Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе экономика Украины очутилась перед решающим выбором своей направленности, а именно перед интеграцией к Европейскому Союзу. Поэтому очень актуальным встает вопрос относительно налогообложения предпринимательской деятельности, от которой зависит благосостояние государства на политическом, экономическом и социальном уровнях.

Содержание работы

Вступление. 3
Раздел 1. Система налогообложения_ 4
1.1. Суть и виды налогов 4
1.2. Принципы построения системы налогообложения в Украине 12
1.3. Общая характеристика некоторых налогов и платежей_ 16
Раздел 2. Учет, анализ и аудит расчетов предприятия с государственным бюджетом 31
2.1. Технико-экономические характеристики ОАО "МК "Азовсталь". 31
2.2. Учет расчетов предприятия с бюджетом. 36
2.3. Анализ расчетов с бюджетом_ 54
2.4. Альтернативные варианты возмещения НДС_ 68
2.5. Методы оптимизации налогообложения 81
2.6. Организация аудита Налога на добавленную стоимость 86
Раздел 3. Выводы и предложения. 110
Литература_ 112

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 247.63 Кб (Скачать файл)

Что касается ресурсных платежей, то в количественном выражении прирост был незначителен – 6 %. Но в структуре налогов в 2002г. их удельный вес вырос с 8 до 25% за счет изменения качественного состава обязательств перед бюджетом.

По налогу на прибыль в течение 2002 г. наблюдается значительное снижение начисленных сумм  -  на 48 %. В денежном выражении это на  28342,5 тыс.грн меньше соответствующего показателя за 2001г. Такая ситуация объясняется снижением объемов производства и реализации в 2002г. За 9 мес. 2002г. комбинат отработал с убытками, связанными со спадом на рынке металла и проведением значительных инвестиционных мероприятий, направленных на модернизацию производства. Так в 4 квартале прибыль перекрыла убытки и позволила комбинату успешно завершить год.

По перечислению в бюджет сумм подоходного налога с физ.лиц, удерживаемого по месту выплаты доходов, наблюдался рост на 1 747,9 тыс.грн., что составило 5 % прироста. Такие изменения связаны с ростом заработной платы на комбинате в течение 2002г. и, соответственно, увеличением удержанного подоходного налога.

Интересна ситуация с прочими налогами и сборами. В эту статью попадают начисленные суммы следующим  видам налогов :

·     Налог с владельцев транспортных средств

·     Радиочастотный сбор

·     Торговые патенты

·     Госпошлина

·     Налог с рекламы

·     Сбор на развитие виноградарства и хмелеводства

·     Коммунальный сбор

·     Гостиничный сбор

·     Налог на содержание дорог

·     Административный сбор

Убыль по этому показателю в течении 2002 г. составила в абсолютном выражении 10 132,3 тыс.грн., в относительном – 91 %. Такое изменение было вызвано  тем, что в 2002 г. не начислялся налог  на содержание дорог и убыль по этой статье составляет 9 988,1 тыс.грн. или 98 % от суммы изменения по данной группе налогов.

Не менее примечательна ситуация по уплате в бюджет штрафов, пени и  неустойки. Сокращение расходов комбината  по этому виду платежей в 2002г. составило 7 777 тыс.грн. или 90% от результатов 2001г. Однозначного ответа почему такое стало  возможно нет. Основные суммы штрафов  в 2001г. были по НДС и загрязнению  окружающей среды – 4 768,3 и 3044,7 тыс.грн. соответстенно. В 2002г. по этим налогам  было начислено 76,8 и 6,2 тыс.грн. ; по расчету  налога на землю – 529,6 тыс.грн. и по просрочке поступлений валютной выручки – 104,8 тыс.грн. Обычно штрафы начисляются по результатам налоговых  проверок, которые, в свою очередь, происходят по заранее отработанному сценарию. Т.е. налоговики идут, заранее зная, что они будут «копать». Допустим, на каком-либо предприятии обнаруживают неумышленный изъян налогового учета, обусловленный нелогичностью налоговой  системы, постоянно меняющимися  правилами игры и разным токованием одних и тех же норм законов. Отслеженный  факт детально разбирается, и проверяющие  уже знают потенциально слабые места  в налоговом учете субъектов  предпринимательской деятельности и немедленно проверяют на прочность  систему учета у всех. Но «по  обе стороны баррикад» находятся  профессионалы высокого уровня и  как видно из сравнения, по НДС  и экологии в 2002г. серьезных претензий  у проверяющих органов не было. И это лучшее подтверждение того, что самый ценный опыт – это  негативный.

Подводя итог вышесказанному, можно  сказать о том, что, несмотря на сложность  процесса налогового учета и составления  налоговой отчетности, система налогообложения  работает, реагируя на изменения экономической  и политической ситуации. Тенденции, прослеживаемые на протяжении рассматриваемых  периодов, вселяют уверенность в  том, что сотрудничество частного бизнеса  и государства возможно, а противостояние экономически нецелесообразно. Говоря другими словами, зарождается понимание  того, что нельзя резать курицу, несущую  золотые яйца.

 

Анализ обязательных платежей в бюджет, как составной  части расходов предприятия.

Далее предлагается проанализировать удельный вес начисленных налогов  в составе расходов предприятия  и их влияние на финансовый результат (см. таблицу 5)

Налоги и сборы, в зависимости  от их экономического содержания попадают в отчет о финансовых результатах  предприятия на разных этапах его  формирования. В приведенной выше таблице налоги и сборы сгруппированы  по признаку статьи затрат, к которой  ни относятся. Для целей данного  вида анализа суммы затрат на уплату налогов следует сопоставлять с  суммой совокупных доходов и расходов, начисленных предприятием в рассматриваемом  отчетном периоде. Перед тем, как  приступить к расчетам, сделаем несколько  основополагающих предпосылок.

1.         Необходимо четко обозначить методологическую базу анализа.

Так, к совокупному доходу мы будем относить:

·     чистый доход (выручку от реализации продукции),

·     прочие операционные доходы,

·     доходы от финансовой деятельности

·      прочие доходы.

 

Таблица 5

Удельный вес начисленных налогов  в составе расходов предприятия

Найменування

Залишок заборго-ваності  на 31.12.01, тис.грн

Підляга внеску по розрахунку, тис.грн

Фактич-но внесено, тис.грн

Залишок заборго-ваності  на 31.12.02, тис.грн

Вироблювані за рахунок:

       

СОБІВАРТОСТІ

Внесок до фонду захисту  від безробіття

322,7

4974,2

4985

311,9

Платня за воду

729,5

2805,4

3024,2

510,7

Пенсійна фундація

3366,3

66465,4

65530,9

4300,6

Фундація соціального  страхування від нещасних випадків

333,9

6970,8

6874,3

430,4

Податок з власників транспортних засобів

61,4

385,8

402,5

44,7

ІНШИХ ОПЕРАЦІЙНИХ  ВИТРАТ

Торговий патент

-

9,9

9,9

-

АДМІНІСТРАТИВНИХ  ВИТРАТ

Платня за землю

2871,4

18175

19658,1

1388,3

Комунальний податок

44,6

482,5

533,5

-6,4

Платня за радіочастоти

-

3,1

3,1

-

Платня за забруднення  навколишнього середовища

339,6

1357,7

1819,7

-122,4

Держмито

-

30,9

30,9

-

ІНШИХ ДЖЕРЕЛ

Відстрочена податкова заборгованість:

       

- внесок до державного  інноваційного фонду

-437,2

-

-

-437,2

Прибутковий податок

1752,9

38300,2

37233

2820,1

Сплачений ПДВ

-6271,2

-201985,9

-32993

-175264

Готельний збір

-2,7

47,8

47,9

-2,8

Податок на прибуток

-11,4

30799,5

36208,7

-5420,6


К совокупным расходам:

·     себестоимость реализованной продукции,

·     административные расходы,

·     затраты на сбыт,

·     прочие операционные расходы,

·     финансовые расходы,

·     прочие расходы

·     начисленный налог на прибыль.

2.         Для определения места налогов и сборов в составе расходов предприятия достаточно будет рассмотреть последний из анализируемых периодов, как наиболее соответствующий текущей ситуации по структурному составу платежей в бюджет.

3.         К расходам по начисленному налогу на прибыль будем относить сумму налога на прибыль к уплате, т.е. без начисленного в бухгалтерском учете отсроченного налога.

4.         По НДС суммы, фигурирующие в Ф-2 в расчет не принимать, так как в течение 2002г. сумм к уплате по нему начислено не было (показываем в доходной части чистую выручку от реализации).

Таблица 6.

Структура расходов ОАО «МК «Азовсталь»  в 2002 году

Найменування показників

2002 рік

тис.грн

Чистий дохід від реалізації

3 676 416,0

Інш операційні доходи, всього

298 554,0

Інш доходи

4 949,0

Інш фінансові доходи, всього

148,0

Совокупный доход

3 980 067,0

Собівартість реалізованої продукції

-3 356 883,0

Інш операційні витрати, всього

-294 286,0

Витрати на збут

-146 468,0

Адміністративн витрати

-64 531,0

Податок на прибуток від  звичної діяльності

-54 288,0

Інш витрати, всього

-5 340,0

Фінансов витрати

-4 518,0

Совокупные расходы

-3 926 314,0


Сопоставим теперь начисленные  налоги и совокупные расходы (см. таблицу 7).

Из приведенных расчетов видно, что в составе расходов предприятия  обязательные платежи в бюджет составляют на первый взгляд не такую уж и значительную величину 4,58 %. Но учитывая порядок сумм участвующих в расчете, структуру  себестоимости производства черных металлов, где только прямые материальные затраты составляют 81,1 %, и показатель чистой рентабельность деятельности за 2002г., равный 1,33 %, делаем вывод, подтверждающий основное определение налога, как  «… бремени, возложенного государством за право ведения бизнеса и  получения прибыли…».

Таблица 7.

Начисленные налоги и совокупные расходы.

Наименование показателя

Начислено за 2002 г.

Доля в совокупных расходах

 
 

Ресурсные платежи

22 338,2

0,57%

 

в т.ч.

     

налог на землю

18 175,1

0,46%

 

плата за воду

2 805,4

0,07%

 

плата за использование прир.ресурсами

     

плата за загрязнение окружающей среды

1 357,7

0,03%

 

другие  налоги и платежи

70 962,4

1,81%

 

в т.ч.

     

налог на прибыль

30 799,6

0,78%

 

подоходный налог с  граждан

38300,2

0,98%

 

прочие налоги и сборы

1 030,3

0,03%

 

отсроч.иновационный фонд

0,0

0,0

 

штрафы, пени, неустойки

832,3

0,02%

 

В Пенсионный фонд

66 465,0

1,69%

 

Фонд социального  страхования

6 781,0

0,17%

 

Другие фонды  соц. страхования

13 255,0

0,34%

 

Âñåãî íàëîãîâ

179 801,6

4,58%

 

 

2.4.       Альтернативные варианты возмещения НДС

На сегодняшний день одним из основных вопросов для предприятий  экспортеров является вопрос возмещения НДС.

Как известно,  Порядком проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость в части, которая подлежит зачислению на текущий счет налогоплательщика, утвержденного одобрением Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и благоустройство расчетов с бюджетом» от 7 декабря 1999 года № 2215 (дальше – Порядок № 2215), предоставляется возможность альтернативного зачисления сумм возмещения НДС:

– в счет погашения задолженности  кредитора такого предприятия относительно платежей в государственный бюджет;

– в счет погашения предприятию  выданных ему (или его кредиторам) кредитов, гарантированных государством, а также бюджетных ссуд, не оплаченных на дату проведения возмещения;

– за счет имущества другого налогоплательщика,  который находится в налоговой закладной.

Основной интерес вызывает первый вариант проведения альтернативного  возмещения.

В общем виде схема действует  таким образом. Среди своих кредиторов предприятие находит должника государственного бюджета, налоговая задолженность которого погашается имеющимися в наличии суммами своего возмещения, и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед ним.

Операции, изображенные на рис.2.4, имеют  такое содержание (направления стрелок  отвечают напрямую существующей задолженности  или направления списания задолженности).

1. Задолженность бюджета  относительно НДС перед налогоплательщиком.  Что касается этой задолженности, то она должна отвечать требованиям Порядка № 2215, который предусматривает возмещение только тех сумм НДС, которые подлежат зараху

Рисунок 9.

Возмещение НДС в  счет погашения задолженности кредитора  относительно платежей в госбюджет

 
                               

1                                                        4.2                                          

4.1                              2                                                           

3                                                         

4.3

ванню на текущий счет, и соответственно со сроками, которые  наступили для этого. Часто случаются  случаи, когда предприятие – налогоплательщик длительное время отображает в декларации решения о зачислении сумм возмещения в счет будущих платежей. Для использования  Порядка № 2215 необходимо подать к  ГНИ заявление об изменении порядка (формы) возмещения, после чего можно  сразу (в случае если с момента  предоставления декларации минуло три  отчетных периода для внутренних операций и 30 дней для экспортного  возмещения) составлять протокол возмещения (о нем см. дали).

2. Задолженность кредитора  перед государственным бюджетом. Здесь следует отметить, что за схемой, предусмотренной Порядком № 2215, могут погашаться налоговые обязательства исключительно относительно платежей в государственный бюджет. Перечень таких налогов и собраний (обязательных платежей), относительно которых возможное употребление Порядка в 2001 году, установлен в статьях 3 и 31 Закона о госбюджете (соответственно доходы общего и специального учредительства госбюджета).

3. Задолженность налогоплательщика  (предприятия, которое желает осуществить возмещениеНДС) перед кредитором. Следует отметить, что такая задолженность может быть специально создана с целью проведения налогового зачисления. Для этого достаточно приобрести у кредитора товары (работы, услуги) и не рассчитаться за них. При создании задолженности необходимо учитывать, что простогоперечня аванса будет недостаточно – необходимое наличие задолженности что относительно не осуществился расчетов за проданный товар, выполненные работы и предоставленные услуги.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами