Учет и оценка основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение порядка учета амортизации основных средств и нематериальных активов на примере организации ООО «Стройпласт»
При этом ставятся следующие задачи:
- изучение общих положений по учету основных средств и нематериальных активов,
- порядок начисления амортизации по ним,
- порядок применения ускоренной амортизации,
рассмотрение проблем, которые могут возникнуть при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Бухгалтерский учет основных средств.
1.1 Понятие, классификация основных средств. Задачи учета основных средств. Оценка и переоценка основных средств……..……………………..…5
1.2. Организация учёта основных средств…………………………………….22
1.2.1. Учёт поступления основных средств………………………………...22
1.2.2. Порядок начисления и учёта амортизации основных средств…….26
1.3. Учёт списания, продажи и прочего выбытия основных средств……...29
1.4. Учет затрат на восстановление (ремонт) основных средств…………….31
1.5. Анализ показателей эффективного использования основных производственных фондов………………………………………………….…33
1.6. Учет основных средств на забалансовых счетах…………………….…36
Глава 2. Учет нематериальных активов
2.1. Понятие нематериального актива в бухгалтерском учете………….….37
2.2. Классификация и оценка нематериальных активов………………….….39
2.3. Способы начисления амортизации нематериальным активам………...42
2.4. Учет реализации и выбытия нематериальных активов……………….…46
Глава 3. Экономический субъект исследования ООО «Стройплюс»
3.1. Общие сведения о предприятии………………………………………….47
3.2. Учет основных средств……………………………………………………49
3.3. Учет нематериальных активов…………………………………………...74
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовой проект готовый.doc

— 865.00 Кб (Скачать файл)

2. Осуществление  долгосрочных инвестиций при  создании основных средств в  самой организации.

При создании основных средств в организации они  оприходуются на баланс по фактическим  затратам на их изготовление, включающим в себя не только прямые, но и косвенные расходы (например, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и т.п.). Создание основных средств возможно как собственными силами, так и путём привлечения сторонних организаций.*

Основанием  для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются следующие документы:

- акт, подтверждающий создание основных средств в организации;

- акт приёмки основных средств, подтверждающий их оприходование в самой организации;

- документы, подтверждающие размер затрат, произведённых при создании основных средств.

На счетах бухгалтерского учёта выполняются следующие  записи:

Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 69 и  др. – отражены капитальные вложения в строительство, закладку многолетних насаждений, изготовление основных средств, осуществляемое хозяйственным способом;

Дебет 01 Кредит 08 – оприходованы основные средства;

С 01.01.2001 г. НДС  по работам, осуществляемом хозяйственным  способом выделяется на счёте 19 и налоговый  вычет предоставляется в момент ввода в эксплуатацию данных объектов, при условии оплаты этих работ, материалов.

Объём работ, выполненных  хозяйственным способом подлежит обложению  НДС при вводе в эксплуатацию – Дебет 08  Кредит 68.*

3. Получение безвозмездно  от третьих лиц. Основные средства могут поступать на предприятие безвозмездно. Безвозмездное получение материальных ценностей (вещей) осуществляется на основании договора дарения, заключение которого между коммерческими структурами запрещено статьёй 575 ГК РФ (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда).

 Передача  основных средств безвозмездно  может осуществляться на основе  договора дарения, в котором  отсутствует условие о возмездном  характере передачи того или  иного объекта. Основные средства могут поступать на предприятие как от юридических, так и от физических лиц.

4. Оприходование  неучтенных основных средств,  выявленных в результате инвентаризации. Ранее неучтенные объекты основных средств , обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов  последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.*


 

* - Астахов В.П. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. – 960 с.

* - Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.А. Галанин, 2-е изд. доп.-М.: Финансы и статистика, 2008.

Списание затрат при внутреннем перемещении основных средств. Затраты по перемещению оборудования , не требующего монтажа (транспортные передвижные средства , свободно стоящие объекты основных средств, строительные механизмы и др.), внутри организации относятся на издержки производства  дебет счетов 23, 25, 26..., кредит счетов 10, 23, 60. и др.).

По передвижным  строительным машинам и механизмам ( экскаваторы, подъемные краны и  т.п.) затраты по доставке , по монтажу  и демонтажу предусматриваются  в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов и в их первоначальную стоимость не входят. Затраты по монтажу перемещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются в порядке , установленном для учета капитальных вложений, с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта .

 

1.2.2. Порядок начисления и учёта амортизации основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические  свойства и качества – изнашиваются. Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции из-за технических причин или экономической невыгодности. Физический износ можно технически восстановить, производя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.

Моральный износ  проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно выпускать на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные фонды, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами.

Денежные средства, возмещающие затраты на приобретение и создание основных средств и  направляемые на замену их износившихся экземпляров новыми, получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. В стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных фондов. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учёта.

Для учёта износа (амортизированной стоимости) основных средств  предусмотрен пассивный, регулирующий счёт 02, в развитие которого при необходимости открываются субсчета:

02/1 «Амортизация собственных  основных средств»

02/2 «Амортизация  арендуемых и полученных по лизингу основных средств».

Предприятие должно ежемесячно начислять износ. Ежемесячно же суммы износа, начисленного по собственным  и долгосрочно арендуемым основным средствам согласно установленным  нормам, предприятие включает в издержки производства ( Дебет счетов 20, 23, 25, 26,  Кредит субсчетов 02/1, 02/2).

Типовые проводки по начислению амортизации основных средств

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

 

Начислена амортизация  по объектам основных средств в основном производстве

20

02

 

Начислена амортизация по объектам основных средств во вспомогательных производствах

23

02

 

Начислена амортизация  основных средств общепроизводственного  назначения

25

02

 

Начислена амортизация по объектам основных средств общехозяйственного назначения

26

02

 

Начислена амортизация  по объектам основных средств обслуживающих  производств и хозяйств

29

02

 

Начисление  амортизации, относящейся к будущим  периодам

97

02


 

Способы начисления амортизации:

Линейный способ начисления амортизации:

А=ПС/Т,

где А – годовая сумма амортизационных отчислений

ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств

Т – срок полезного  использования объекта основных средств

 

Способ уменьшаемого остатка:

А=ОС/Т,

где А – годовая  сумма амортизационных отчислений за текущий год

ОС – остаточная стоимость объекта основных средств на начало текущего года (первоначальная стоимость минус сумма начисленных амортизационных отчислений)

Т – срок полезного  использования объекта основных средств

 

Способ начисления амортизации по сумме чисел лет  срока полезного использования:

Т

Ат = ((Т - т + 1) х  ПС)/å i,

где Ат – годовая  сумма амортизационных отчислений за год т

i=1

ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств

Т – срок полезного  использования объекта основных средств

т – номер  года от начала срока использования объекта основных

средств

Т

å i – сумма чисел лет срока полезного использования объекта

i=1

 

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Ат = (ПС х От)/Оплан,

где Ат – годовая  сумма амортизационных отчислений за год т

ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств

Оплан – предполагаемый объем выпуска продукции в  натуральном выражении

От – фактический  объем выпуска продукции в  натуральном измерении за год 

Случаи, когда  износ не начисляется. Износ не начисляется только во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию.*

 

1.3. Учёт списания, продажи и прочего выбытия основных средств

Выбытие основных средств на предприятии происходит в следующих случаях:

- при списании объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации;

- при реализации объектов;

- при безвозмездной передаче другому предприятию;

- при передаче в счёт взносов в уставные капиталы других предприятий;

- в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество);

- при ликвидации основных средств в результате аварий, стихийных - бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

- списание основных средств в результате выявленной недостачи, хищения ОС;

- при передачи в доверительное управление.

Для обобщения  информации о перечисленных процессах  и для выявления финансовых результатов  от реализации, списания и прочего  выбытия основных средств в Плане  счетов используется счёт 91 «Прочие доходы и расходы». Выбытие оформляется актом на списание ОС (форма ОС-4), актом (накладной) приёмки-передачи ОС (форма ОС-1), составляемыми комиссией. Перемещение объекта от одного подотчётного лица к другому оформляется также актом (накладной) приёмки-передачи ОС (форма № ОС-1) с выполнением бухгалтерской проводки внутри счёта 01. При выбытии основных средств (ликвидация, реализация) на основании соответствующих актов инвентарные карточки изымаются их действующей картотеки с пометкой о выбытии в описи инвентарных карточек в соответствующей инвентаризационной ведомости с указанием номера акта и даты.*

Списание объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99, расходы, связанные  с списанием основных средств  относятся к операционным расхода, а оприходованные в результате ликвидации материальные ценности включаются в состав операционных доходов.

Дебет 01 «Выбытие ОС»  Кредит 01 – списание балансовой стоимости ОС;

Дебет 02  Кредит 01-списание начисленной амортизации;

Дебет 91  Кредит 69, 70, 23 – отражены расходы по ликвидации ОС;

Дебет 10  Кредит 91 – оприходованы материальные ценности от ликвидации ОС;

Дебет 91  Кредит 01 – списана остаточная стоимость  ОС;

Дебет 91  Кредит 99 или Дебет 99  Кредит 91 – отражён  финансовый результат от списания ОС (прибыль или убыток).

2. Реализация  объектов основных средств. Если  списание объекта основных средств  производится в результате его  продажи, то выручка от продажи  принимается к бухгалтерскому  учёту в сумме, согласованной  сторонами в договоре. При реализации основных средств юридическим лицом у продавца основных средств основанием для осуществления записей в бухгалтерских регистрах используются следующие документы:

договор;

акт приёмки-передачи основных средств;

счёт;

счёт-фактура;

платёжно-расчётные  документы.*

 

1.4.Учет затрат на восстановление (ремонт) основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои физические и технические качества, что ведет  к снижению их производительности. Для восстановления утраченных в результате износа технических и физических свойств основные средства ремонтируют. В зависимости от сложности работ различают текущий, средний и капитальный ремонт. Стоимость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии ( расходы на технический осмотр, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) включается в состав издержек производства .Стоимость прочих работ на тех же объектах (работ по модернизации или реконструкции) в себестоимость продукции не включается, так как эти расходы относятся к затратам капитального характера, то есть увеличивают стоимость основных средств.

 

 


*- Врублевский  Н.Д. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра – М, 2006. – 399

*- Астахов В.  П. Теория бухгалтерского учета.  – Ростов н/Д: ИПЦ «Март», 2007. – 448 с

*- Федосова Т.В.  «Бухгалтерский учет» М: ТТИ ЮФУ 2007

*- Бухгалтерский учет. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005. – 768 с.

Информация о работе Учет и оценка основных средств и нематериальных активов