Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка учета амортизации основных средств и нематериальных активов на примере организации ООО «Стройпласт»
При этом ставятся следующие задачи:
- изучение общих положений по учету основных средств и нематериальных активов,
- порядок начисления амортизации по ним,
- порядок применения ускоренной амортизации,
рассмотрение проблем, которые могут возникнуть при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Бухгалтерский учет основных средств.
1.1 Понятие, классификация основных средств. Задачи учета основных средств. Оценка и переоценка основных средств……..……………………..…5
1.2. Организация учёта основных средств…………………………………….22
1.2.1. Учёт поступления основных средств………………………………...22
1.2.2. Порядок начисления и учёта амортизации основных средств…….26
1.3. Учёт списания, продажи и прочего выбытия основных средств……...29
1.4. Учет затрат на восстановление (ремонт) основных средств…………….31
1.5. Анализ показателей эффективного использования основных производственных фондов………………………………………………….…33
1.6. Учет основных средств на забалансовых счетах…………………….…36
Глава 2. Учет нематериальных активов
2.1. Понятие нематериального актива в бухгалтерском учете………….….37
2.2. Классификация и оценка нематериальных активов………………….….39
2.3. Способы начисления амортизации нематериальным активам………...42
2.4. Учет реализации и выбытия нематериальных активов……………….…46
Глава 3. Экономический субъект исследования ООО «Стройплюс»
3.1. Общие сведения о предприятии………………………………………….47
3.2. Учет основных средств……………………………………………………49
3.3. Учет нематериальных активов…………………………………………...74
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы…………………………………………...
Расходы в ООО «Стройплюс» на приобретение оборудования, требующего монтажа, и его доставку к месту эксплуатации учитываются на счете 07 "Оборудование к установке" (дебет счета 07, кредит счетов 60, 23, 70, 69, 71), где оно будет числиться до тех пор, пока его не передадут в монтаж (дебет счета 08, кредит счета 07). В дальнейшем все расходы по монтажу подлежат отражению на счете 08 (дебет счета 08, кредит счетов 10, 23, 60, 70, 69, 71, 76).
Уплачиваемый при приобретении оборудования, требующего монтажа, НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по счету 19 (дебет счета 19, кредит счета 60). После ввода в действие объекта (дебет счета 01, кредит счета 08) НДС подлежит списанию (дебет счета 68, кредит счета 19) в уменьшение задолженности бюджету по НДС, уплачиваемому за реализованную продукцию (работы, услуги). Бухгалтерские проводки, в ООО «Стройплюс», отражающие приобретение основных средств, требующих монтажа, представлены в таблице 3.2.8.
Таблица 3.2.8. Бухгалтерские проводки, отражающие приобретение основных средств, требующих монтажа
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Отражена задолженность поставщику за поставку оборудования, требующего монтажа (без учета НДС) |
07-1 |
60 |
Отражена сумма НДС по приобретенному оборудованию |
19-1 |
60 |
Произведена оплата поставщику за оборудование (включая НДС) |
60 |
51 |
Оборудование сдано в монтаж |
08 |
07-1 |
Отнесен на расчеты с бюджетом НДС, уплаченный по приобретенному оборудованию (в момент сдачи оборудования в монтаж) |
68 |
19-1 |
Отражены затраты по монтажу оборудования (оплата работ монтажных организаций) (включая НДС) |
08 |
76 |
Произведена оплата монтажной организации за выполненные работы по монтажу оборудования (включая НДС) |
76 |
51 |
Смонтированное оборудование введено в эксплуатацию и принято к учету в составе основных средств по первоначальной стоимости |
01-1 |
08 |
После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (дебет счета 01, кредит счета 08). В развитие счета 07 ООО «Стройплюс», открыты субсчета: 1 "Оборудование к установке отечественное"; 2 "Оборудование к установке импортное".
В соответствии с пунктом ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.
Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет, соответствующие обязанности. В виде исключения допускается проведение при мене компенсации неравноценных обмениваемых товаров в денежной форме. Такая неравноценность должна быть заранее оговорена в заключаемом договоре, а не быть результатом последующих оценок обмениваемых товаров.
Рассмотрим пример приобретения основных средств в обмен на другое имущество в ООО «Стройплюс».
Пример.
В 2007г. ООО «Стройплюс» заключило договор мены с ООО «Партер». Согласно договору, ООО «Стройплюс» поставляет ООО «Партер»20 единиц собственной продукции. В обмен на это ООО «Партер» должно передать станок. Такой обмен стороны признали равноценным.
ООО «Стройплюс» реализует свою продукцию по цене 1770руб. (в том числе НДС-270руб.) за единицу. А станок подобного типа в среднем стоит 37760руб. (в том числе НДС-5760 руб.). В учете ООО «Стройплюс» будут сделаны следующие записи (таблица 3.2.9.):
Таблица 3.2.9
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Отражена выручка от реализации продукции исходя из стоимости станка |
62 |
90/выручка |
37760 |
Начислен НДС |
90/НДС |
68/расчеты по НДС |
5760 |
Оприходован станок |
08 |
60 |
30000 |
Выделен НДС |
19 |
60 |
5760 |
Зачтены обязательства по договору мены |
60 |
62 |
35400 |
Отражена разница между стоимостью станка и стоимостью реализованной продукции |
91 |
62 |
2360(37760-35400) |
Станок введен в эксплуатацию |
01 |
08 |
30000 |
Принят к вычету из бюджета НДС |
68/расчеты по НДС |
19 |
5400 |
Поступление основных средств в ООО «Стройплюс», оформляется актом приемки, который составляется и подписывается комиссией, назначаемой руководителем предприятия.
В акте приемки указываются:
- характеристика объекта основных средств;
- его местонахождение;
- источник финансирования его приобретения;
- год выпуска или постройки;
- дата ввода в эксплуатацию;
- результаты испытания и т.д.
Одновременная приемка (оприходование) однотипных инструментов, станков, хозяйственного инвентаря и т.п. объектов, имеющих одинаковую стоимость, может оформляться одним актом.
Каждому объекту
основных средств, принятому на учет,
присваивается инвентарный
Акт приемки передается в бухгалтерию, где заводится инвентарная карточка с указанием инвентарного номера объекта и основных данных о нем (первоначальной или восстановительной стоимости, норм амортизационных отчислений, величина износа на момент приемки).
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются и частями по мере износа передают свою стоимость на вновь изготовленную продукцию (работы, услуги).
По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам, амортизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.
Согласно 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации объектов основных средств.
Способы начисления амортизации:
1. Метод равномерного начисления (линейный) предполагает, что функциональная полезность актива зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока полезной службы, т.е. начисляется постоянная сумма амортизации на протяжении всего срока полезной службы актива.
При этом способе
ежемесячные амортизационные
Пример: Приобретен
объект стоимостью 120 тыс.руб. со сроком
полезного использования 4 года. Годовая
норма амортизационных
2. Метод уменьшаемого остатка исходит из того, что полезность и производительность объектов основных средств в начальные периоды использования значительно выше, чем в последующие, поэтому предусматривает начисление наибольших сумм амортизации в начальных периодах использования объекта и постепенное уменьшение суммы амортизации на протяжении срока его полезной службы.
Пример: Приобретен объект основных средств, первоначальная стоимость которого 300 тыс.руб. Срок полезного использования объекта составляет 5 лет, годовая норма амортизационных отчислений – 20% (100: 5), годовая сумма амортизационных отчислений – 60 тыс.руб.
В первый год эксплуатации сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при принятии объекта к бухгалтерскому учету, и составляет 60 тыс.руб., во второй год амортизация начисляется в размере 20% от остаточной стоимости (первоначальная стоимость объектом за вычетом суммы начисленной амортизации) и составляет 48 тыс.руб. ((300 – 60)* 20 : 100); в третий год эксплуатации амортизация начисляется в размере 20% от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации, и составляет 38,4 тыс.руб. (( 240-48)* 20: 100) и т.д.
3. Способ амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования. Этот способ также относится к ускоренным и позволяет производить амортизационные отчисления в первые годы эксплуатации в значительно больших размерах, чем в последующие. Указанный способ используется для объектов основных средств, стоимость которых уменьшается в зависимости от срока полезного использования; быстро наступает моральный износ; расходы на восстановление объекта увеличиваются с увеличением срока службы. Этот способ целесообразно применять при начислении амортизации по вычислительной технике, средствам связи; машинам и оборудованию малых и недавно образованных организаций, у которых нагрузка на объекты основных средств приходится на первые годы работы.
При способе
списания стоимости по сумме числа
лет срока использования
Пример. Приобретен объект основных средств стоимостью 350 тыс. руб., со сроком полезного использования 6 лет. Сумма чисел лет срока службы составляет 21 год (1+2+3+4+5+6). В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере 6/21 или 28,05%, что составит примерно 98,18 тыс. руб.; во второй год – 5/21 или 23,8% (83,3 тыс. руб.); в третий год – 4/21 или 19,09% (66,82 тыс. руб.) и т.д.
Метод начисления амортизации выбирается на основе предполагаемой схемы получения экономических выгод, если только эта предполагаемая схема получения экономических выгод от использования актива не меняется.
Бухгалтерский учет амортизации основных средств осуществляется на счете 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и сданного в лизинг. По своему отношению к балансу этот счет является пассивным, но в бухгалтерском балансе – нетто не находит своего отражения, так как основные средства в балансе показываются в остаточной стоимости. По кредиту счета учитываются остаток и начисленная сумма амортизации, а по дебету – списание амортизации.
Счет 02 субсчетов не имеет. Однако к этому счету могут быть открыты субсчета, предусмотренные в ранее действующем Плане счетов бухгалтерского учета: 1 – Амортизация собственных основных средств, 2 – Амортизация имущества, сданного в лизинг.
Амортизация основных средств представляет собой одну из статей затрат, поэтому при ее начислении дебетуют счета издержек производства и обращения и кредитуют счет 02.
Организация–арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, бухгалтерской записью:
Дебет – сч.91 «Прочие доходы и расходы», с/сч.2 «Прочие расходы»
Кредит – сч.02.
Во всех случаях выбытия основных средств (продажа, списание при ликвидации, разборка, безвозмездная передача, недостача и т.д.) списывается амортизация, сумма которой определяется расчетным путем за весь период эксплуатации и не должна быть выше первоначальной (восстановительной) стоимости списываемого объекта. При этом составляется бухгалтерская запись:
Дебет – сч.02
Кредит – сч.01 «Основные средства», с/сч. «Выбытие основных средств».
Аналитический учет по счету 02 следует вести по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Основные средства выбывают с ООО «Стройплюс» по различным причинам:
- в результате их безвозмездной передачи,
- финансовых вложений предприятия,
- продажи неиспользуемых, ликвидации ветхих и морально изношенных объектов,
- недостач и стихийных бедствий.
Информация о работе Учет и оценка основных средств и нематериальных активов