской деятельности, от которой зависит благосостояние государства на политическом, экономическом и социальном уровнях.

Содержание работы

Вступление. 3
Раздел 1. Система налогообложения_ 4
1.1. Суть и виды налогов 4
1.2. Принципы построения системы налогообложения в Украине 12
1.3. Общая характеристика некоторых налогов и платежей_ 16
Раздел 2. Учет, анализ и аудит расчетов предприятия с государственным бюджетом 31
2.1. Технико-экономические характеристики ОАО "МК "Азовсталь". 31
2.2. Учет расчетов предприятия с бюджетом. 36
2.3. Анализ расчетов с бюджетом_ 54
2.4. Альтернативные варианты возмещения НДС_ 68
2.5. Методы оптимизации налогообложения 81
2.6. Организация аудита Налога на добавленную стоимость 86
Раздел 3. Выводы и предложения. 110
Литература_ 112

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 247.63 Кб (Скачать файл)

- или дата оприходования плательщиком  налога товаров, в для работ  (услуг) - дата оформления документа,  что удостоверяет факт получения  плательщиком налога результатов  работ (услуг).

Датой возникновения права  плательщика   налога    на налоговый кредит для бартерных (товарообменных) операций - дата осуществления завершающей (балансирующей) операции,   которая   состоялась   после    первого из вышеупомянутых событий.

Исходя из этого, при выявлении  проверкой случаев отгрузки товаров (выполнение работ, предоставления услуг) при отсутствии оплаты за такие отгрузки (выполнение, предоставление) денежными  средствами, в случае, если эти отгрузки (выполнение, предоставление) осуществлены в пределах бартерной операции было проверено наличие налоговой  накладной на суммы НДС по таким  товарам (работах, услугах), записи в  Книге учета продажи товаров  и соответствующего включения в  налоговые обязательства того отчетного  периода, в котором состоялась отгрузка (выполнение, предоставление).

Кроме того, при проверках было обращено внимание на своевременность  включения в налоговый кредит сумм НДС по таким операциям, поскольку  для каждой из сторон - участников бартерного контракта право на налоговый  кредит возникает только после о  ведении завершающей (балансирующей) операции. Поэтому, проявив суммы  НДС, включенные в налоговый кредит без факта списания средств из расчетного счета, было проверено, относятся  ли такие суммы к стоимости  товаров отгруженных (работ выполненных, услуг предоставленных) в счет завершающей (балансирующей) операции с учетом конечной договорной (контрактной) суммы, определенной заключенным бартерным соглашением, В случаях, когда были выявлены суммы НДС, включенных в налоговый кредит по несбалансированным поставкам, было проверено наличие налоговых накладных и записей в Книге приобретения товаров (работ, услуг) по таким суммам.

Учитывая то, что при проведении бартерных операций на территории Украины  налоговые обязательства возникают  и у того участника бартерного контракта, возле которого первым событием была дата оприходования товаров, а  для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт получения  плательщиком налога результатов работ (услуг), то при проверке было обращено внимание на наличие кредиторской задолженности  по счету 63 “Расчета с поставщиками и подрядчиками" отображенную в журнале-ордере № 6 в разрезе каждого поставщика (заказчика) на конец периода проверки с целью выявления случаев поступления товаров (работ, услуг) по бартерным соглашениям, после которых суммы НДС не включены в налоговые обязательства.

Кроме того, у плательщика налога было проверено наличие налоговой  накладной, выписанной на дату первого  события, и записи в Книге учета  продажи товаров (работ, услуг).

При проверке правильности отображения  в бухгалтерском учете операций сумм НДС при осуществлении бартерных  операций было учтено, что соответственно пункту 4 Инструкции в случаях получения  сырья, материалов, товаров, других товарно-материальных ценностей, невещественных активов, выполнение работ, услуг по бартерному контракту  к отгрузке продукции, товаров, выполнение работ, услуг сумма налога на добавленную  стоимость из полученных ценностей, отображается по дебету счета 64/4 "Налоговый кредит", в корреспонденции со счетом 63 "Расчета с поставщиками и подрядчиками", 37/7 "Расчета с другими дебиторами". Одновременно такая же сумма отображается по дебету счета 64/3 "Налоговые обязательства" в корреспонденции со счетом 64/1 "Расчеты по налогам".

_Были рассмотрены случаи когда  после отгрузки продукции,   товаров,   других   материальных ценностей, невещественных активов, выполнения работ, услуг по бартерному контракту, за   которым   были   раньше   полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, услуги, и их отображения в бухгалтерском учете. В соответствии с инструкцией при таки операциях сумма налога на добавленную стоимость из операции по отгрузке продукции,   товаров, выполнению работ, услуг отображаются по дебету счета   70, "Доход от реализации", 71 “Другой операционный доход” в корреспонденции со счетом   64/3 "Налоговые обязательства"  Одновременно по   дебету счета 64/1 "Расчеты по налогам"  в корреспонденции со счетом 64/4 "Налоговый   кредит", отображается сумма налога на добавленную стоимость, на что предприятие приобрело право уменьшить налоговое обязательство.

Порядок проведения проверки с налогоплательщиками по расчетам с бюджетом к проведению возмещения НДС

Во время проведения проверки возмещения налога на добавленную стоимость  были сверены сальдо по расчетам с бюджетом плательщика налога за счетом 64/1 "Расчеты по налогам" с данными лицевого счета плательщика, что ведется налоговой инспекцией.

При этом, было проверено у плательщика  налога сальдо расчетов из налога на добавленную  стоимость по счетам 64 "Расчета  по налогам" (субсчет 3 “налоговых обязательств" и субсчет 4 " налоговый кредиту") и 68 "Расчета по налогам и платежам" (субсчет 1 "Расчеты по налогам " ), что должны отвечать таким данным:  

- по кредиту счетов 64 (субсчет  1 "Расчеты по налогам ") и  64 (субсчет 3 "налоговых обязательства") отображается сумма налога на  добавленную стоимость, начисленная  по счетам, которые оставались  неоплаченными на конец периода;  

- по дебету счетов 64 (субсчет  4 " налоговый кредит") и 64 (субсчет  1 "Расчеты по налогам") отображаются  суммы налога на добавленную  стоимость, начисленные к возмещению, срок которого не наступил  на конец отчетного периода,  и суммы налога на добавленную  стоимость, начисленные из полученных  авансов, после которых не была  осуществлена отгрузка продукции;

- по дебету (кредита) счетов 64 (субсчет  3"налоговые обязательства") и  64 (субсчет 1 "Расчеты по налогам") отображается остаток суммы налога  на добавленную стоимость, определенный  в результате одноразового пересчета,  срок возмещения (уплаты) которых  не наступил.

В случае, если по данного учета  налогового органа сальдо расчетов на конец периода определяется как  сумма переплаты, а по данной декларации за отчетный период подлежит к уменьшению по лицевому счету сумма НДС в  виде превышения сумм налогового кредита  над суммой налоговых. обязательств, то сальдо на конец отчетного периода  определяется как разница между  суммой переплаты и суммой, что  подлежит уменьшению.

Проведение предварительной  документальной проверки порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

В первую очередь проверке подлежали, суммы, представленные для возмещения на расчетный счет плательщика, потом  суммы, которые засчитываются в  счет следующих платежей, а также  по декларациям, с указанием сумм налогового кредита, которые вызывают подозрение, независимо от вида  возмещения,  предложенного  плательщиком  налога,  либо на расчетный счет, либо в счет следующих платежей или путем выдачи казначейского чека.

Учитывая то, что в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 3 апреля 1997 года 168/97-ВР «О налоге на добавленную  стоимость» с учетом изменений и  дополнений суммы налога, которые  подлежат уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница  между общей суммой налоговых  обязательств, которые возникли в  связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного  периода, и суммой налогового кредита  отчетного периода, и в случае когда по результатам отчетного  периода такая сумма имеет  негативное значение и подлежит возмещению плательщика налога из Государственного бюджета Украины на протяжении месяца, следующего за   отчетным периодом, с целью проверки правильности определения указанной суммы, была проведена проверка правильности определения сумм этих двух показателей налогового учета, которые влияют на сумму возмещения: налоговые обязательства и налоговый кредит.

Сумки налоговых обязательств и  налогового кредита отчетного периода  отображаются плательщиками налога в налоговой декларации, форма  и порядок заполнения которой  утверждены приказом ДПА Украины  от 30 мая 1997 года № 166 (дальше – Декларация).

Плательщики налога, которые осуществляют операции, которые не являются объектами  налогообложения согласно статьи 3 Закона-1 и операции, освобожденные  от налогообложения согласно статьи 5 Закона-1, к декларации должны добавлять  справку произвольной формы, засвидетельствованную  подписью бухгалтера и печатью (или  подписью плательщика, если плательщик – физическое лицо)   с указанием вида операции и пункта Закона, соответственно которого такая операция не является объектом налогообложения или освобождается от налогообложения.

При проверке Декларации плательщика  налога, следует обращать внимание когда одновременно с операциями налогообложений  осуществляются   операции,   освобожденные   от налогообложения соответственно статье 5 Закона-1, было обращено также внимание на данные объема продажи товаров (работ, услуг), указанные в строках 1,2 и 3, 4 раздела «Налоговые обязательства» и объемы приобретенных товаров (работ, услуг) и основного учредительства и невещественных активов, которые подлежат амортизации, для операций, которые подлежат налогообложению и освобождены  от налогообложения, которые указаны в строках 10 а), 11 а) и строках 10 бы), 11 бы) и 13 раздела «Налоговый кредит».                                           

В случае, если плательщик налога в  отчетном периоде проводит коррекцию  перечисленного и недоначисленного налогового кредита за предыдущий отчетный период, сумма который отображается в пункте 16 Декларации, то он обязан подать Расчет коррекции сумм НДС (формой надбавке № 2 к Декларации).

При проверке деклараций плательщиков налога, что при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины  оформляют простой вексель па сумму налогового обязательства, следует  обращать внимание на правильность отображения  сумм, указанных в векселе, в общей  сумме налоговых обязательств в  строках 6 и 19 Декларации и включения  этих сумм к налоговому кредиту в  строке 12 «б» Декларации.

При проверке деклараций плательщика  налога, который осуществляют экспортные поставки в порядке бартерных (товарообменных) операций,   следует учитывать, что такой плательщик до 1 января 2001 года также должны проводить коррекцию перечисленных сумм налогового кредита, заполнять расчет формой № 2 к Декларации и отображать эти суммы в строке 16 Декларации.

 
Раздел 3.       Выводы и предложения.

В настоящей дипломной работе рассмотрены  теоретические и практические аспекты  основополагающего взаимодействия существующей экономической системы  «государство - частый бизнес» в  рамках правового поля Украины. Отслежены  основные проблемы налогового учета, аудита и анализа на примере ОАО «МК  «Азовсталь». Учитывая масштабы деятельности комбината и его вклада в наполнение государственного бюджета, можно сделать  вывод о том, что информация о  системе учета и составления  налоговой и финансовой отчетности является своего рода моделью цивилизованных взаимоотношений с фискальной системой государства, в большей или меньшей  степени присущей всему крупному бизнесу Украины. Естественно, наиболее мудрой и профессиональной его части, подтверждением чего может служить  высокая оценка ведения учета  международной аудиторской фирмой PriceWaterhouseCoopers по результатам аудиторской проверки 2002 и 2003гг. Также в рейтинге Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины по результатам 2003г. комбинат занял 1 место. Конечно, нельзя говорить об отсутствии проблем. Их даже больше, чем может себе представить искушенный, но несведущий наблюдатель. Но, несмотря на них «Азовсталь» вносит свой весомый вклад в производство ВНП, наполнения казны, обеспечения граждан Украины стабильным и высоким заработком. Так же велика доля вклада нашего предприятия в высокие темпы развития отечественной экономики, которые признаются всеми без исключения экспертами.

Попробуем и мы внести свой маленький  вклад в эволюцию системы налогового учета в рамках ОАО «МК «Азовсталь». Учитывая усиливающуюся тенденцию  усложнения расчета налогов и  сборов,  необходимость оптимизации затрат предприятия, усиление фискальных функций налоговых органов, предлагается следующее :

1.   Функции ведения налогового учета, составления налоговой отчетности, анализа и выработки путей оптимизации налогообложения сосредоточить под единым руководством и контролем главного бухгалтера предприятия, создать специализированное подразделение в главной бухгалтерии комбината.

2.   Штат создаваемого подразделения  набрать из работников главной бухгалтерии, занимающихся ведением налогового учета в настоящее время. Подразделению должна в оперативном режиме предоставляться соответствующая информация другими структурными подразделениями комбината, необходимая для выполнения задач подразделения.

3.   Возложить на создаваемое подразделение функции составления управленческой финансовой отчетности комбината.

Во избежание возможных проблем  налогового учета, связанных с предлагаемой реорганизацией ведения учета и  составления отчетности, предлагаю  провести переход на предлагаемую модель учета  поэтапно. Не детализируя схему осуществления перехода,  можно предположить, что это будет система, созданная параллельно с существующей, предварительно отлаженная, позволяющая постепенно охватить весь налоговый учет.

К  преимуществам вышеизложенной формы организации налогового учета предприятия можно отнести :

·     централизацию информационных потоков для всестороннего и оперативного анализа, что должно привести к повышению качества и оперативности составления финансовой, налоговой и управленческой отчетности комбината, оптимизации затрат предприятия.

·     сбалансированность объема ответственности и обязанностей, возложенных на заместителей главного бухгалтера и начальников отделов главной бухгалтерии,

·      более четкую персонификацию ответственности за качественное выполнение возложенных функций,

·     более высокий уровень разделения труда, позволяющий руководителям сосредоточиться на более узком круге обязанностей.

Все вышеперечисленное при грамотной  реализации может сократить расходы  предприятия на миллионы гривен, благодаря  оптимизации налогообложения и  сокращения платежей по штрафным санкциям.

 
Литература

1.       Конституція України. - К.. 1996р.

2.       Закон України "Про систему оподаткування" від 25.06,91р. №1251 //Відомост Верховної Ради (ВВР),1991.- №39.-ст.510 із змінами та доповненнями.

3.       Закон України "Про державну податкову службу" від 24.12.94р. №3813-12 //ВВР. - 1994. № І5-ст.84.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами