Учет основных средств первоначальное признание, оценка и амортизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
-систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области учёта основных средств и их амортизации;
-углубленное изучение конкретных задач и вопросов по учёту основных средств;
-документальное оформление учета и движения основных средств на предприятии;
-рассмотрение методов начисления амортизации основных средств и их применение на предприятии;
-учет затрат на ремонт основных средств;
-учет последующих капитальных вложений в основные средства и др.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать файл)

Дебет соответствующих  счетов:

5510 «Нераспределенная  прибыль(непокрытый убыток) отчетного года»

5520 «Нераспределенная  прибыль(непокрытый убыток) предыдущих  лет»

Кредит счета 7410«Расходы по выбытию активов» [ 19].

В процессе финансово- хозяйственной  деятельности организации основные средства, находясь в эксплуатации, постепенно изнашиваются и полностью утрачивают свое первоначальное значение. Если восстановление этих основных средств невозможно или экономически нецелесообразно, то их разрешено списывать с баланса организации. Кроме того, с баланса разрешено также списание объекта основных средств в связи с моральным износом, вследствие ветхости, стихийных бедствий, при ликвидации части объекта основных средств в связи с переоборудованием и модернизацией. Для определения непригодности к дальнейшему использованию в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации, невозможности реализации и неэффективности их восстановления по распоряжению руководителя организации создают постоянно действующую комиссию из компетентных работников: представителя администрации, главного инженера, главного механика, главного технолога, начальника ОТК, главного бухгалтера и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. При списании основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашают их представители.

Постоянно действующая  комиссия организации определяет объекты, подлежащие списанию по ветхости, моральному износу или из-за стихийных бедствий. В любом случае списание объекта  оформляется «Актом на списание основных средств» (ф. № ОС-3). Акт составляется комиссией в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и служит основанием для сдачи на склад полученных в результате списания материалов, запасных частей, металлолома и т.п. В акте дается полная характеристика состояния объекта, указывается причина ликвидации, первоначальная стоимость, сумма накопленного износа, количество ремонтов объекта, а также указывают затраты на списание, стоимость поступивших материальных ценностей (металлолома, запасных частей и материалов) от сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. [21].

Таким образом определяются, с одной стороны, убытки, а с другой - выручка, выражающая стоимость оприходованных или реализованных на сторону материалов, а также конечный результат.

Отражение указанных  операций имеет большое значение для учета действительного состояния  имущества, определения темпов износа и выбытия основных средств, что весьма важно для планирования процессов их воспроизводства. Кроме того, учет этих операций связан с правильным и полным определением выручки от них, составляющей один из источников финансирования новых капитальных вложений.

Перемещение объектов основных средств внутри организации оформляют «Актом приемки-передачи (перемещения) основных средств» (ф. № ОС-1), который выписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр с расписками получателя и сдатчика передают в бухгалтерию организации, которая делает соответствующие записи в инвентарных карточках и перемещает в картотеке аналитического учета карточки по новому месту нахождения. Второй экземпляр акта передают организации-получателю. Такой акт выписывают также при передаче объектов основных средств в эксплуатацию из запаса.

Аналитический учет основных средств ведется в «Инвентарной карточке учета основных средств» (ф. № ОС-6), открываемой для каждого объекта или группы объектов. Форма заполняется в одном экземпляре на основании «Акта приемки-передачи (перемещения) основных средств» (ф. № ОС-1), технической и другой документации (Приложение А).

Инвентарные карточки являются основной формой аналитического учета. В них регистрируются: шифр объекта, балансовая стоимость, норма амортизации, номер паспорта и чертежа, сведения о перемещении объекта внутри организации, о капитальном ремонте (дата и номер записи, сумма), данные о выбытии предмета (дата выбытия, номер акта, направление выбытия, дата и номер записи). Перечень отдельных приспособлений и принадлежностей основного инвентарного объекта, составляющих с ним одно целое, приводится на обратной стороне карточки. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и другое учитываются по группам на одной инвентарной карточке.

Инвентарные карточки заполняются  на многих организациях в одном экземпляре, и для обеспечения сохранности они регистрируются в «Инвентарных описях по учету основных средств» (ф. № ОС-10), в которой приводится номер карточки по порядку, инвентарный номер, наименование объекта, дата и номер акта поступления и выбытия предмета. Эти описи облегчают контроль за полнотой учета объектов, их сохранностью. Записи в описях (ф. № ОС-10) производятся по классификационным группам основных средств [22].

В описи для каждого  вида основных средств отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров. При такой регистрации объект получает инвентарный номер, который проставляется в приемном акте, в инвентарной карточке и на самом объекте. Объект числится в учете под этим номером на протяжении всего времени его нахождения на предприятии.

Зарегистрированные в  описи карточки хранятся в картотеке, где они размещаются по классификационным группам основных средств, а внутри их - по местам нахождения эксплуатации и по видам. Карточки недействующих основных средств группируются отдельно.

По месту эксплуатации (нахождения) инвентарных объектов применяется «Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации)» (ф. № ОС-13). Это обеспечивает подразделения предприятия информацией, необходимой для организации контроля за эффективным использованием закрепленных за ним объектов и выявлением излишних основных средств.

Инвентарные карточки заполняются  на основании первичных документов о поступлении и выбытии основных средств.

На каждую классификационную  группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства и т.д.) имеется  отдельная опись инвентарных  карточек, что облегчает сверку

данных инвентарных  карточек с данными описи. В небольших организациях может быть одна опись, но с разбивкой по классификационным группам.

Следует отметить, что  на арендованные основные средства в  бухгалтерии организации - арендатора инвентарные карточки не открывают. В качестве регистра аналитического учета таких объектов служит копия карточки учета долгосрочных арендованных основных средств (ф. № ОС-12а), которая должна быть приложена бухгалтерией арендодателя к акту приемки-передачи арендованных объектов.

 

 

1.3 Амортизируемая  стоимость основных средств и период амортизации

 

 

Амортизируемая стоимость  актива согласно п. 283 НСФО № 2 должна распределяться на систематической основе на протяжении срока его полезного использования.

Основные средства, участвуя в течение длительного периода  времени в процессе производства, постепенно изнашиваются.

Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик.

Физический износ является результатом использования основных средств и воздействия внешних факторов.

 Моральный износ представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники.

Амортизация актива начинается, когда актив готов к эксплуатации, т.е. находится в том месте и  состоянии, которые необходимы для  того, чтобы он мог функционировать как запланировано руководством субъекта. Амортизация актива прекращается в более раннюю из следующих дат: даты, на которую актив классифицируется как предназначенный для продажи (или включенный в группу на выбытие, классифицированную как предназначенную для продажи) в соответствии с п. 626 - 628 НСФО № 2, и даты, на которую признание актива прекращается. Следовательно, амортизация не прекращается, когда актив начинает простаивать или выводится из активной эксплуатации, за исключением случая, когда актив полностью с амортизирован. Однако если используются методы амортизации на основе загрузки, амортизационные отчисления могут равняться нулю, когда производство отсутствует [23].

При определении срока  полезного использования актива субъект должен учитывать следующие факторы:

1)  ожидаемый режим  использования (загрузки) актива. Загрузка  оценивается исходя из ожидаемой  мощности или физической производительности актива;

2)  ожидаемый физический  износ, зависящий от производственных  факторов, таких как количество смен, за которые предполагается использовать данный актив, и программа ремонта и обслуживания, а также содержание и обслуживание актива в период простоя;

3)  моральное устаревание  с технической или коммерческой  точки зрения, возникающее при  изменениях или усовершенствованиях производства, или в результате изменения рыночного спроса на товар или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива; и

4)  юридические или  подобные ограничения на использование  актива, такие как даты окончания соответствующих сроков аренды. Кроме того, компания должна исходить из имеющегося собственного опыта работы с объектами, подобными данному объекту. Например, опыт компании может подсказывать, что срок полезного использования рассматриваемого актива значительно короче его экономического срока службы: по прошествии определенного времени или с потреблением определенной части экономических выгод, заключенных в нем, объект нецелесообразно дальше учитывать на бухгалтерском балансе, он должен быть списан с баланса.

Согласно п. 284 НСФО № 2 субъект должен анализировать ликвидационную стоимость и срок полезного использования, как минимум, на каждую годовую отчетную дату. В случае, если результаты анализа отличаются

от результатов предыдущих оценок, субъект должен соответствующим образом скорректировать ликвидационную стоимость или срок полезного использования. Субъект должен учитывать изменение в ликвидационной стоимости или сроке полезного использования как изменение в расчетной оценке в соответствии с п. 150 - 154 настоящего стандарта.

Субъект должен избрать  такой метод амортизации, который  отражает характер ожидаемого потребления субъектом будущих экономических выгод от актива. Допустимые методы амортизации включают в себя:

а)  прямолинейный метод;

б)  метод уменьшающегося остатка;

в)  метод единиц продукции (производственный).

 Амортизационные отчисления по объектам ОС производятся с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта на баланс организации, и исчисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания.

По выбывшим ОС начисление амортизационных отчислений прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия [ 24].

По полностью амортизируемым ОС начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих ОС была полностью перенесена на себестоимость продукции (работ и услуг).

Выбранные субъектом  методы начисления амортизации должны определяться учетной политикой и применяться последовательно от одного отчетного периода к другому.

Инвентаризация основных средств.

Целью инвентаризации основных средств является установление фактического наличия основных средств, определение их качественного состояния, проверка наличия технической документации (паспорт, характеристика, проект и др.), уточнение данных бухгалтерского учета и выявление неиспользуемых в торговом процессе объектов основных средств, которые могут быть проданы, переданы безвозмездно другим предприятиям или списаны по актам в связи с непригодностью [25].

Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в организациях и предприятиях, другими нормативными актами и учетной политикой  организации, не реже одного раза в год перед составлением финансовой отчетности, а также при смене материально ответственных лиц и при реорганизации торговых организаций и предприятий.

До начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных книг, технических паспортов и документации, подтверждающих право собственности на основные средства, а также наличие документов на принятые или сданные в аренду объекты основных средств. При отсутствии документов или обнаружении расхождений и неточностей в учете и технической документации необходимо их оформить или внести соответствующие исправления и уточнения.

Инвентаризация основных средств проводится в порядке  их территориального размещения. Инвентаризационная комиссия в обязательном порядке производит тщательный осмотр всех объектов и предметов основных средств, их технического состояния, и заносит в «Инвентаризационные описи основных средств» (Ф. № Инв — 1) полное их наименование, назначение, основные технические или эксплуатационные данные (показатели), инвентарный и заводской номера, номер паспорта и др.

Здания и сооружения вносятся в опись по показателям «Инвентарной карточки учета основных средств» (ф. № ОС-1), где следует указать их назначение, основные материалы, из которых сделаны фундамент, стены, кровля; объем (по наружному и внутреннему обмеру), площадь (общая, полезная площадь), конструкцию (для сооружений), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и т.д.

Информация о работе Учет основных средств первоначальное признание, оценка и амортизация