Учет расчетов с подотчетными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет с подотчетными лицами имеет свои особенности. Цель работы – изучить учёт расчетов с подотчетными лицами.
Задачи работы:
-изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета расчетов с подотчетными лицами, быть в курсе последних изменений законодательства;
-проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии, первичными документами по оформлению движения средств;
-осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учёта командировочных расходов;
-выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Файлы: 1 файл

kur_515_1.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

1) рабочий план счетов  бухгалтерского учёта;

2) аналитические регистры  налогового учёта;

3) формы первичных  учётных документов, которые отсутствуют  в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчётности;

4) порядок проведения  инвентаризации имущества и обязательств;

5) методы оценки активов  и обязательств;

6) правила документооборота  и технология обработки учётной  информации;

7) порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями;

8) другие решения, которые  организация признает целесообразными.

Учётная политика, как  правило, должна быть стабильной. Пересмотр  её возможен лишь в случаях:

а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;

б) разработки новых способов обработки информации;

в) существенного изменения  условий деятельности.

Изменения в учётной  политике на следующий за отчётным год должны быть объявлены в пояснительной  записке к бухгалтерскому балансу.

1.2 Методика  бухгалтерского учета расчетов  с подотчетными лицами

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности в бюджетных учреждениях  постоянно возникает необходимость  приобретения материальных ценностей, работ, услуг. Для этих целей могут использоваться как безналичные, так и наличные расчеты. Например, работнику выдаются наличные денежные средства (авансы) под отчет для выполнения определенных действий по поручению учреждения, в частности:

– на хозяйственные расходы;

– в порядке возмещения произведенных сотрудником из личных средств расходов (включая перерасход по авансовым отчетам);

– раздатчикам для выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, денежного довольствия, стипендий в учреждениях, имеющим большое количество подразделений или в централизованных бухгалтериях.

Работники, получающие такие  средства, называются подотчетными лицами.

Бюджетное учреждение в  приказе об организации бюджетного учета устанавливает правила  проведения расчетов с сотрудниками – подотчетными лицами и наделения их правом осуществлять определенные действия за наличный расчет от имени учреждения. Также детально регламентируется порядок и правила оформления сотрудниками отчетных документов по использованию подотчетных сумм и мера их ответственности.

Ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется в соответствии с  нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны  к применению, другие носят рекомендательный характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы по учету расчетов с подотчетными лицами целесообразно представить в виде системы (рис. 3).

В силу того, что расчеты  с подотчетными лицами затрагивают  несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик.

Основными нормативными документами, регулирующими выдачу и учет наличных денежных средств работникам учреждения под отчет, являются Письмо Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. №18 об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (далее – Порядок ведения кассовых операций) и Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 №152н (далее Инструкция 152н).

В Порядке ведения кассовых операций прописано, что размеры и сроки выдаваемых под отчет наличных денег на хозяйственно-операционные и другие расходы учреждения, в том числе его филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, определяются руководителем учреждения.

Это означает, что Порядок  ведения кассовых операций не устанавливает  ограничений на размер суммы аванса, выдаваемой организацией подотчетным  лицам [11].

Однако следует помнить, что при оплате каких-либо материальных ценностей, работ, услуг (за исключением услуги проживания в гостинице) подотчетное лицо выступает от имени учреждения. Поэтому на него распространяется Указание Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 года г. №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее – Указание). Указанием установлено, что в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке ограничен суммой 100 000 руб. [17].

Выдача наличных денег  под отчет на расходы, связанные  со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным  лицам на эти цели в соответствии с нормами возмещения командировочных расходов, определенных следующими нормативными актами:

– Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 №812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»;

– Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 №729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»;

– Приказ Минфина России от 02.08.2004 №64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (в ред. Приказа от 12.07.2006 №92н).

В течение трех рабочих  дней по истечении срока, на который указанные суммы выданы, или со дня возвращения командированных лиц из командировки, подотчетники обязаны предъявить в бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Для получения денежных средств работник должен написать заявление на имя руководителя учреждения с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается.

На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии  проставляется соответствующий  счет аналитического учета счета 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами». А также делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.

При получении подотчетных  сумм работник должен написать в командировочном  удостоверении расписку в получении  денег, которая пишется получателем  только собственноручно с указанием полученной суммы: руб. – прописью, коп. – цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Выдача наличных денег  под отчет производится только после  полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещается.

Выдача наличных денежных средств под отчет производится по расходному кассовому ордеру формы  КО-2 на основании письменного распоряжения уполномоченных на это должностных лиц (на заявлении о выдаче аванса, командировочного удостоверения и т.д.). Обязательным условиям является ознакомление подотчетного лица с порядком расходования подотчетных сумм (установленным приказом учреждения об организации бюджетного учета) под роспись, а также при условии полного отчета этого лица по ранее полученному авансу.

При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет  нескольким лицам взамен индивидуальных Расходных кассовых ордеров применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам.

При покупках за наличный расчет в организациях розничной  торговли продавец обязан выдать покупателю (а покупатель вправе потребовать  у продавца) два документа – кассовый чек и товарный чек (или накладную).

При покупках и осуществлении  расчетов за товары, работы, услуги (в  том числе за проживание в гостиницах) наличными денежными средствами в организациях, кроме розничной  торговли, продавец (исполнитель) обязан выдать покупателю (а покупатель вправе потребовать у продавца) три документа:

– квитанцию к приходному ордеру;

– накладную (или акт выполненных работ, оказанных услуг);

– счет-фактуру.

Квитанция к приходному ордеру выписывается по унифицированной  форме N КО-1 и заверяется штампом (печатью) кассира организации-продавца (исполнителя).

Накладная (акт выполненных  работ, оказанных услуг) должна содержать  следующие реквизиты:

– наименование документа;

– дату составления документа;

– наименование организации, от имени которой составлен документ;

– содержание хозяйственной операции;

– название и измерители приобретенного товара в натуральном и денежном выражении (названия типа «канцтовары», «хозтовары» и т.п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого вида товара не допускаются);

– должность и личную подпись ответственного лица (продавца) с расшифровкой фамилии и инициалов;

– штамп (печать) продавца (исполнителя или организации).

Счет-фактура должна отвечать требованиям положений ст. 169

Налогового кодекса Российской Федерации и выписываться по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. №914, с обязательным заполнением всех указанных в нем реквизитов (при отсутствии информации соответствующие строки, графы прочеркиваются).

Иные документы при покупках за наличный расчет организаций (договоры купли-продажи и т.п.) оформляются дополнительно к вышеперечисленным документам, но не взамен их.

При покупках за наличный расчет у граждан – индивидуальных предпринимателей продавец обязан выдать покупателю (а покупатель вправе потребовать у продавца) следующие документы:

– кассовый чек (или квитанцию к приходному кассовому ордеру);

– товарный чек (или накладную) со всеми вышеперечисленными реквизитами.

Кроме того, необходимы данные о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя (полностью) и о его ИНН для представления сведений о полученных им доходах в налоговую инспекцию по форме, приведенной в Приказе МНС России от 1 ноября 2000 г. N БГ-3–08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц» (далее – Приказ N БГ-3–08/379). Без получения таких сведений производить покупки за наличный расчет у граждан – индивидуальных предпринимателей для нужд организации запрещается.

Первичные документы, оформленные  с нарушением данных требований, не могут быть признаны оправдательными. Суммы, израсходованные сотрудником на свой риск без учета установленных требований, должны быть возмещены им (внесены в кассу организации).

Лица, получившие денежные средства под отчет, а также лица, производившие хозяйственные расходы за счет личных средств, составляют авансовые отчеты по форме №0504049 с приложением оправдательных документов и отметкой об оприходовании и (или) использовании приобретенных материальных ценностей.

Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета и заполняют графы 1 – 6 на оборотной стороне авансового отчета о фактически израсходованных суммах. К Авансовому отчету прикладываются пронумерованные подотчетным лицом документы в порядке их записи в отчете, подтверждающие произведенные расходы.

Оформленные отчеты с  прилагаемыми документами, утвержденные уполномоченными лицами, передаются подотчетными лицами в бухгалтерию  не позднее 30 дней с момента выдачи наличных денежных средств под отчет (а при командировках – не позднее 3 дней после возвращения из командировки).

В бухгалтерии проверяют  правильность оформления авансового отчета и наличие документов, подтверждающих произведенные расходы. Затем заполняются  графы 7 – 10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принимаемых бухгалтерией к учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения.

После проверки авансового отчета и прилагаемых к нему документов оформляется расходный кассовый ордер и оплачивается перерасход по авансовому отчету (возмещение расходов, произведенных сотрудником из личных средств).

В случаях неполного  использования подотчетных сумм (наличия остатка по авансовому отчету), невнесения остатков в кассу, а также  непредставления авансового отчета в установленные сроки подотчетные суммы в установленном порядке подлежат удержанию из заработной платы, денежного довольствия, начиная с текущего месяца.

Перед составлением квартальной  и годовой отчетности неизрасходованные  суммы авансов должны быть возвращены подотчетными лицами в кассу (за исключением лиц, находящихся в командировке).

На основании Инструкции №152н для обобщения информации о расчетах с работниками учреждения по суммам, выданным им под отчет, в бюджетном учете используется счет 20800 000 «Расчеты с подотчетными лицами». На счете учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам в корреспонденции с соответствующими счетами бюджетного учета.

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в  Журнале по расчетам с подотчетными лицами ф. 0504071 либо в Карточке учета средств и расчетов ф. 0504051.

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами применяется  для отражения движения средств  по счету «Расчеты с подотчетными лицами» и формируется на основании авансовых отчетов, приходных или расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.

Информация о работе Учет расчетов с подотчетными лицами