Учет основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 02:01, лекция

Описание работы

1 Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств.
2 Учёт поступления основных средств.
3 Учёт амортизации основных средств.
4 Учет затрат на ремонт основных средств.
5 Учёт выбытия и перемещения основных средств.
6 Учёт инвентаризации основных средств.
7 Учёт переоценки основных средств.
8 Учет арендованных основных средств.
9 Учет нематериальных активов

Файлы: 1 файл

ТЕМА 3 Учет ОС и НМА.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

 б) Строительство и создание ОС самим П-м

Строительство и создание ОС включают в себя капитальные вложения П-я (все затраты) на воспроизводство  и улучшение качественного состояния ОС. В их объем включаются затраты:

- на строительство

- реконструкцию

- расширение

- техническое перевооружение ОС и т. д.

Строительство и создание ОС может осуществляться:

1) хозяйственным способом (своими силами)

2) подрядным способом (находят другие П-я по строительству)

3) смешанным способом (частично хозспособом, частично подрядным)

При хозяйственном способе П-е имеет самостоятельное строительное структурное подразделение или капитальные вложения производятся вспомогательными цехами. При этом все затраты отражаются (собираются) по Д-ту сч. 23 «Вспомогательные производства». Типовые проводки:

 

1

Требование. Отпущены материалы  на строительство объекта

23

10

30

2

Расчетная ведомость. Начислена  ЗП строителям

23

70

20

3

Расчет бухгалтера.  Начислена сумма отчислений от ФЗП строителей (34 %)

 и в Белгосстрах (от 0,1 % до 0,6 % )

23

69,76/2

8

4

Отражены все затраты  по строительству объекта

08

23

58

5

Акт приемки. Передан  объект в эксплуатацию 

01

08

58


 

Если нет отдельного структурного подразделения для  строительства, то на всю сумму затрат по его строительству составляется проводка

         Д-т 08               К-т 10, 70, 69, 76/2 и т.д.

Принят в эксплуатацию законченный строительством объект;

       Д-т 01                К-т 08

При подрядном способе составляются проводки аналогично приобретению объекта у других юридических или физических лиц, только по Д-ту счета 08 отражается стоимость работ и услуг подрядчиков по строительству объекта.

II  Получение от юридических или физических лиц безвозмездно (в том числе в результате благотворительной помощи).

Первоначальная стоимость таких объектов оценивается по рыночной стоимости на дату их оприходования. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Отгрузочные документы  поставщика -ТТН.

ОС б/м могут поступать:

- в пределах одного  собственника (например, унитарному предприятию от своего учредителя);

- в пределах разных собственников (например,

Отражена рыночная стоимость  б/м полученного ОС в пределах одного собственника

               Д-т 08                             К-т 83 «Добавочный капитал»  

  Отражена рыночная стоимость б/м полученного ОС в пределах разных собственников

                Д-т 08                            К-т 98 «Доходы будущих периодов»    

 

       Отражены фактические  затраты, связанные с получением, доставкой, установкой, монтажом и приведением их в состояние пригодное к использованию

                Д-т 08                            К-т 60,76,10,70, 69

 

Акт приемки-передачи. Отражен  ввод в эксплуатацию ОС

               Д-т 01/1 «Собственные ОС»       К-т 08

 

              III Внесение учредителями в счет их вклада в УК.

   Первоначальная стоимость объектов, внесенных учредителями, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) на дату подписания учредительных документов или экспертным путем.

  ● Учредительные документы. Отражена задолженность в УК (на дату государственной регистрации)          

          Д-т 75/1                      К-т 80 «Уставный капитал»   

 

●   Акт экспертизы. Акт приемки-передачи вклада в УК. Отражено поступление объекта основных  средств от участника 

          Д-т 08                      К-т 75/1   

 

● Акт приемки-передачи ОС.  Отражен ввод в  эксплуатацию объекта  ОС  

          Д-т 01                      К-т 08   

 

IV. Как результат оприходования излишков ОС, выявленных  при

      инвентаризации.

В результате проведения инвентаризации ОС составляется Инвентаризационная опись ОС, которая подписывается членами инвентаризационной комиссии. Если в результате инвентаризации выявлены отклонения (излишек и (или) недостача), то составляется дополнительно Сличительная ведомость (при этом эти два документа могут быть совмещены в один).

Если результатом инвентаризации ОС является излишек, то такие объекты необходимо оприходовать (поставить на учет) по рыночной (оценочной) стоимости. На основании сличительной ведомости и акта приемки-передачи ОС составляется проводка.

          Д-т 01                      К-т 91/1

 

V.Получение от  структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Акт приемки-передачи. Оприходованы ОС в головной организации на остаточную (амортизируемую) стоимость ОС, по которой они учитывались в структурном подразделении.

          Д-т 01                      К-т 79 «Внутрихояйственные расходы»

          Д-т 79                     К-т 02 «Амортизация основных средств»

 

VI  Приобретение  в обмен на другое имущество.

Первоначальная стоимость объектов ОС, полученных по договору мены на другое имущество, равняется стоимости  обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете.

          Д-т 01                      К-т 60

 

При этом все затраты  на эти цели вначале отражаются (собираются) по Д-ту 08, а затем при вводе  в эксплуатацию объекта списываются К-ом 08 в Д-т 01.

Аналитический учет по сч. 01 ведется МОЛ и отдельным инвентарным объектам основных средств. Организация аналитического учета должна обеспечить возможность получения данных о наличии и движении ОС, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т. д.).

На счете 01 не отражается информация о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Для учета такого имущества, сдаваемого в аренду, в лизинг, на прокат и т.д., предназначен счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

VII Приобретение основных средств за счет бюджетных средств

При совершении таких  операций составляются проводки:

Получено целевое бюджетное финансирование;

                 Д-т 51 (55)     К-т 86 "Целевое финансирование"

Приобретены объекты основных средств за счет бюджетного финансирования;

                 Д-т 08       К-т 60 (76)

Отражен выделенный НДС;

                 Д-т 18/1    К-т 60 (76)

Произведена оплата за счет целевых бюджетных средств;

                Д-т 60 (76)   К-т 51 (55)

Основные средства введены в эксплуатацию

                Д-т 01           К-т 08

Отражена сумма бюджетных средств, направленных на финансирование приобретения основных средств.

                Д-т 86        К-т 98

 

VIII. Прочие каналы поступления

Основные средства могут  поступать в организации иными путями с соответствующим отражением их в учете:

1) зачислены в состав основных средств объекты, сдаваемые ранее в аренду и лизинг:

              Д-т 01 - К-т 03;

2) внесено  имущество  (основные  средства) товарищами в простое товарищество в счет их вкладов:

            Д-т 01 - К-т 80, субсчет "Вклады товарищей".

При возврате имущества  товарищам в случае прекращения договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

   

3 Учет амортизации ОС

 

В процессе эксплуатации ОС постепенно изнашиваются и теряют свою первоначальную стоимость. Эта часть стоимости в процессе производства переносится на готовую продукцию (работы, услуги) в виде амортизационных отчислений.

Начисление амортизации ОС производится в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» от 27.02.2009 N 37/18/6 (ред. от 30.09.2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012).

Амортизация начисляется  ежемесячно по объектам основных средств  до полного перенесения стоимости  объекта или его выбытия.

Расчет суммы амортизации  производится исходя из амортизируемой стоимости объекта и НСС (нормативный срок службы) или СПИ (срока полезного использования).

НСС – установленный Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» от 30.09.2011 N 161 (Классификатором – 2012) период использования ОС, не используемым в предпринимательской деятельности. НСС организацией определяется самостоятельно.

СПИ – ожидаемый или  расчетный период эксплуатации ОС в процессе предпринимательской деятельности (определяется самостоятельно. Решение принимается комиссией. Диапазон сроков полезного использования амортизируемого имущества представлена в Приложении 3 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов). Нижняя и верхняя границы диапазона СПИ рассчитываются путем умножения нормативного срока службы, на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к настоящей Инструкции. При этом нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года.

Амортизацию можно начислять 3 способами:

  1. линейным
  2. нелинейным:
  3. производительным.

П-е самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации, в том числе и по объектам одного наименования.

Линейный  способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего НСС или СПИ объекта ОС.

 Годовая линейная  норма амортизации определяется  исходя из амортизируемой стоимости объекта и нормативного срока его службы.

 Пример1

 Приобретен объект  амортизируемой  стоимостью 120 тыс.  рублей со сроком полезного  использования в течение 5 лет.

 Годовая  норма  амортизационных отчислений  - 20%. Годовая сумма

амортизационных отчислений составит 24 тыс. рублей

(120 x 20 / 100).

При расчете суммы  амортизации за месяц нужно годовую  сумму разделить на 12.

Нелинейный  способ заключается в неравномерном (по годам) начислении амортизации в течение полезного использования объекта. При этом способе годовая сумма амортизационных отчислений может рассчитываться тремя методами

  1. прямым методом суммы чисел лет
  2. обратным методом суммы чисел лет
  3. методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раза.

Пример 2 Нелинейный способ начисления амортизации. Прямой метод суммы чисел лет

Приобретен объект амортизируемой стоимостью 150 тыс. рублей  со

сроком полезного использования  в течение 5 лет.

Сумма  чисел лет  срока полезного  использования  составляет  15 лет. Расчет: сложение суммы чисел лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15);

  В первый  год  эксплуатации  указанного объекта будет начислена    амортизация в размере 5/15 или 33,3%, что составит 50 тыс. рублей.

  Во второй год - 4/15, что составит 40 тыс. рублей,

  В третий год    - 3/15, что составит 30 тыс. рублей.

  В четвертый год - 2/15, что составит 20 тыс. рублей.

  В пятый год - 1/15, что составит 10 тыс. рублей.

Общая  сумма  начисленной  амортизации  в  течение  всего  срока    полезного использования объекта составит 150 тыс. рублей (50 + 40 + 30 + 20 + 10).

Пример 3 Нелинейный способ начисления амортизации. Обратный метод суммы чисел лет

Приобретен объект амортизируемой стоимостью 150 тыс. рублей  со

Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов