Учет реализации товаров в розничной торговле на примере ОАО «ГУМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников, изучения конкретных данных ОАО «ГУМ».
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих основных задач:
— изучение теоретического материала по вопросам учета реализации товаров;
— изучение практического материала на конкретных данных ОАО «ГУМ»;
— обобщить изученную и собранную информацию;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….5
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета реализации товаров………………………………………………………………………………10
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………14
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики……………………………………...19
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………21
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией товаров, и порядок формирования розничных цен……………………………………………21
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность материально-ответственных лиц…………………………………………………………………...24
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в розничной торговле………………………….…………………………………………………...27
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………29
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности и направления совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ВИКИН КУРСАЧkursovaya_2013.docx

— 98.45 Кб (Скачать файл)

Вид организации: акционерное  общество.

Форма собственности: частная.

Виды деятельности: розничная  торговля промышленными и продовольственными товарами, оптовая торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг  населению.

ОАО «ГУМ» зарегистрировано в качестве юридического лица Мингорисполкомом (свидетельство о регистрации  от 17.02.1997г. №1132/1) на основании Устава Общества, утвержденного Комитетом  по управлению госимуществом и приватизации.

ОАО «ГУМ»  является коммерческой организацией — юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Цель деятельности организации  заключается в ведении хозяйственной  деятельности, направленной на увеличение прибыли.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством  РБ и международными соглашениями, к которым присоединилась РБ. Уставный фонд определен в размере 281 855 680 рублей. УФ разделен на 2 347 964 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой 120 рублей. Акции выпущены в форме записей на листах.

Схема 1 — «Схема документооборота ОАО «ГУМ»»








 

 

Таблица 2 — «Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «ГУМ» за период 2010-2012 гг»

Показатели

Ед.изм.

2010

2011

2012

1

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

млн.р.

189866

331150

531035

 

в т.ч. валовой товарооборот

млн.р.

189781

330987

530834

1.1

Выручка от реализации без  налогов

млн.р.

161662

281891

453211

1.2

Темп роста товарооборота  в сопоставимых ценах

%

115.0

110.9

109.2

2

Валовой доход

млн.р.

35548

65404

102595

 

уровень валового дохода

%

22.0

23.2

22.6

3

Издержки обращения

млн.р.

32719

57398

94303

 

уровень расходов на реализацию

%

20.2

20.4

20.8

4

Прибыль от реализации

млн.р.

2829

8006

8292

 

Рентабельность продаж

%

1.5

2.4

1.6

5

Чистая прибыль

млн.р.

684

4068

1859

6

Среднесписочная численность

чел.

1276

1213

1175

 

в т.ч. продавцов

чел.

654

604

573

7

Среднемесячная выручка  от реализации на 1 работника

млн.р.

12.4

22.75

37.66

Среднемесячная выручка от реализации на 1 продавца

млн.р.

24.19

45.69

77.23

8

Среднемесячная заработная плата 1 работника

т.р.

1260.6

2446.1

3926.7

Среднемесячная заработная плата 1 продавца

т.р.

1112.4

2063.6

3425.8

9

Торговая площадь

кв.м.

9143

8880

8960

10

Среднемесячная выручка  на 1 кв.м.

млн.р.

1.73

3.11

4.94

11

Удельный вес товаров  производства Республики Беларусь в  товарообороте

%

70

70.5

70

12

Удельный вес продажи  товаров по пластиковым карточкам

%

16.3

19.5

23.7

13

Инвестиции в основной капитал

млн.р.

1809

4304

5973

14

Ценовой показатель экономии ТЭР

%

- 5.7

- 6.1

- 5.3


 

Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

ГЛАВА 2: Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»

 

2.1. Особенности  договорных отношений, связанные  с реализацией товаров, и порядок  формирования розничных цен.

 

При реализации товаров может  составляться договор купли-продажи.

Договор купли-продажи — это соглашение, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).

Покупателем в договоре розничной  купли-продажи может быть любое  юридическое или физическое лицо, приобретающее товар для личного, семейного, домашнего и иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Продавцом выступает ОАО «ГУМ»

Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также, если иное не предусмотрено договором, ее принадлежности, относящиеся к ней документы. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, т.е. от исполнения основной своей обязанности — уплатить предусмотренную в договоре покупную цену.

В договоре купли-продажи возможна конкретизация основных прав и обязанностей сторон, которая осуществляется с  помощью внесения в договор условий  о сроке и месте исполнения обязанностей сторон, о комплектности товара, его количестве, качестве, ассортименте, условий о таре и упаковке, о способе оплаты товара, о страховании товара и др.

 Договор купли-продажи является  публичным договором. Это означает, что продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с каждым, кто к нему обратится с этой целью, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, а цены товаров должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей.

До заключения договора розничной  купли-продажи покупатель вправе осмотреть  товар, потребовать проведения в  его присутствии проверки свойств  или демонстрации использования  товара, если это не исключено ввиду  свойств товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

    Так, гражданин, приобретающий  товар для личных нужд, имеет  дополнительный набор прав:

1) право на безопасность товара для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества потребителя;

2) право на информацию об изготовителе, товаре, о режиме работы продавца;

3) для потребителя установлены  дополнительные средства защиты права на некачественный товар.

Кроме того, при наличии вины причинителя  вреда потребитель имеет право на возмещение морального вреда, которое производится независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Требования могут предъявляться  как продавцу, так и изготовителю товара и рассматриваются при  предъявлении покупателем товарного (кассового) чека и технического паспорта, если на товар установлен гарантийный  срок.

Порядок формирования розничных цен

Розничные цены на товары формируются исходя из:

- отпускной цены, сформированной  предприятием-изготовителем или

импортером без налога на добавленную стоимость;

-  оплаченной  оптовой   надбавки  (при  закупке   на  территории

Республики Беларусь у оптовых предприятий);

-  торговой  надбавки,  определяемой  субъектами хозяйствования

исходя   из   конъюнктуры   рынка. На социально-значимые товары устанавливается торговая надбавка в размере, предусмотренном в законодательстве;

  -  налога  на  добавленную стоимость,  исходя из установленных

законодательством  ставок.

Затраты включаются в плановую себестоимость. При невозможности реализации товаров за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных договором с поставщиком. При отсутствии указанных условий в договорах и (или) наличии письменного отказа поставщика по снижению цен на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, снижение розничных цен может производиться ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Розничные цены и тарифы округляются до 10 рублей. Значения в  сумме до 5 рублей отбрасываются, 5 рублей и выше округляются до 10 рублей.

Розничная цена округляется  за соответствующую единицу измерения (штуку, десяток, метр и т.п.), на которую  устанавливается цена.

Порядок формирования розничных  цен можно увидеть в реестре свободных розничных цен. Пример – таблица 3.

 

 

Таблица 3 — «Бухгалтерские записи при приобретении товара»

 

Содержание бухгалтерской  записи

Документ

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Приложение №

дебет

кредит

Поступил товар от поставщика

ТТН

318168

41-2

60

В

Отражается торговая надбавка

реестр свободных розничных  цен

44918

41-2

42-2

Б

Отражается НДС, включенный в розничную стоимость товара

реестр свободных розничных  цен

36313

41-2

42-3

Б

Отражается сумма НДС  поставщика

реестр свободных розничных  цен

31817

18

60

Б


Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»

 

Розничная цена = 318168 + 44918 + 36313 = 399399, с учетом округления 399400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Документальное  оформление реализации товаров  и отчетность материально-ответственных  лиц

 

В ОАО «ГУМ» предусмотрена  реализация товаров населению за наличный расчет и по банковским пластиковым  карточкам.

Организация принимает наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, модели или  модификации которого включены в  государственный реестр моделей  кассовых суммирующих аппаратов, используемых на территории Республики Беларусь. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, документом, подтверждающим факт покупки товаров является кассовый чек.

При продаже мебели, технически сложных товаров, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек.

В случае возврата потребителю  наличных денежных средств, принятых с  использованием кассового оборудования, составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю). Графа «№ чека» в акте заполняется при предъявлении потребителем чека, при его отсутствии в графе ставится прочерк. Также в акте указывается название отдела, № секции, сумма чека, дата составления акта, инициалы комиссии, их подписи. Возвращенные покупателями чеки должны прилагаться к акту. [ Приложение Г ]

Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек представляют собой сложную систему. Заключается  договор между банком и организацией по операциям, совершаемым с использованием банковской пластиковой карточки. В договоре указывается разрешение, предоставляемое банком-эмитентом на проведение операции, совершаемой с использованием карточки, в результате проведения которого возникает обязательство банка-эмитента по оплате документов, составленных при использовании карточки. В договоре также оговаривается порядок обеспечения необходимыми техническими средствами, в частности платежным терминалом.

При использовании платежного терминала формируется карт-чек (документ на бумажном носителе и (или) в электронном виде, служащий подтверждением совершения операции с использованием карточки и являющийся основанием для  оформления платежных инструкций для  осуществления безналичных расчетов).

Карт-чек содержит следующие  сведения:

— идентификационный код  организации торговли;

— дату и время совершения операции;

— сумму операции;

— код или наименование валюты;

— сумму вознаграждения банка-эквайера;

— код, подтверждающий авторизацию  операции; 

— реквизиты карточки в  соответствии с правилами платежной  системы;

— подпись держателя карточки.

Порядок сдачи выручки в банк.

При сдаче выручки кассирами-операционистами в кассу организации выписывается приходный кассовый ордер. В нем указывается дата, сумма с НДС, инициалы кассира и подпись, инициалы главного бухгалтера и подпись. [Приложение Д]. В конце смены кассир снимает Z-отчет. [Приложение Е]. При сдаче выручки из кассы организации составляется расходный кассовый ордер. В нем указывается наименование организации, номер, дата, сумма, инициалы и подписи руководителя, главного бухгалтера, кассира и др. [Приложение Ж]. При передаче денег инкассатору составляется препроводительная ведомость, в которой указывается дата, номер, от кого выдана, получатель, сумма, банк получателя, подписи руководителя организации, кассира, инкассатора. [Приложение З]. Все перечисленные выше документы являются основанием для записи  в кассовую книгу. Кассовая книга состоит из двух частей (неотрывной и отрывной). Неотрывная часть листа остается в кассовой книге, а отрывная часть заполняется через копировальную бумагу и служит отчетом кассира. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами, проставляется дата, номер документа, от кого получено или кому выдано, приход, расход, итого по странице, итого за день, остаток на конец дня, ставятся подпись и инициалы кассира, главного бухгалтера. [Приложение И.] Для обеспечения сохранности ценностей введена материальная ответственность, которая возлагается на работников, называемых материально- ответственными лицами. Материальная ответственность заключается в возмещении работниками причиненного предприятию ущерба при исполнении ими служебных обязанностей.

Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный организации предусматривает два основных вида материальной ответственности — ограниченную и полную.

Ограниченная материальная ответственность предполагает возмещение работником стоимости причиненного ущерба, но не свыше суммы, которая  определена законодательством в  установленных пределах его заработка. Полная материальная ответственность применяется в строго оговоренных законом случаях. Такая ответственность возлагается на работников, которые по условиям своей работы имеют широкий или полный доступ к товарно-материальным ценностям.

Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле на примере ОАО «ГУМ»