Учет реализации товаров в розничной торговле на примере ОАО «ГУМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников, изучения конкретных данных ОАО «ГУМ».
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих основных задач:
— изучение теоретического материала по вопросам учета реализации товаров;
— изучение практического материала на конкретных данных ОАО «ГУМ»;
— обобщить изученную и собранную информацию;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….5
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета реализации товаров………………………………………………………………………………10
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………14
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики……………………………………...19
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………21
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией товаров, и порядок формирования розничных цен……………………………………………21
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность материально-ответственных лиц…………………………………………………………………...24
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в розничной торговле………………………….…………………………………………………...27
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………29
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности и направления совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ВИКИН КУРСАЧkursovaya_2013.docx

— 98.45 Кб (Скачать файл)

В целях совершенствования  розничной торговли пивом и слабоалкогольными  напитками, бывшими в употреблении непродовольственными товарами, а также регулирования отдельных вопросов осуществления розничной торговли и общественного питания, определения розничных торговых объектов, торговых объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков Совет министров Республики Беларусь создал Постановление «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении розничных торговых объектов, торговых объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» от 6 марта 2006 г. № 317.[20]

Осуществление розничной  торговли  по образцам осуществляется в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам».[22]

Требования к организации  торгового процесса на рынке, требования к реализации товаров на зооботанических рынках указаны в Постановлении Совета министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков».[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования

 

Продукция, изготовленная  в любой организации, как правило  подлежит реализации. Реализация — это процесс продажи готовой продукции, товара или выполненных работ и услуг. По общему правилу реализованной считается продукция или товары, которые переданы предприятием-продавцом другому предприятию-покупателю, а покупатель за них уплатил продавцу деньги. Моментом реализации в этом случае считается момент поступления денег на расчетный счет или в кассу предприятия-продавца. До момента поступления денег готовая продукция или товар после их отгрузки со склада учитываются у предприятия-продавца как товары отгруженные, а после поступления денег —  как реализованные.

В современной экономике  существует и другой подход к определению  момента реализации продукции. Таким  моментом по решению предприятия-продавца или по действующему законодательству может считаться момент отгрузки товаров предприятию-покупателю и  вручения ему платежных документов. С этого времени продукция  считается реализованной, но вместо денег за предприятием-покупателем  возникает дебиторская задолженность.

Какой из вариантов выбрать  для признания продукции реализованной, решает организация-продавец и оговаривает  это в своей учетной политике.

[28, c.171]

Учет реализации товаров  может осуществляться с использованием различных форм продаж.

В настоящее время, если товар  отпускается юридическим лицам  или индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, учет реализации ведется  по моменту получения денежных средств  в операционные кассы. Если расчеты  осуществляются в безналичной форме, то факт реализации признается по моменту  фактического отпуска товаров покупателю (по отгрузке или по методу начисления).

Товары могут быть реализованы  в кредит. Отличительной особенностью розничной реализации товаров в  кредит является то, что при передаче товаров покупателям, им предоставляется  рассрочка платежа на определенный период.

Продажа товаров в кредит производится по розничным ценам  с НДС, установленным на день продажи. Последующие изменения цен на проданные в кредит товары не влекут за собой никаких перерасчетов.

Срок предоставления кредита  не может быть меньше 1 месяца, сумма  предоставленного кредита не может  быть более 50 % среднемесячного дохода покупателя за период, на который предоставляется кредит.

Торговые организации  взимают плату за пользование  кредитом, размер которой определяется самостоятельно, исходя из того, что  она не должна превышать уровень  процентной ставки, применяемой банком при кредитовании самой торговой организации, увеличенной на 2 %.

В товарном отчете стоимость  проданных в кредит товаров показывается по итоговым данным описи. При этом сумма первоначальных взносов включается бухгалтером в общую сумму  выручки магазина, а сумма предоставленного кредита отражается бухгалтером  как задолженность покупателя за проданные в кредит товары.

Учет расчетов с покупателями за товары, проданные в кредит ведется  на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», сумма процентов  за товары, проданные в кредит, является базой для расчета НДС. [6, с.75]

В настоящее время все  большую популярность приобретает  торговля через интернет-магазины. Однако при осуществлении такой  торговли могут возникать некоторые  трудности. Одной из главных проблем реализации товаров через интернет-магазины является слабое развитие в Республики Беларусь коммуникационных сетей. Улучшение каналов передачи данных как внутри республики, так и за рубежом, приведет к повышению скорости соединения, следовательно, к увеличению количества интернет-пользователей и росту числа посетителей белорусских интернет-магазинов. Значительно улучшить ситуацию может внедрение интернет-эквайринга — приема платежей по пластиковым карточкам. Сейчас прием к оплате пластиковых карточек в Беларуси происходит почти исключительно в оффлайне. Белорусские банки пока не готовы к внедрению интернет-систем оплаты кредитными карточками, из-за того, что в республике нет официального прецедента и законодательства для их использования.[3, c.48]

Реализация товаров может  происходить на условиях предоставления скидок с розничных цен.

В соответствии с действующим  законодательством, регулирующего  порядок ценообразования в Республике Беларусь, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную  торговлю, имеют право предоставлять  покупателям скидки с розничных цен.

  Под скидкой обычно понимается снижение цены товара на определенную величину. В некоторых случаях для получение скидок необходимо соблюдение ряда условий. При предоставлении скидок не допускается:

1) размещать яркие таблички с нарисованным знаком процента без указания размера скидки, наименования товара и иной установленной информации;

2) на ценнике указывать процент скидки, но не доводить информацию о товаре;

3) под ценником с указанием размера скидки помещать товар, реализуемый без предоставления скидки. [2, c.63]

Широкое распространение  получили следующие виды скидок с  розничных цен:

— скидка от общей суммы покупки товаров;

— скидка от количества приобретаемых товаров одного вида, класса, группы;

— скидка на товары, приобретаемые в определенные часы работы торгового объекта, либо дни, периоды;

— скидка на отдельные товары, предоставляемая определенным категориям граждан;

— скидка на отдельные товары, предоставляемая в зависимости от сезонного спроса либо приобретение товара вне сезона;

— скидка на отдельные товары, предоставляемая в период проведения рекламных акций и распродаж.

Решение о предоставлении потребителям скидок с розничных  цен розничные организации принимают  самостоятельно в соответствии с  разработанным ими порядком. При  разработке порядка можно воспользоваться  рекомендациями, приведенными в Письме Министерства торговли РБ от 25 января 2012 г. №07-09/37к "О предоставлении скидок". [5, c. 76]

Еще одним видом скидок являются накопительные скидки. Они  получили широкое распространение  в сетевой  и розничной торговле. В последнем случае реализация крупных  объемов товаров единовременно практически невозможна, поэтому в целях привлечения покупателей могут применяться клубные скидки, а также так называемые скидки за преданность. система таких скидок может предусматривать выдачу постоянному покупателю клубной карты, купонов на скидку, предоставление скидки при предъявлении покупателем чека предыдущей покупки или чеков на определенную сумму. Развитие технологий позволило торговым организациям применять новые формы накопительных скидок. Например, покупателю может быть выдана специальная карта, которая позволяет отслеживать частоту и объемы его покупок и изменять размер скидки в зависимости от общего объема покупок. [2, c. 65]

Одной из проблем реализации товаров может стать возникновение неходовых и залежалых товаров. С целью предотвращения этой проблемы организации прибегают к снижению розничных цен на определенные товары. В соответствии с п. 38,40 «Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. №183, снижение розничных цен в организациях розничной торговли и общественного питания на товары, не пользующихся спросом, с истекающим сроком годности, имеющие сезонный характер, при проведении рекламных акций осуществляется за счет уменьшения размера торговой надбавки или её отмены. [7, c.47]

В 2013 году были внесены  изменения  в Инструкцию по применения типового плана счетов бухгалтерского учета. Одним из изменений явилось то, что для организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, исключено требование отражать на счете 44 «Расход на реализацию» только расход, связанные с реализацией. Кроме того п.2.4 Постановления №74 установлено, что в организациях, осуществляющих производственную, торговую, торгово-производственную деятельность, расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расход на реализацию», в полной сумме списываются при определении финансовых результатов, то есть распределению на реализованные и нереализованные продукцию (товары) не подлежат. [29, c.3]

Одним из важных моментов при  реализации товаров является учет торговых надбавок от продажи товаров. Торговые надбавки и скидки являются составными элементами розничной цены и источниками валового дохода в розничной торговле. Они предназначены для покрытия издержек обращения расходов на реализацию товаров, налоговых платежей с валового дохода и получения прибыли.

Учет торговых надбавок и  скидок в розничной торговле ведут  на счете 42 «Торговая наценка». Этот счет предназначен для обобщения информации о торговых надбавках (скидках, наценках), включаемых в цену товара, если учет ведется по розничным ценам. Также на счете 42 «Торговая наценка» учитываются скидки, предоставляемые поставщиками на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов. При принятии к бухгалтерскому учету товаров, суммы торговых наценок и налогов, включаются в цену и отражаются по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» в разрезе субсчетов.

Действующим планом счетов субсчеты к счету 42 «Торговая наценка»   не предусмотрены. Это следует учесть при составлении учетной политики и рабочего плана счетов на соответствующий учетный период.

Реализованные торговые надбавки (скидки) в розничной  торговле определяют и отражают в учете по окончанию  месяца. Для этого составляют расчет по методу среднего процента в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1 — «Расчет торговых надбавок, скидок на остаток товаров на конец месяца и реализованные товары за месяц, р»

 

Торговая надбавка (скидка)

Реализовано товаров

Остаток товаров на конец  месяца

Всего товаров (Гр.5 + Гр.6)

Средний % торговых надбавок, скидок (гр.4 *100 \ гр.7)

торговая надбавка на остаток  товаров (гр.6 * гр.8 \ 100)

реализованные торговые надбавки (гр.4 – гр.9)

 

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

предварительное сальдо на конец месяца (гр.1+гр.3– гр.2)

 

 

 

дебет

 

 

 

кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7140000

-

10825500

17965500

57000000

43000000

100000000

17, 9655

7725165

10240335


 

Источник: [1, c.115]

Средний процент валовых  доходов отражает их долю в товарах  и рассчитывается как отношение  предварительного сальдо торговых надбавок к стоимости реализованных товаров  с учетом остатка товаров на конец  месяца по учетным ценам. Средний  процент рассчитывается с точностью  не менее четырех знаков после  запятой.

Торговые надбавки на остаток  товаров на конец месяца определяется по среднему проценту: остаток товаров  на конец месяца умножают на средний  процент и делят на сто процентов. Торговые надбавки на реализованные  товары определяют путем вычитания  из предварительного сальдо торговых надбавок торговых надбавок на остаток  товаров на конец месяца. [1, c.115]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «ГУМ» и их влияние на положения учетной политики

 

ОАО «ГУМ» — это рентабельно работающая торговая организация.

Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле на примере ОАО «ГУМ»