Учет и оценка основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение порядка учета амортизации основных средств и нематериальных активов на примере организации ООО «Стройпласт»
При этом ставятся следующие задачи:
- изучение общих положений по учету основных средств и нематериальных активов,
- порядок начисления амортизации по ним,
- порядок применения ускоренной амортизации,
рассмотрение проблем, которые могут возникнуть при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Бухгалтерский учет основных средств.
1.1 Понятие, классификация основных средств. Задачи учета основных средств. Оценка и переоценка основных средств……..……………………..…5
1.2. Организация учёта основных средств…………………………………….22
1.2.1. Учёт поступления основных средств………………………………...22
1.2.2. Порядок начисления и учёта амортизации основных средств…….26
1.3. Учёт списания, продажи и прочего выбытия основных средств……...29
1.4. Учет затрат на восстановление (ремонт) основных средств…………….31
1.5. Анализ показателей эффективного использования основных производственных фондов………………………………………………….…33
1.6. Учет основных средств на забалансовых счетах…………………….…36
Глава 2. Учет нематериальных активов
2.1. Понятие нематериального актива в бухгалтерском учете………….….37
2.2. Классификация и оценка нематериальных активов………………….….39
2.3. Способы начисления амортизации нематериальным активам………...42
2.4. Учет реализации и выбытия нематериальных активов……………….…46
Глава 3. Экономический субъект исследования ООО «Стройплюс»
3.1. Общие сведения о предприятии………………………………………….47
3.2. Учет основных средств……………………………………………………49
3.3. Учет нематериальных активов…………………………………………...74
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовой проект готовый.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

       Оформление первичных документов при постановке на учет нематериальных активов. Следует обратить особое внимание на правильное и полное оформление всех необходимых первичных документов, поскольку они являются не только основанием для отражения соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета, но и служат подтверждением совершения хозяйственных операций, которые тем или иным образом учитываются для целей налогообложения.

      Основным документом, необходимым для принятия нематериального актива к учету, является документ, подтверждающий право организации на владение и распоряжение данным активом. Таким документом может быть патент, свидетельство, договор и т.п. Первичные учетные документы, применяемые для оформления операций с нематериальными активами, должны удовлетворять требованиям ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г . № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Госкомстатом России, на который возложены обязанности по разработке и утверждению форм первичной учетной документации, к настоящему времени утверждена только форма карточки учета нематериальных активов № НМА-1 (см. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г . № 71a).

      Другие формы первичных учетных документов для оформления операций с нематериальными активами Госкомстатом России не утверждены. Поэтому организации при необходимости самостоятельно разрабатывают формы первичной документации исходя из требований законодательства по бухгалтерскому учету.

      Амортизация нематериальных активов. Стоимость нематериальных активов (НМА) погашается частями в течение всего времени их использования в организации посредством начисления амортизации (п.14 ПБУ 14/2007).

      Для определения суммы амортизационных отчислений за месяц организации необходимо:

-установить срок полезного использования объекта НМА;

-выбрать способ начисления амортизации по объекту;

-рассчитать норму амортизационных отчислений по каждому объекту.

      При принятии объекта НМА к бухгалтерскому учету организация самостоятельно устанавливает срок его службы. В силу того что состав нематериальных активов в бухгалтерском учете неоднороден, определять срок использования конкретного объекта НМА организация должна дифференцированно с учетом условий, перечисленных в п.17 ПБУ 14/2007.

Наиболее общим  критерием определения срока  полезного использования объекта  НМА является ожидаемый срок его  использования, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). Руководствуясь только этим критерием, организации бывает достаточно сложно установить оптимальный срок использования того или иного объекта НМА. Для отдельных групп НМА срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Срок полезного использования такого объекта – величина переменная, которая зависит от ряда показателей функционирования организации, например от объема произведенной продукции за отчетный период.

      В случае если возникли затруднения с определением срока полезного использования объекта НМА (или этот срок установить невозможно), нормы амортизационных отчислений по ним устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

     Пунктом 15 ПБУ 14/2007 предусмотрены следующие способы начисления амортизации:

-линейный;

-уменьшаемого остатка;

-списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

ПБУ 14/2007 разрешено использовать один из способов начисления амортизации применительно к группе однородных объектов НМА.

     Поэтому перед тем как приступить к выбору способа начисления амортизации, организации целесообразно все свои НМА поделить на группы, объединенные общими признаками (например, исключительные права на товарные знаки – в первую группу, на промышленные образцы – во вторую и т.д.).

      Организация вправе выбрать любой способ (способы) начисления амортизации: один – по всем группам однородных объектов, либо различные способы – для разных групп объектов НМА. Выбытие нематериальных активов. Стоимость нематериальных активов, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации (в связи с прекращением срока действия патента, свидетельства, других охранных документов, уступкой (продажей) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо по другим основаниям), подлежит списанию. Если амортизационные отчисления по каким-либо нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм (т.е. с использованием счета 05), то одновременно со списанием стоимости этих объектов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений. Доходы и расходы от списания нематериальных активов в бухгалтерском учете отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, увеличивая (уменьшая) финансовые результаты организации (п. 22, 23 ПБУ 14/2007).

     Продажа нематериальных активов. Владелец нематериального актива имеет право уступить (продать) принадлежащие ему исключительные права на этот актив. В этом случае стоимость проданного актива подлежит списанию с баланса. При этом поступления от продажи нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных доходов (п.7 ПБУ 9/99), а расходы, связанные с их продажей, – в составе операционных расходов (п.11 ПБУ 10/99).

     Сведения о продаже нематериального актива отражаются в графах 13 – 17 Карточки учета нематериальных активов (форма № НМА-1, утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г . № 71а). В бухгалтерском учете организации операции по продаже нематериального актива отражаются проводками:

Дебет счета 62 (76) – Кредит счета 91 — продажная стоимость нематериального актива отражена в составе операционных доходов организации;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 68/"НДС" (76/"НДС") – отражен НДС с продажной  стоимости нематериального актива;

Дебет счета 05 –  Кредит счета 04 – списана сумма амортизации, начисленной по нематериальному активу к моменту выбытия;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 04 – остаточная стоимость  нематериального актива списана  в состав операционных расходов.

Пример. Организация  А (патентообладатель) уступила патент организации Б за 1 200 000 руб., включая НДС 20% – 200 000 руб. Первоначальная стоимость патента по данным бухгалтерского учета организации А – 3 000 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту уступки, – 2 400 000 руб.

Денежные средства от организации Б поступили на расчетный счет организации А в июне 2003 г . В этом же месяце договор был зарегистрирован в Патентном ведомстве. В бухгалтерском учете организации А на дату регистрации договора об уступке патента должны быть сделаны следующие проводки:

Дебет счета 62 – Кредит счета 91 – 1 200 000 руб. – отражена продажная стоимость патента;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 68/"НДС" – 200 000 руб. –  отражен НДС с продажной стоимости  патента;

Дебет счета 05 –  Кредит счета 04 – 2 400 000 руб. – списана  сумма амортизации, начисленной по патенту к моменту выбытия;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 04 – 600 000 руб. – остаточная стоимость патента списана в  состав расходов.

Безвозмездная передача нематериальных активов. В  бухгалтерском учете организации  безвозмездная передача нематериального актива отражается проводками:

Дебет счета 05 –  Кредит счета 04 – списана сумма  амортизации, начисленной по нематериальному  активу к моменту выбытия;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 04 – остаточная стоимость  нематериального актива списана в состав прочих расходов;

Дебет счета 91 –  Кредит счета 68/"НДС " – НДС  с рыночной стоимости нематериального  актива начислен к уплате в бюджет.

Передача нематериальных активов в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации. Передача нематериальных активов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации отражается проводками:

Дебет счета 05 –  Кредит счета 04 – списана сумма  амортизации, начисленная к моменту  передачи;

Дебет счета 58 –  Кредит счета 04 – отражена сумма вклада в соответствии с учредительными документами.

Выявленная  разница между денежной оценкой  вклада в соответствии с учредительными документами и остаточной стоимостью переданного нематериального актива подлежит отражению по дебету (кредиту) счета 91 в составе расходов (доходов):

Дебет счета 04 (91) – Кредит счета 91 (04) – отражена разница  между денежной оценкой вклада и  остаточной стоимостью переданного  актива.

Пример. Организация  А передает в качестве вклада в  уставный капитал организации Б  патент на изобретение. Стоимость вклада организации А в соответствии с учредительными документами – 200 000 руб.

Остаточная  стоимость патента по данным бухгалтерского и налогового учета организации  А одинакова и составляет 150 000 руб. Первоначальная стоимость патента по данным бухгалтерского учета организации А – 200 000 руб., сумма начисленной амортизации – 50 000 руб.

В бухгалтерском  учет организации А передача патента  в счет вклада в уставный капитал  организации Б отражается проводками:

Дебет счета 58 –  Кредит счета 04 – 200 000 руб. – отражена стоимость вклада в соответствии с учредительными документами;

Дебет счета 05 –  Кредит счета 04 – 50 000 руб. – списана  амортизация, начисленная к моменту  передачи патента;

Дебет счета 04 –  Кредит счета 91 – 50 000 руб. – разница между денежной оценкой вклада в соответствии с учредительными документами (200 000 руб.) и остаточной стоимостью патента (150 000 руб.) включена в состав доходов.

Познакомившись  с видами деятельности предприятия, его целями, нам необходимо проверить  итоги его деятельности. В этом нам поможет анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Под финансовым состоянием понимается способность  предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется  обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

    Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.

    Финансовое  состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности

   Устойчивое  финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

   Главная  цель анализа - своевременно выявлять  и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

    Финансовое  состояние организации характеризуется  использованием и размещением  средств и источников их формирования. Индикатором финансового состояния является платежеспособность организации, под которой подразумевают ее способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с договорами. Возвращать кредиты и т.д.

   Платежеспособность  определяется ликвидностью. Анализ ликвидности осуществляется на основе группировки активов по их ликвидности и группировки пассивов по срочности их оплаты. Анализ необходим в условиях усиленного жесткости бюджетного ограничения и необходимости дать оценку кредитоспособности предприятию вступающего  в различные финансовые отношения.

     Ликвидность-  степень покрытия обязательств  предприятия его активами, срок  превращения которых в деньги  соответствует, сроку погашения  обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Если в учете  основных средств всё ясно определено, то в учете нематериальных активов существуют свои проблемы. Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным образом, поэтому возможны разногласия  (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения этих проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).

В качестве примера  неодинакового подхода к порядку  учета отдельных объектов можно привести лицензии на право осуществления определенной деятельности: если срок действия лицензии составляет более года, то затраты, связанные с ее приобретением, учитывают на счете 08 и затем списывают с этого счета на счет 04; если срок действия лицензии составляет 1 год и менее, то по действующему определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть отнесена в нематериальным активам. В действующих нормативных документах порядок списания стоимости лицензии со сроком действия до 1 года включительно не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.

Информация о работе Учет и оценка основных средств и нематериальных активов