Учет основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 02:01, лекция

Описание работы

1 Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств.
2 Учёт поступления основных средств.
3 Учёт амортизации основных средств.
4 Учет затрат на ремонт основных средств.
5 Учёт выбытия и перемещения основных средств.
6 Учёт инвентаризации основных средств.
7 Учёт переоценки основных средств.
8 Учет арендованных основных средств.
9 Учет нематериальных активов

Файлы: 1 файл

ТЕМА 3 Учет ОС и НМА.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

Так как объект ОС после его реализации не будет числиться на балансе П-я, то его необходимо списать со сч. 01 и 02. Для этого предназначен счет 01 субсчет «Выбытие ОС». По его Д-ту списывается первоначальная (переоцененная) стоимость, а по К-ту начисленная сумма амортизации на дату выбытия объекта.

 

Типовые хозяйственные  операции:

1

Поступление денежных средств в порядке предоплаты

51

62

2

Списание  первоначальной стоимости выбывающего  станка на субсчет «Выбытие средств» субсчет - 2

01 /2

01/1

3

Списание  амортизационных отчислений по выбывающему станку на субсчет «Выбытие средств» субсчет 2-

02

01/2

4

Списание  остаточной стоимости станка

91/4

01/2

5

Отражение стоимости  демонтажа (расходы по выбытию):

  - услуги  сторонних организаций (без НДС)

  - НДС (20 %)

  - списаны   материалы

  - начислена  ЗП  и отчисления из ФЗП

  - начислены отчисления от ФЗП

 

 

91/4

18

91/4

91/4

91/4

 

 

60

60

10

70

69,76/2

6

Передача  станка покупателю на основании акта приема-передачи по цене реализации

62

91/1

7

Начисление  НДС в бюджет от выручки за  станок *20/120

91/2

68

8

Финансовый  результат от реализации станка:

                                                                 прибыль

                                                                  убыток

91/5

99

99

91/5


 

* Результат от реализации объектов основных средств (прибыль или убыток) ежемесячно определяется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 91/2, 91/3, 91/4 и кредитового оборота по субсчету 91/1 и отражается в бухгалтерском учете по субсчету 91/5 и сч. 99. На счетах 91 и 99 учет ведется накопительно в течение отчетного периода (года).

Если реализация объекта  осуществляется по договору мены, то вместо сч. 51 используется счет ТМЦ

Д-т 07, 10, 41 …    К-т 62

 

        1. Списание ОС - это их выбытие в результате
  1.  износа, авариях

1

Списание  первоначальной стоимости авто на субсчет  «Выбытие основных средств» субсчет 2 - списание

01/2

01/1

2

Списание  амортизационных отчислений по выбывающему автомобилю

02

01/2

3

Списание  остаточной стоимости списываемого автомобиля

91/4

01/2

4

Поступление на склад запасных частей агрегатов от списываемого автомобиля по цене возможного использования

10/6

91/1

5

 

7

Начисление  зарплаты рабочим за разборку и демонтаж ликвидируемого автомобиля

91/4

70

6

 

Отчисления  от ФЗП (в ФСЗН 34 % и до 0,6 % в Белгосстрах)

91/4

69,76/2

7

Списание  материалов, израсходованных на разборку автомобиля

91/4

 

10/6

8

Убыток от списания автомобиля

99

91/5


 

  •  стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах
  •  

    1

    Списание  первоначальной стоимости объекта

    01/2

    01/1

    2

    Списание  амортизационных отчислений

    02

    01/2

    3

    Списание  остаточной стоимости 

    91/4

    01/2

    4

    Убыток 

    99

    91/5


     

    3 Передача  в качестве вклада в Уставный капитал

     

    1

    Списание  первоначальной стоимости объекта

    01/2

    01/1

    2

    Списание  амортизационных отчислений

    02

    01/2

    3

    Списание  остаточной стоимости 

    91/4

    01/2

    4

    Расходы по демонтажу, доставке, оценке

    91/4

    10,70,69

    5

    Отражение финансового вложения по стоимости переданного объекта

    58

    91/1

    6

    Финансовый  результат от реализации станка:

                                                                     прибыль

                                                                      убыток

    91 /5

    99

    99

    91/5


    4 Безвозмездная передача

     

    1

    Списание  первоначальной стоимости объекта

    01/2

    01/1

    2

    Списание  амортизационных отчислений

    02

    01/2

    3

    Списание  остаточной стоимости 

    91/4

    01/2

    4

    Расходы по демонтажу, доставке

    91/4

    10,70,69

    5

    Начисление  НДС, рассчитанного от остаточной стоимости

    92/1

    68

    6

    Отражение результата от б/м передачи объекта -  убыток

    99

    91/5


    5. Недостача по результатам инвентаризации

     

    1

    Списание  первоначальной стоимости объекта

    01/2

    01/1

    2

    Списание  амортизационных отчислений

    02

    01/2

    3

    Отражение (списание) остаточной стоимости недостающего объекта ОС

    94

    01/2

    4

    Если недостача  произошла по вине организации, то списывается недостача

    91/2

    94

    5

    Если недостача  произошла по вине материально ответственного лица, то отражается стоимость, взыскиваемая с виновного лица:

        - на  остаточную стоимость 

       - на разницу между взыскиваемой стоимостью и балансовой (остаточной) стоимостью

     

     

     

     

     

    73/2

     

    73/2

     

     

     

     

     

     

    94

    91.1

    6

      Погашение недостачи МОЛ

    50, 70

    73/2


     

    6. Передача по договору аренды или лизинга

     

             Подробно рассмотрено в вопросе 8.

    Перемещение основных средств  из одного структурного подразделения в другое отражается проводкой:

                    Д-т 01                   К-т 01.

    Расходы по перемещению не увеличивают стоимость основных средств, а относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

        Д-т 20, 23, 25, 26       К 10, 70, 68, 69 …

     

    6 Учёт инвентаризации  основных средств.

     

    Одной из форм контроля обеспечения  сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации.

    Инвентаризация основных средств – это:

    - проверка и документальное подтверждение фактического их наличия,

    - выявление отклонений от учетных данных

    - и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

    Руководитель предприятия определяет объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации и издает приказ о проведении инвентаризации.

    Проведение инвентаризации обязательно:

    - при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;

    - при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

    - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

    - при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

    - при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

    - в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

    - в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем предприятия (учреждения).

    Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского учета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки и недостачи.

    Результаты инвентаризации оформляются описями. Они подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица, дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

    Основные средства, не являющиеся собственностью данного  предприятия (учреждения) оформляются отдельными инвентаризационными описями.

    При инвентаризации могут  быть выявлены излишки или недостачи объектов основных средств.

    По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости, к которым прилагаются объяснения материально ответственных лиц.

    Выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются по рыночной (оценочной) стоимости и относятся на прочие доходы:

                          Д-т 01.1               К-т 91/1

     

    Недостачи или порча  основных средств отражаются в учете на основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем предприятия. (вопрос 5).

    При погашении суммы  недостачи (порчи) виновными в добровольном порядке составляются проводки:

              Д-т 50                 К-т 73/2

    В случае удержания из заработной платы в принудительном порядке делаются бухгалтерские записи:

              Д-т 70                  К-т 73/2

    Удержания с виновных лиц производятся на основании приказа  руководителем предприятия.

     

    7 Учёт переоценки основных средств

     

    В соответствии с решениями правительства периодически проводятся переоценки основных средств, в результате которых могут быть выявлены дооценка или уценка.

    Согласно постановлению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь  «Об утверждении положения о порядке переоценки основных средств организаций по состоянию на 1 января 200_ г.» ежегодно устанавливаются единые правила проведения переоценки основных средств. Переоценке подлежат все основные средства, числящиеся на балансе организации, независимо от их технического состояния (степени износа), как действующие, так и находящиеся в запасе (резерве на складе), консервации; основные средства, сданные в аренду или безвозмездное пользование, а также ОС, находящиеся на ответственном хранении.

    Подлежат переоценке также основные средства, подготовленные к списанию ввиду их физического или морального износа, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами.

    Переоценка основных средств, сданных в аренду либо в  безвозмездное пользование, осуществляется организацией, на балансе которой числится это имущество. Выбор одного из методов переоценки осуществляется по согласованию с другой стороной, участвующей в договоре аренды, безвозмездного пользования.

    Не подлежат переоценке:

    - находящиеся в собственности организаций земельные участки, объекты природопользования;

    - библиотечные фонды;

    - основные средства, расположенные в зонах отселения районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

    Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов