Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель данной работы изучение учета операций с денежными редствами на счетах организаций в банках на примере Открытого акционерного общества “Могилёвхимволокно”.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
– определить сущность безналичного денежного обращения и его значение в деятельности организации;
–рассмотреть нормативно-правовые документы, регулирующие безналичное денежное обращение на территории Республики Беларусь;
– изучить порядок открытия расчетного счета в банке, его переоформления и закрытия;
– изучить документы, которыми оформляются операции на текущем (расчетном) и других счетах организации в банке;
– раскрыть порядок аналитического и синтетического учета операций с денежными средствами на счетах организации в банках: расчетном, валютном, специальных счетах;
– изучить отчетность, предоставляемую организацией по денежным средствам;
– выявить основные направления и предложить меры по совершенствованию учета денежных средств в организации
Этот раздел Отчета о прибылях и убытках при использовании такой классификации представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Отчет о прибылях и убытках методом «по себестоимости продаж»
Выручка |
X |
Себестоимость продаж |
X |
Валовая прибыль |
X |
Прочие доходы |
X |
Затраты на сбыт |
X |
Административные расходы |
X |
Итого расходы |
X |
Прибыль |
X |
МСФО 1 раскрывает в отчете о прибылях и убытках статьи выручки, расходы на финансирование, долю в прибылях и убытках ассоциированных организаций и совместной деятельности (для консолидации по долевому методу), расходы по налогам, суммарную прибыль или убыток после налогов от прекращенной деятельности, оценку активов до справедливой стоимости при их выбытии.
Все статьи доходов или расходов, признанные в периоде, должны включаться в расчет чистой прибыли или убытка за период. Однако МСФО определяет ряд ситуаций, когда некоторые статьи прибылей и убытков могут исключаться из отчета о прибылях и убытках. Согласно МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» предусмотрено два подхода к отражению исправления фундаментальной ошибки.
Фундаментальные ошибки – это выявленные в текущем периоде ошибки такой важности, что финансовые отчеты за один или более предшествующих периодов не могут считаться достоверными на момент их составления.
Основной подход состоит
в корректировке вступительного
сальдо нераспределенной прибыли; альтернативный
– сумма корректировки
В отечественном бухгалтерском
учете нет понятия «
При составлении отчета о прибылях и убытках можно применить два возможных метода построения его структуры:
В соответствии с практикой предоставления отчетности в соответствии с МСФО, а также самими МСФО раскрытие прибыли в отчетности осуществляется по другим, чем в белорусском учете, статьям. Так, в отчете о прибылях и убытках по МСФО отсутствуют внереализационные доходы (расходы). Понятие чрезвычайных расходов по МСФО отменено. В отчет о прибылях и убытках добавляются такие новые для белорусского учета статьи, как, например, «Прибыль без учета доли меньшинства». И все же МСФО действует на основе принципа превалирования содержания над формой, что позволяет представлять отчетность организации в наиболее понятной и интересной для пользователей (инвесторов, владельцев, аналитиков, акционеров) форме. А руководителю организации такая отчетность помогает в принятии управленческих решений.
В отечественной практике экономической работы значение Отчета о движении денежных средств явно недооценивается. В Международном стандарте указывается, что информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах за период представляется в отчете о движении денежных средств с выделением денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств» предусматривает составление отчета о движении денежных средств двумя альтернативными методами: прямым и косвенным. Для каждого из этих методов предусмотрена и соответствующая форма отчета. Прямой метод основывается на сопоставлении выручки и других поступлений («притока») денежных средств с учетом динамики дебиторской задолженности с различными суммами расходов («оттока») денежных средств с учетом изменений задолженности перед кредиторами. Такой подход позволяет предельно детально проследить движение денежных средств на счетах предприятия, оценить нарастание или снижение степени его ликвидности. Использование этого метода рекомендуется для предприятий производственной сферы. Косвенный метод составления отчета, рекомендуемый для финансово-кредитных институтов, позволяет четко проследить взаимосвязь между изменениями величины денежных средств организации и финансовыми результатами ее деятельности. Используя косвенный метод, за исходную базу составления отчета принимают фактическую чистую прибыль, а затем корректируют ее с учетом изменений в различных статьях активов и пассивов баланса. Прибыль корректируется на те ее часть, которая не связана с реальным движением денег вследствие применения в бухгалтерском учете метода начислений. Так отражая в учете выручку от продаж по методу начислений («по отгрузке»), мы формируем и прибыль от продаж, но, не получив при этом денег на счет, показываем прирост дебиторской задолженности. Соответственно, для пересчета прибыли в денежные средства прирост дебиторской задолженности следует вычесть из финансового результата, а связанное с получением денег уменьшение дебиторской задолженности надо прибавить к прибыли. Аналогично, прирост других активов, означающий расход денег, следует вычитать из прибыли, а их уменьшение - прибавлять к прибыли. В то же время прирост собственных платежных обязательств предприятия не означает реального оттока денег и его надо добавить к чистой прибыли, а их уменьшение, связанное с оплатой долгов, надо относить на уменьшение чистой прибыли. Чистую прибыль надо корректировать и на сумму отраженных в учете расходов, которые не требуют реальных выплат денежных средств (амортизация основных средств, износ нематериальных активов). Суммы подобных затрат следует прибавлять к чистой прибыли за тот же период, отражая денежный поток предприятия.
Существует три способа получения финансовой отчетности по МСФО - трансформация на уровне проводок главной книги, трансформация на уровне финансовой отчетности и параллельный учет.
Трансформация - это разовое превращение белорусской отчетности в отчетность по МСФО на определенную дату. Трансформацию отчетности в целях подготовки консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Параллельный учет - это ведение двух баз данных финансовой отчетности - по белорусским стандартам и МСФО. Обычно такой учет может быть реализован в специализированном программном обеспечении - при вводе проводки один раз результат ее попадает как в базу белорусского учета, так и в базу МСФО. Однако не все операции могут быть автоматически разнесены по базам ввиду различности принципов учета.
Также необходимо отметить существование различий в стандартах по первоначальной оценке основных средств. Во-первых, отличается терминология: в Беларуси основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, а в МСФО по фактической стоимости. В определении этих двух понятий несколько различий:
- справедливой стоимости, которая равна сумме денежных средств, уплаченных за арендованное имущество;
- по дисконтированной стоимости минимальных арендных платежей.
Следующий важный фактор в учете основных средств – амортизация. Если говорить о методах начисления амортизации, то в белорусском бухгалтерском учете, помимо трех методов, также описанных в МСФО (линейный способ, метод уменьшаемого остатка и производительный способ), есть четвертый метод - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
В МСФО введено также понятие «обесценение», которое не встречается в белорусском бухгалтерском учете. На каждую отчетную дату проводится анализ состояния объектов основных средств на предмет выявления наличия признаков возможного обесценения основных средств и оценивается возмещаемая стоимость (Recoverable amount – стоимость, определяемая как наибольшая из чистой текущей рыночной стоимости актива и «эксплуатационной стоимости использования») объектов основных средств, в том числе на стадии незавершенного строительства. Если возмещаемая стоимость какого-либо объекта основных средств оказывается ниже его балансовой стоимости, балансовая стоимость этого основного средства уменьшается до размера его возмещаемой стоимости. Убытки от обесценения признаются немедленно в составе расходов в том отчетном периоде, в котором было выявлено обесценение. Если в последующие отчетные периоды возмещаемая стоимость увеличивается, то убыток от обесценения, начисленный в прошлые отчетные периоды, сторнируется к сумме, необходимой для отражения объекта основных средств по возмещаемой стоимости на отчетную дату.
Составление отчетности в соответствии с положениями международных стандартов финансовой отчетности может осуществляться путем ведения параллельного учета (конверсии) или с помощью трансформации.
Трансформация финансовой отчетности – это проведение анализа финансовой отчетности, принятой предприятием, и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия, который в целом бы соответствовал МСФО.
Трансформацию, в отличие от конверсии, нужно осуществлять периодически, при этом информация, распределенная по статьям, анализируется, корректируется. Затем вносятся изменения для того, чтобы отразить различные принципы бухгалтерского учета.
Сравнительный анализ этих подходов представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Преимущества
и недостатки конверсии и трансформации
Показатель |
Преимущества |
Недостатки |
Конверсия |
Возможность получения отчета в
стандартах МСФО в любой момент времени,
большая точность по сравнению с
отчетами, получаемыми путем |
Наличие постоянных издержек на ведение параллельного учета |
Трансформация |
Может проводиться на основе существующих
данных, что требует меньших затрат.
Проводится по мере необходимости и
не влечет постоянных накладных расходов,
связанных с созданием и |
Точность информации в какой-то мере зависит от профессионального суждения учетного персонала |
Кроме выбора метода
Таким образом на основании
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что такому крупному
предприятию как ОАО «
В процессе хозяйственной деятельности предприятия ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание должного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.
Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.
Безналичное денежное обращение - списание денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Данная курсовая работа выполнена по материалам Открытого акционерного общества «Могилёвхимволокно».
ОАО «Могилёвхимволокно» создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2002 года № 185 путём преобразования Республиканского унитарного предприятия «Могилёвское производственное объединение «Химволокно» и Республиканского унитарного дочернего предприятия «Хоккейный клуб «Химволокно - Могилёв» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.