Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:45, курсовая работа
Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................2
1.МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.........................................................................................4
1.1.КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ.......................................................................................4
1.2.ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ...........................................................................................................8
1.3.ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ.........................................................................................................................................17
2.ПОРЯДОК УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ КИРИШСКОГО ФИЛИАЛА ПО ТРАНСПОРТУ ГАЗА ОАО «СГ-ТРАНС».....................................................................................................................................................26
2.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................26
2.2.ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ.................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................................................................41
2. Для определения суммы отклонения в стоимости материалов на конец месяца (168) стоимость материалов на конец месяца по учетным ценам (2812) умножается на средний процент отклонений (6) и делится на 100.
3. Данные по
остаткам материалов на конец
месяца по учетным ценам
При оценке материалов по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым ушел. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем — по цене второй партии и т.д., в порядке очередности, пока не будет получено общее количество израсходованных материалов за месяц.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально- производственные запасы используются в течение месяца иного периода в последовательности их приобретения (поступления).При применении этого способа оценка материально- производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
При оценке материалов по методу ЛИФО применяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе на производство вначале списываются материалы по цене (себестоимости) последней закупленной партии, затем — по цене предыдущей и т.д.
Применение указанных методов оценки ориентирует производственные предприятия на организацию аналитического учета материалов не только по их видам, но и по отдельным партиям.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально– производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально- производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально- производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Анализ использования приведенных ниже методов оценки материалов позволяет сделать следующие выводы.
Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции он обусловливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно, завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организациям, которые планируют капитальные вложения за счет собственных средств и при этом пользуются соответствующими льготами по налогу на прибыль.
Метод ЛИФО предполагает первоочередное списание материалов по себестоимости последних партий. Благодаря ему обеспечивается завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит, снижение прибыли и ухудшение ликвидности. Его рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль и др.).
Пример оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО представлен в (табл. 2.)
Таблица.2 Расчет оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО за отчетный месяц
п/п |
Показатели |
Количество единиц, шт. |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Остаток материалов на начало месяца |
800 |
10 |
8000 |
2 |
Поступление материалов за месяц: первая партия вторая партия третья партия |
1 050 |
10 8 13 |
10 500 28 000 6500 |
| Итого за месяц |
5050 |
X |
45 000 |
3 |
Расход материалов за месяц а) по методу ФИФО первая партия вторая партия третья партия |
1850 3500 200 |
10 8 13 |
18 500 28 000 2600 |
| Итого за месяц |
5550 |
X |
49 100 |
| б) по методу ЛИФО первая партия вторая партия третья партия |
500 3500 1550 |
13 8 10 |
6500 28 000 15 500 |
| Итого за месяц |
5550 |
X |
50 000 |
4 |
Остаток материалов на конец месяца: а) по методу ФИФО б) по методу ЛИФО |
300 300 |
13 10 |
3900 3000 |
Пояснение к таблице. Общее количество израсходованных материалов по предприятию за месяц условно составляет 5550 штук.
Метод средней себестоимости дает возможность оценивать отпускаемые ресурсы по среднепокупной себестоимости. С точки зрения воздействия на налогооблагаемую базу и ликвидность он является умеренным (по сравнению с методами ФИФО и ЛИФО).
В международной практике, наряду с вышеперечисленными, применяются также другие методы оценки материальных запасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.
По методу ХИФО списание материалов происходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым. Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью. Этот метод предназначен в основном для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние, снизив базу налогообложения.
В настоящее время у нас в стране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены в основном имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.
По методу ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО. Его целесообразно применять для отражения в учете большей суммы прибыли, что способствует привлечению потенциальных инвесторов.
По методу НИФО применяют правило: следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются по цене первой закупленной партии.
Рассмотрим порядок списания материалов с использованием методов ФИФО, методом ЛИФО, средней себестоимости на примере.
Пример:
Киришский филиал по транспорту газа ОАО «СГ-Транс» купил серую № 7047 для выполнения ремонтных работ. Краска покупалась тремя партиями по 65 литров в каждой.
Первая партия приобретена 1 января 2006 года по цене 42 000 руб. (в том числе НДС -7 000 руб.). Вторая -3 февраля 2006 года по цене 44 000 руб. ( в том числе НДС- 7 333 руб.). Третья – 2 марта 2006 года по цене 47 000 руб. (в том числе НДС -7833 руб.).
На выполнение ремонтных работ было списано 162,5 л. краски. Работы выполнялись в марте 2006 года.При покупке краски бухгалтеру нужно сделать проводки:
ДЕБЕТ 10-1 КРЕДИТ 60-1
– 35 000 руб.( 42 000-7 000) – приобретена первая партия краски;
ДЕБИТ 19-3 КРЕДИТ 60-1
- 7 000 руб. – учтён НДС по первой партии краски;
ДЕБЕТ 10-1 КРЕДИТ 60-1
- 36 667 руб.(44 000-7 333) – приобретена вторая партия краски;
ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60-1
- 7 333 руб.- учтён НДС по второй партии краски;
ДЕБЕТ 10-1 КРЕДЕТ 60-1
- 39 167 руб.(47 000-7 833)- приобретена третья партия краски;
ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60-1
- 7 833 руб.- учтён НДС по третьей партии краски;
Теперь определяем стоимость краски, которую бухгалтер должен списать на себестоимость ремонтных работ.
Метод ФИФО
При использовании метода ФИФО необходимо списать:
19 583,50 руб.( 39 167 руб. х 32,5 л. : 65л.).
Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
35 000 руб. + 36 667 руб. + 19 583,50 руб. = 91 250,50 руб.
При списании краски необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 20 КРЕЛИТ 10-1
- 91 250,50 руб. – списана краска на выполнение ремонтных работ.
Метод ЛИФО
При использовании метода ЛИФО бухгалтеру необходимо списать:
17 500 руб.( 35 000 руб. х 32,5 л. : 65 л.).
Общая стоимость краски, подлежащая списанию, составит :
39 167 руб. + 36 667 руб. + 17 500 руб. = 93 334 руб.
При списании краски необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10-1
- 93 334 руб.- списана краска на выполнение ремонтных работ.
Средняя себестоимость
При использовании этого метода бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов(одного литра краски). Она составит :
(35 000 руб. + 36 667 руб. + 39 167 руб.): ( 65л. + 65 л. + 65л.)=
= 515,51 руб.
Стоимость краски, подлежащая списанию, составит:
515,51 руб. х 162,5 л. = 83 770,38 руб.
При списании краски необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10-1
- 83 770,38 руб.- списана краска на выполнение ремонтных работ.
Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском материалов, должны оформляться первичными документами. Рационально разработанная первичная документация по учету Материалов дает возможность получать необходимые сведения для оперативного руководства предприятием и осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за их использованием.
Документальное оформление поступления материалов. Порядок документального оформления зависит от источников их поступления, способов доставки и места приема продукции.
Основными источниками поступления сырья и материалов являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия (непосредственные производители продукции), торговые и посреднические организации, граждане, подотчетные лица (заготовители), закупающие материалы в порядке наличного расчета.
Прием материалов осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия на основе хозяйственных договоров с поставщиками продукции.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения, своевременностью поступления и оприходования материалов — функция отдела материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут журнал оперативного учета выполнения договоров поставки. В нем отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их качеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия контролирует организацию данного оперативного учета.
Доставка материалов на предприятие
может осуществляться как по инициативе
поставщика - централизованная доставка,
так и по инициативе самого предприятия
- самовывоз. Во всех случаях на отгруженные
материалы поставщики высылают платёжные
и расчётные документы: счета-фактуры,
товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения и др.
К ним обязательно прилагаются документы, характеризующие
как количество материалов (упаковочные
ярлыки, спецификации, накладные, отвесы),
так и
и качество (сертификаты, качественные
удостоверения и др.). Поступившие от поставщиков
документы после проверки и регистрации в отделе снабжения, в журнале учета поступающих
грузов (Форма №МХ-4) передаются в бухгалтерию
предприятия для оплаты.
При отгрузке материалов по инициативе поставщика железнодорожным, авиационным и водным транспортом транспортная организация извещает предприятие о прибытии в его адрес груза.