Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является закрепление и расширение теоретических знаний, разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации товаров организации на базе нормативных документов, литературных источников, изучения конкретных данных ОАО «ГУМ».
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих основных задач:
— изучение теоретического материала по вопросам учета реализации товаров;
— изучение практического материала на конкретных данных ОАО «ГУМ»;
— обобщить изученную и собранную информацию;
Введение……………………………………………………………………………….5
Реализация товаров как объект бухгалтерского учета…………………………...6
1.1.Экономическая сущность понятий «розничная торговля», «розничный товарооборот», «интернет-торговля», «выручка от реализации»; задачи и принципы учета реализации товаров в розничной торговле……………………….6
1.2. Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета реализации товаров………………………………………………………………………………10
1.3.Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования…………………………………………………………………………14
1.4. Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «ГУМ» и их влияние на положение учетной политики……………………………………...19
2. Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»…………21
2.1. Особенности договорных отношений, связанные с реализацией товаров, и порядок формирования розничных цен……………………………………………21
2.2. Документальное оформление реализации товаров и отчетность материально-ответственных лиц…………………………………………………………………...24
2.3. Особенности проведения расчетов при реализации товаров в розничной торговле………………………….…………………………………………………...27
2.4. Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………29
2.5. Раскрытие информации о реализации товаров в отчетности и направления совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………
Вид организации: акционерное общество.
Форма собственности: частная.
Виды деятельности: розничная
торговля промышленными и
ОАО «ГУМ» зарегистрировано в качестве юридического лица Мингорисполкомом (свидетельство о регистрации от 17.02.1997г. №1132/1) на основании Устава Общества, утвержденного Комитетом по управлению госимуществом и приватизации.
ОАО «ГУМ» является коммерческой организацией — юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Цель деятельности организации
заключается в ведении
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РБ и международными соглашениями, к которым присоединилась РБ. Уставный фонд определен в размере 281 855 680 рублей. УФ разделен на 2 347 964 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой 120 рублей. Акции выпущены в форме записей на листах.
Схема 1 — «Схема документооборота ОАО «ГУМ»»
Таблица 2 — «Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «ГУМ» за период 2010-2012 гг»
№ |
Показатели |
Ед.изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг |
млн.р. |
189866 |
331150 |
531035 |
в т.ч. валовой товарооборот |
млн.р. |
189781 |
330987 |
530834 | |
1.1 |
Выручка от реализации без налогов |
млн.р. |
161662 |
281891 |
453211 |
1.2 |
Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах |
% |
115.0 |
110.9 |
109.2 |
2 |
Валовой доход |
млн.р. |
35548 |
65404 |
102595 |
уровень валового дохода |
% |
22.0 |
23.2 |
22.6 | |
3 |
Издержки обращения |
млн.р. |
32719 |
57398 |
94303 |
уровень расходов на реализацию |
% |
20.2 |
20.4 |
20.8 | |
4 |
Прибыль от реализации |
млн.р. |
2829 |
8006 |
8292 |
Рентабельность продаж |
% |
1.5 |
2.4 |
1.6 | |
5 |
Чистая прибыль |
млн.р. |
684 |
4068 |
1859 |
6 |
Среднесписочная численность |
чел. |
1276 |
1213 |
1175 |
в т.ч. продавцов |
чел. |
654 |
604 |
573 | |
7 |
Среднемесячная выручка от реализации на 1 работника |
млн.р. |
12.4 |
22.75 |
37.66 |
7а |
Среднемесячная выручка от реализации на 1 продавца |
млн.р. |
24.19 |
45.69 |
77.23 |
8 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника |
т.р. |
1260.6 |
2446.1 |
3926.7 |
8а |
Среднемесячная заработная плата 1 продавца |
т.р. |
1112.4 |
2063.6 |
3425.8 |
9 |
Торговая площадь |
кв.м. |
9143 |
8880 |
8960 |
10 |
Среднемесячная выручка на 1 кв.м. |
млн.р. |
1.73 |
3.11 |
4.94 |
11 |
Удельный вес товаров производства Республики Беларусь в товарообороте |
% |
70 |
70.5 |
70 |
12 |
Удельный вес продажи товаров по пластиковым карточкам |
% |
16.3 |
19.5 |
23.7 |
13 |
Инвестиции в основной капитал |
млн.р. |
1809 |
4304 |
5973 |
14 |
Ценовой показатель экономии ТЭР |
% |
- 5.7 |
- 6.1 |
- 5.3 |
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»
ГЛАВА 2: Методика и организация учета реализации товаров в ОАО «ГУМ»
2.1. Особенности
договорных отношений,
При реализации товаров может составляться договор купли-продажи.
Договор купли-продажи — это соглашение, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).
Покупателем в договоре розничной
купли-продажи может быть любое
юридическое или физическое лицо,
приобретающее товар для
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также, если иное не предусмотрено договором, ее принадлежности, относящиеся к ней документы. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, т.е. от исполнения основной своей обязанности — уплатить предусмотренную в договоре покупную цену.
В договоре купли-продажи возможна конкретизация основных прав и обязанностей сторон, которая осуществляется с помощью внесения в договор условий о сроке и месте исполнения обязанностей сторон, о комплектности товара, его количестве, качестве, ассортименте, условий о таре и упаковке, о способе оплаты товара, о страховании товара и др.
Договор купли-продажи
До заключения договора розничной купли-продажи покупатель вправе осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду свойств товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Так, гражданин, приобретающий товар для личных нужд, имеет дополнительный набор прав:
1) право на безопасность товара для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества потребителя;
2) право на информацию об изготовителе, товаре, о режиме работы продавца;
3) для потребителя установлены дополнительные средства защиты права на некачественный товар.
Кроме того, при наличии вины причинителя вреда потребитель имеет право на возмещение морального вреда, которое производится независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Требования могут
Порядок формирования розничных цен
Розничные цены на товары формируются исходя из:
- отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или
импортером без налога на добавленную стоимость;
- оплаченной оптовой надбавки (при закупке на территории
Республики Беларусь у оптовых предприятий);
- торговой надбавки, определяемой субъектами хозяйствования
исходя из конъюнктуры рынка. На социально-значимые товары устанавливается торговая надбавка в размере, предусмотренном в законодательстве;
- налога на добавленную стоимость, исходя из установленных
законодательством ставок.
Затраты включаются в плановую себестоимость. При невозможности реализации товаров за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных договором с поставщиком. При отсутствии указанных условий в договорах и (или) наличии письменного отказа поставщика по снижению цен на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, снижение розничных цен может производиться ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.
Розничные цены и тарифы округляются до 10 рублей. Значения в сумме до 5 рублей отбрасываются, 5 рублей и выше округляются до 10 рублей.
Розничная цена округляется
за соответствующую единицу
Порядок формирования розничных цен можно увидеть в реестре свободных розничных цен. Пример – таблица 3.
Таблица 3 — «Бухгалтерские записи при приобретении товара»
Содержание бухгалтерской записи |
Документ |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
Приложение № | |
дебет |
кредит | ||||
Поступил товар от поставщика |
ТТН |
318168 |
41-2 |
60 |
В |
Отражается торговая надбавка |
реестр свободных розничных цен |
44918 |
41-2 |
42-2 |
Б |
Отражается НДС, включенный в розничную стоимость товара |
реестр свободных розничных цен |
36313 |
41-2 |
42-3 |
Б |
Отражается сумма НДС поставщика |
реестр свободных розничных цен |
31817 |
18 |
60 |
Б |
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «ГУМ»
Розничная цена = 318168 + 44918 + 36313 = 399399, с учетом округления 399400
2.2. Документальное
оформление реализации товаров
и отчетность материально-
В ОАО «ГУМ» предусмотрена реализация товаров населению за наличный расчет и по банковским пластиковым карточкам.
Организация принимает наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, модели или модификации которого включены в государственный реестр моделей кассовых суммирующих аппаратов, используемых на территории Республики Беларусь. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, документом, подтверждающим факт покупки товаров является кассовый чек.
При продаже мебели, технически сложных товаров, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек.
В случае возврата потребителю наличных денежных средств, принятых с использованием кассового оборудования, составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю). Графа «№ чека» в акте заполняется при предъявлении потребителем чека, при его отсутствии в графе ставится прочерк. Также в акте указывается название отдела, № секции, сумма чека, дата составления акта, инициалы комиссии, их подписи. Возвращенные покупателями чеки должны прилагаться к акту. [ Приложение Г ]
Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек представляют собой сложную систему. Заключается договор между банком и организацией по операциям, совершаемым с использованием банковской пластиковой карточки. В договоре указывается разрешение, предоставляемое банком-эмитентом на проведение операции, совершаемой с использованием карточки, в результате проведения которого возникает обязательство банка-эмитента по оплате документов, составленных при использовании карточки. В договоре также оговаривается порядок обеспечения необходимыми техническими средствами, в частности платежным терминалом.
При использовании платежного терминала формируется карт-чек (документ на бумажном носителе и (или) в электронном виде, служащий подтверждением совершения операции с использованием карточки и являющийся основанием для оформления платежных инструкций для осуществления безналичных расчетов).
Карт-чек содержит следующие сведения:
— идентификационный код организации торговли;
— дату и время совершения операции;
— сумму операции;
— код или наименование валюты;
— сумму вознаграждения банка-эквайера;
— код, подтверждающий авторизацию операции;
— реквизиты карточки в соответствии с правилами платежной системы;
— подпись держателя карточки.
Порядок сдачи выручки в банк.
При сдаче выручки кассирами-
Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный организации предусматривает два основных вида материальной ответственности — ограниченную и полную.
Ограниченная материальная ответственность предполагает возмещение работником стоимости причиненного ущерба, но не свыше суммы, которая определена законодательством в установленных пределах его заработка. Полная материальная ответственность применяется в строго оговоренных законом случаях. Такая ответственность возлагается на работников, которые по условиям своей работы имеют широкий или полный доступ к товарно-материальным ценностям.
Информация о работе Учет реализации товаров в розничной торговле на примере ОАО «ГУМ»