Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
На современном этапе экономика Украины очутилась перед решающим выбором своей направленности, а именно перед интеграцией к Европейскому Союзу. Поэтому очень актуальным встает вопрос относительно налогообложения предпринимательской деятельности, от которой зависит благосостояние государства на политическом, экономическом и социальном уровнях.
Вступление. 3
Раздел 1. Система налогообложения_ 4
1.1. Суть и виды налогов 4
1.2. Принципы построения системы налогообложения в Украине 12
1.3. Общая характеристика некоторых налогов и платежей_ 16
Раздел 2. Учет, анализ и аудит расчетов предприятия с государственным бюджетом 31
2.1. Технико-экономические характеристики ОАО "МК "Азовсталь". 31
2.2. Учет расчетов предприятия с бюджетом. 36
2.3. Анализ расчетов с бюджетом_ 54
2.4. Альтернативные варианты возмещения НДС_ 68
2.5. Методы оптимизации налогообложения 81
2.6. Организация аудита Налога на добавленную стоимость 86
Раздел 3. Выводы и предложения. 110
Литература_ 112
Что касается ресурсных платежей, то в количественном выражении прирост был незначителен – 6 %. Но в структуре налогов в 2002г. их удельный вес вырос с 8 до 25% за счет изменения качественного состава обязательств перед бюджетом.
По налогу на прибыль в течение 2002 г. наблюдается значительное снижение начисленных сумм - на 48 %. В денежном выражении это на 28342,5 тыс.грн меньше соответствующего показателя за 2001г. Такая ситуация объясняется снижением объемов производства и реализации в 2002г. За 9 мес. 2002г. комбинат отработал с убытками, связанными со спадом на рынке металла и проведением значительных инвестиционных мероприятий, направленных на модернизацию производства. Так в 4 квартале прибыль перекрыла убытки и позволила комбинату успешно завершить год.
По перечислению в бюджет сумм подоходного налога с физ.лиц, удерживаемого по месту выплаты доходов, наблюдался рост на 1 747,9 тыс.грн., что составило 5 % прироста. Такие изменения связаны с ростом заработной платы на комбинате в течение 2002г. и, соответственно, увеличением удержанного подоходного налога.
Интересна ситуация с прочими налогами и сборами. В эту статью попадают начисленные суммы следующим видам налогов :
· Налог с владельцев транспортных средств
· Радиочастотный сбор
· Торговые патенты
· Госпошлина
· Налог с рекламы
· Сбор на развитие виноградарства и хмелеводства
· Коммунальный сбор
· Гостиничный сбор
· Налог на содержание дорог
· Административный сбор
Убыль по этому показателю в течении 2002 г. составила в абсолютном выражении 10 132,3 тыс.грн., в относительном – 91 %. Такое изменение было вызвано тем, что в 2002 г. не начислялся налог на содержание дорог и убыль по этой статье составляет 9 988,1 тыс.грн. или 98 % от суммы изменения по данной группе налогов.
Не менее примечательна
Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что, несмотря на сложность процесса налогового учета и составления налоговой отчетности, система налогообложения работает, реагируя на изменения экономической и политической ситуации. Тенденции, прослеживаемые на протяжении рассматриваемых периодов, вселяют уверенность в том, что сотрудничество частного бизнеса и государства возможно, а противостояние экономически нецелесообразно. Говоря другими словами, зарождается понимание того, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца.
Анализ обязательных платежей в бюджет, как составной части расходов предприятия.
Далее предлагается проанализировать удельный вес начисленных налогов в составе расходов предприятия и их влияние на финансовый результат (см. таблицу 5)
Налоги и сборы, в зависимости от их экономического содержания попадают в отчет о финансовых результатах предприятия на разных этапах его формирования. В приведенной выше таблице налоги и сборы сгруппированы по признаку статьи затрат, к которой ни относятся. Для целей данного вида анализа суммы затрат на уплату налогов следует сопоставлять с суммой совокупных доходов и расходов, начисленных предприятием в рассматриваемом отчетном периоде. Перед тем, как приступить к расчетам, сделаем несколько основополагающих предпосылок.
1. Необходимо четко обозначить методологическую базу анализа.
Так, к совокупному доходу мы будем относить:
· чистый доход (выручку от реализации продукции),
· прочие операционные доходы,
· доходы от финансовой деятельности
· прочие доходы.
Таблица 5
Удельный вес начисленных
Найменування |
Залишок заборго-ваності на 31.12.01, тис.грн |
Підляга внеску по розрахунку, тис.грн |
Фактич-но внесено, тис.грн |
Залишок заборго-ваності на 31.12.02, тис.грн |
Вироблювані за рахунок: |
||||
СОБІВАРТОСТІ | ||||
Внесок до фонду захисту від безробіття |
322,7 |
4974,2 |
4985 |
311,9 |
Платня за воду |
729,5 |
2805,4 |
3024,2 |
510,7 |
Пенсійна фундація |
3366,3 |
66465,4 |
65530,9 |
4300,6 |
Фундація соціального страхування від нещасних випадків |
333,9 |
6970,8 |
6874,3 |
430,4 |
Податок з власників транспортних засобів |
61,4 |
385,8 |
402,5 |
44,7 |
ІНШИХ ОПЕРАЦІЙНИХ ВИТРАТ | ||||
Торговий патент |
- |
9,9 |
9,9 |
- |
АДМІНІСТРАТИВНИХ ВИТРАТ | ||||
Платня за землю |
2871,4 |
18175 |
19658,1 |
1388,3 |
Комунальний податок |
44,6 |
482,5 |
533,5 |
-6,4 |
Платня за радіочастоти |
- |
3,1 |
3,1 |
- |
Платня за забруднення навколишнього середовища |
339,6 |
1357,7 |
1819,7 |
-122,4 |
Держмито |
- |
30,9 |
30,9 |
- |
ІНШИХ ДЖЕРЕЛ | ||||
Відстрочена податкова заборгованість: |
||||
- внесок до державного інноваційного фонду |
-437,2 |
- |
- |
-437,2 |
Прибутковий податок |
1752,9 |
38300,2 |
37233 |
2820,1 |
Сплачений ПДВ |
-6271,2 |
-201985,9 |
-32993 |
-175264 |
Готельний збір |
-2,7 |
47,8 |
47,9 |
-2,8 |
Податок на прибуток |
-11,4 |
30799,5 |
36208,7 |
-5420,6 |
К совокупным расходам:
· себестоимость реализованной продукции,
· административные расходы,
· затраты на сбыт,
· прочие операционные расходы,
· финансовые расходы,
· прочие расходы
· начисленный налог на прибыль.
2. Для определения места налогов и сборов в составе расходов предприятия достаточно будет рассмотреть последний из анализируемых периодов, как наиболее соответствующий текущей ситуации по структурному составу платежей в бюджет.
3. К расходам по начисленному налогу на прибыль будем относить сумму налога на прибыль к уплате, т.е. без начисленного в бухгалтерском учете отсроченного налога.
4. По НДС суммы, фигурирующие в Ф-2 в расчет не принимать, так как в течение 2002г. сумм к уплате по нему начислено не было (показываем в доходной части чистую выручку от реализации).
Таблица 6.
Структура расходов ОАО «МК «Азовсталь» в 2002 году
Найменування показників |
2002 рік |
тис.грн | |
Чистий дохід від реалізації |
3 676 416,0 |
Інш операційні доходи, всього |
298 554,0 |
Інш доходи |
4 949,0 |
Інш фінансові доходи, всього |
148,0 |
Совокупный доход |
3 980 067,0 |
Собівартість реалізованої продукції |
-3 356 883,0 |
Інш операційні витрати, всього |
-294 286,0 |
Витрати на збут |
-146 468,0 |
Адміністративн витрати |
-64 531,0 |
Податок на прибуток від звичної діяльності |
-54 288,0 |
Інш витрати, всього |
-5 340,0 |
Фінансов витрати |
-4 518,0 |
Совокупные расходы |
-3 926 314,0 |
Сопоставим теперь начисленные налоги и совокупные расходы (см. таблицу 7).
Из приведенных расчетов видно, что в составе расходов предприятия обязательные платежи в бюджет составляют на первый взгляд не такую уж и значительную величину 4,58 %. Но учитывая порядок сумм участвующих в расчете, структуру себестоимости производства черных металлов, где только прямые материальные затраты составляют 81,1 %, и показатель чистой рентабельность деятельности за 2002г., равный 1,33 %, делаем вывод, подтверждающий основное определение налога, как «… бремени, возложенного государством за право ведения бизнеса и получения прибыли…».
Таблица 7.
Начисленные налоги и совокупные расходы.
Наименование показателя |
Начислено за 2002 г. |
Доля в совокупных расходах |
|
Ресурсные платежи |
22 338,2 |
0,57% |
|
в т.ч. |
|||
налог на землю |
18 175,1 |
0,46% |
|
плата за воду |
2 805,4 |
0,07% |
|
плата за использование прир.ресурсами |
|||
плата за загрязнение окружающей среды |
1 357,7 |
0,03% |
|
другие налоги и платежи |
70 962,4 |
1,81% |
|
в т.ч. |
|||
налог на прибыль |
30 799,6 |
0,78% |
|
подоходный налог с граждан |
38300,2 |
0,98% |
|
прочие налоги и сборы |
1 030,3 |
0,03% |
|
отсроч.иновационный фонд |
0,0 |
0,0 |
|
штрафы, пени, неустойки |
832,3 |
0,02% |
|
В Пенсионный фонд |
66 465,0 |
1,69% |
|
Фонд социального страхования |
6 781,0 |
0,17% |
|
Другие фонды соц. страхования |
13 255,0 |
0,34% |
|
Âñåãî íàëîãîâ |
179 801,6 |
4,58% |
2.4. Альтернативные варианты возмещения НДС
На сегодняшний день одним из основных вопросов для предприятий экспортеров является вопрос возмещения НДС.
Как известно, Порядком проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость в части, которая подлежит зачислению на текущий счет налогоплательщика, утвержденного одобрением Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и благоустройство расчетов с бюджетом» от 7 декабря 1999 года № 2215 (дальше – Порядок № 2215), предоставляется возможность альтернативного зачисления сумм возмещения НДС:
– в счет погашения задолженности
кредитора такого предприятия относительно
– в счет погашения предприятию выданных ему (или его кредиторам) кредитов, гарантированных государством, а также бюджетных ссуд, не оплаченных на дату проведения возмещения;
– за счет имущества другого налогоплательщика, который находится в налоговой закладной.
Основной интерес вызывает первый вариант проведения альтернативного возмещения.
В общем виде схема действует
таким образом. Среди своих кредиторов
предприятие находит должника государственного
бюджета, налоговая задолженность которого
погашается имеющимися в наличии суммами
своего возмещения, и одновременно уменьшается
Операции, изображенные на рис.2.4, имеют такое содержание (направления стрелок отвечают напрямую существующей задолженности или направления списания задолженности).
1. Задолженность бюджета
относительно НДС перед
Рисунок 9.
Возмещение НДС в
счет погашения задолженности
1
4.1
3
4.3
ванню на текущий счет,
и соответственно со сроками, которые
наступили для этого. Часто случаются
случаи, когда предприятие –
2. Задолженность кредитора
перед государственным
3. Задолженность
Информация о работе Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами