Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................2
1.МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.........................................................................................4
1.1.КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ.......................................................................................4
1.2.ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ...........................................................................................................8
1.3.ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ.........................................................................................................................................17
2.ПОРЯДОК УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ КИРИШСКОГО ФИЛИАЛА ПО ТРАНСПОРТУ ГАЗА ОАО «СГ-ТРАНС».....................................................................................................................................................26
2.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................26
2.2.ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ.................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................................................................41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по учёту материалов.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Для получения грузов экспедитору или другому лицу, с кем производственное предприятие заключило договор о материальной ответственности, выдается распоряжение на получение груза и доверенность,   как документ строгой отчётности регистрируется в особом журнале.

Грузы выдаются представителю  производственного предприятия  после предъявления им доверенности и счетов оплаты услуг транспортной организации. Затем ему вручают накладную на получение груза со склада транспортной организации. В получении груза он расписывается в дорожной ведомости и транспортной накладной. Предварительно получатель проверяет целостность пломб и оттисков на них, состояние вагона (контейнера), количество мест и состояние упаковки материалов. 

Если обнаружены повреждения  вагона (контейнера) или упаковки, а  также недостача числа мест, проводится проверка груза. Выявленные недостача  и порча материальных ценностей  оформляются  коммерческим актом  в трех экземплярах, на основании которого в последующем предъявляется претензия к транспортной   организации. Если недостача не превышает пределов норм естественной убыли в пути, то это фиксируется в транспортной накладной.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад производственного предприятия и сдает заведующему, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счёта поставщика. Принятые материалы оформляют приходными ордерами (форма № М-4), или накладными. Приходный ордер (накладную) подписывают заведующий складом и экспедитор.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными оприходование материалов разрешается оформлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера (накладной). Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, прием материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (форма №М-7) в двух экземплярах, который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или незаинтересованной организации. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

При централизованной доставке материалов автотранспортом их принимают на складе производственного предприятия. В этом случае поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах: первый служит основанием для списания ценностей у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией (является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей); четвертый — для учета транспортной работы (прилагается к путевому листу). Товарно-транспортная накладная применяется в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения оформляют акт.

Приём материалов возможен непосредственно на складе поставщика (самовывоз). В этом случае представитель производственного предприятия обязан предъявить доверенность и документ, подтверждающий его личность. При отпуске материалов доверенность отбирается, а представителю выдаются необходимые сопроводительные документы (счета, накладные, сертификаты и др.).

Приём на склад  сельскохозяйственных продуктов и сырья от непосредственных производителей (крестьянских и фермерских хозяйств), а также от граждан оформляют приемными квитанциями. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы.

Материалы могут  поступать от предприятий других отраслей хозяйства (торговой, заготовительной и др.). Если деятельность этих предприятий учитывается на одном балансе с производственным предприятием, то получение материалов от них не требует расчетных операций; оно оформляется либо расходными, либо приходными накладными (ордерами).

Поступление на склад производственного предприятия  материалов собственного изготовления, отходов производства и других оформляют требованиями-накладными. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Документальное оформление расхода  и прочего выбытия материалов. Материалы со складов отпускаются в производственные цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также для реализации на сторону.

Порядок документального  оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска.

Под отпуском в производство понимается передача материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск материалов с центральных складов считается расходом на производство.

Отпуск материалов на производство и другие нужды оформляют лимитно-заборными картами (форма №М-8), требованиями-накладными(форма №М-11), комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Лимитно-заборную карту выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах, как правило, сроком на один месяц. В них указывают: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; наименование и номенклатурный номер отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляется в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца вручают структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала и расписывается в карте структурного подразделения — потребителя материалов. Представитель структурного подразделения расписывается (в получении материалов) в карте, находящейся на складе.

По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт предают в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако с помощью таких карт невозможно контролировать использование материалов непосредственно на производстве. Для этой цели используют иные документы и методы.

Сверхлимитный отпуск материалов в производство, а также разовый отпуск ценностей внутри организации между структурными подразделениями оформляется требованиями-накладными (форма№М-11) . Ими же оформляют операции по сдаче на склад или в кладовую остатков неизрасходованных в производстве материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

При отпуске  материалов хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям выписываются накладные на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

На предприятиях, где развиты специализация и  кооперирование производства, при отпуске материалов могут использоваться комплектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как правило, отпускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается своя ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В этой ведомости указывается план производства продукции, наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные детали заменяются комплектовочной кладовой без документального оформления.

В заготовительных  цехах швейной, обувной, машиностроительной и некоторых других отраслей промышленности используются раскройные карты, по которым производится отпуск материалов в производство. В них фиксируются результаты использования отпущенных материалов по каждой партии. В раскройных картах указываются: номер склада, наименование и номенклатурный номер материалов, их количество, шифр затрат, цена и стоимость и др. По окончании раскроя в карте отмечают фактическое количество полученных деталей; расход материалов по норме и фактически; результат раскроя (экономия или перерасход). Эти карты также используются в качестве первичных документов по учету выработки и выпуска новых изделий.

Из-за большого количества и разнообразия первичных  документов оформление отпуска материалов требует больших затрат времени. Поэтому важно упростить учет на этом участке.

Для сокращения числа первичных документов, там, где это возможно, отпуск материалов целесообразно оформлять непосредственно в карточках складского учета (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании установленных лимитов. Факт получения материалов подтверждается подписью представителя цеха непосредственно в карточке складского учета материалов.

На небольших  предприятиях, где материальная ответственность  за сохранность, движение и использование материалов на складе и в производственном цехе возложена на одно лицо, движение материалов не документируется. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в производственных актах или отчётах.

  • 1.4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ

  •  

    Синтетический учет материалов на производственных предприятиях ведётся на счете 10 «Материалы». Этот счёт имеет следующие субсчета:

    1. «Сырье и материалы» 
    2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»
    3. «Топливо»
    4. «Тара и тарные материалы»
    5. «Запасные части»
    6. «Прочие материалы» 
    7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»
    8. «Строительные материалы»
    9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
    10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
    11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и т.д.

    В соответствии с «Планом  счетов бухгалтерского учёта» синтетический  учет материалов на счете 10 «Материалы»  разрешается вести двумя способами:

    • по фактической себестоимости;
    • по учетным ценам.

    При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.

    При втором способе дополнительно  используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    Применение  того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.

    Традиционным  и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:

    76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами»  — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также на стоимость информационных и консультационных услуг, таможенных пошлин и др.;

    71 «Расчеты  с подотчетными лицами» — на  стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;

    23 «Вспомогательные  производства» — на расходы  по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

    20 «Основное  производство» — на стоимость  полученных из производства возвратных отходов и др.

    Если в  момент приема обнаруживается недостача  или порча материалов, то эти операции на счетах не отражаются. Если же недостача не превышает норм естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предприятия. Однако, когда обнаружена недостача и порча сырья и материалов по вине поставщика, последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    При ведении  синтетического учета материалов по фактической себестоимости в  рамках счета 10 «Материалы» целесообразно  открыть два аналитических счета:

    • материалы по учетным ценам;
    • транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

    Отпуск сырья  и материалов из центральных складов  в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».

    Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском  учёте отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:

    20 «Основное  производство» — на стоимость  сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

    23 «Вспомогательные  производства» — на стоимость  материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

    Информация о работе Учет материалов