Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ учета и анализа поступлений товаров в оптовой торговле.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
1. описать понятие и состав оптовой торговли;
2. изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты операции бухгалтерского учета поступления товара в оптовой торговле…………………………………………………………………...4
1.1 . Основные понятия………………………………………………………………………..4
1.2. Нормативное регулирование поступления товара в оптовой торговле………...9
Глава 2. Документальное оформление и учет поступления товара в оптовой торговле………………………………………………………………………………………..13
2.1. Документальное оформление поступления товара в оптовой торговле……...13
2.2. Учет поступления товаров в оптовой торговле……………………………………18
2.2.1. Синтетический учет поступления товаров в оптовой торговле……………….26
2.2.2. Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле………………31
2.2.3. Инвентаризация товарных запасов………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

При закупке товара и его приемке  необходимо проверить наличие сертификата  соответствия на закупаемый товар.

Порядок и сроки приемки товаров  по количеству и качеству и ее документального  оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров  по количеству, качеству и комплектности.

Приемка товаров по количеству предусматривает  проверку соответствия фактического наличия  товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров  по качеству и комплектности - требованиям, предусмотренным в договоре.

Порядок приемки товаров и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших  товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.п.

Приемка товаров, получаемых от поставщиков, может быть от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя.

Если материально ответственное  лицо получает товары на складе поставщика или на станции железной дороги (в  аэропорту, морском или речном порту), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право на получение товаров. Порядок  оформления доверенностей, получения  по ним товаров установлен Гражданским  кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189). [19, с.78]

Для получения товаров от транспортной организации материально ответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные  документы и паспорт представителям транспортной организации, материально  ответственное лицо получает от них  соответствующие сопроводительные документы.

При приемке товаров прежде всего следует проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.п. Если никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.

Незатаренные грузы при приемке  перевешивают. При этом выписывается приходный грузовой отвес (форма N ТОРГ-17). Факт приемки груза удостоверяется подписями получателя и представителя  транспортной организации.

В случае установления при приемке  товаров каких-либо нарушений, порчи  груза, несоответствия наименования и  массы груза или количества мест сопроводительным документам и т.п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.

Если выявленная недостача не превышает  установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.[20, с.435]

Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться  по количеству мест, массе брутто или  количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия  товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. Прием (сдача) товаров оформляется подписями  лиц, получивших и сдавших ценности.[21, с.121]

Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или  без нее.

В первом случае товары принимают  по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и  комплектности осуществляется в  момент вскрытия тары).

При отсутствии расхождений между  данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1). Вместо этого документа  оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных - форма N ТОРГ-2, импортных - форма N ТОРГ-3). В сопроводительном документе следует сделать отметку  об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители  поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем  порядке при согласии поставщика).

При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4).

При поступлении от поставщиков  тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5). [22]

Основным видом выбытия товаров  является их продажа. Продажа товаров в оптовой торговле оформляется документально в вышеуказанном порядке. В бухгалтерии при журнально-ордерной форме учета выбытие товаров и тары отражают в журнале-ордере по кредиту счета 41 «Товары». Записи в регистре ведут не по каждому первичному документу в отдельности, а в целом по товарному отчету. На каждый отчет отводится одна строка, где показывают остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по дебету и кредиту счета 41 «Товары» с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода. Оборот по кредиту этого счета должен быть равен общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в  учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Бухгалтер, составивший  учетный регистр по счету 41 «Товары», датирует его и подписывает. Итоги журнала-ордера записывают в Главную книгу. Дату этой записи и подпись лица, ее сделавшего, указывают в журнале-ордере.

Для учета выручки  от продажи товаров предназначен счет 90 «Продажи». По документам, подтверждающим отпуск товаров покупателям на сумму выручки, составляется бухгалтерская запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счёта 90 «Продажи» субсчёт 1 «Выручка». На начисление НДС с суммы выручки делается проводка по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 3 «НДС» с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Списание учетной стоимости продажи товаров отражаютзаписью по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складах». По дебету счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» отражается покупная стоимость реализованных товаров, расходы на продажу, относящиеся к реализованным товарам; по дебету счета 90, субсчет 3 «НДС» - налог на добавленную стоимость. По кредиту счета 90, субсчет 1 «Выручка» фиксируется 
продажная стоимость реализованных товаров с учетом налога на добавленную стоимость.

Кроме вышеуказанных товарных операций могут быть и другие операции, которые оформляются соответствующими документами: актом о порче, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15), актом о списании товаров (форма N ТОРГ-16), актом о переборке (сортировке) плодоовощной продукции (форма N ТОРГ-21), инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), сличительной ведомостью результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19) и др.

Возврат поставщику товаров при  несоответствии их стандарту, техническим  условиям или договору оформляется  товарной накладной (форма N ТОРГ-12).

Внутреннее перемещение товаров  между структурными подразделениями  организации, где работают разные материально  ответственные лица (бригады), проводится на основании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной  на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13). [23, с. 144]

Пример.

Фирма ОАО «Грэль» занимается оптовой торговлей товаров. ИНН/КПП 7811140893/781102001. Р/сч 48567411789872343210 в ЗАО АКБ «Кредитный Банк». Адрес фирмы: г.Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, 45, контактный тел. 752-56-59. Директор фирмы – Гуфранов А.В. Главный бухгалтер – Васькина И.Ю. Материально ответственные лица: заведующий складом – Ренц А.А, кладовщик – Иванов П.Д, товаровед – Михеева Л.Д., экспедитор – Калугин П.Н

Поставщиком ОАО «Грэль» является ООО «Векот». Адрес фирмы: Московская область, г. Лобня, ул. Крупской, д. 24, офис 7. ИНН/КПП 785698235/7856852345. Р/сч 98765432109876543210 в ЗАО АКБ «Лучший банк»

По договору №25 от 15 апреля 2011г. на склад фирмы ОАО «Грэль» поступили трубки ПВХ в ассортименте по цене 130 руб. 50 коп./кг с учетом НДС в количестве 52 кг. Цена материала за килограмм без НДС – 110 руб. 59 коп. Общая сумма поступившего материла составила 6786 руб., в том числе НДС 1035 руб. 13 коп. Материал привез представитель транспортной компании ООО «Служба доставки» от поставщика из московской области ООО «Векот».

 Согласно учетной политике ОАО «Грэль», товары учитываются по покупным ценам. Транспортные расходы по доставке товаров до оптового склада учитываются в составе расходов на продажу.

 п/п

Наименование хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

1.

Получены и оприходованы материалы

41/1

60/1

5750,85

2.

Начислен НДС по приобретенным  ценностям

19/3

60/1

1035,15

3.

Произведена оплата поставщику

60/1

51

6786

4.

Предъявлен к вычету НДС по оплаченным и         поступившим товарам

68

19/3

1035,15


 

2.2 Учет поступления товаров  в оптовой торговле 

Прием товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту.

В учете товарных операций важно  обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Доверенность оформляется по типовым  формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производств по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации).

Получение товара оформляется по-разному  в зависимости от близости офиса  к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Накладная (пример см. приложение) выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а тугой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении  ценностей на накладной. Если товар  принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар  принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После  этого Материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.

Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:

  • номер и дату оформления накладной;
  • полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика,
  • плательщика;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

Товарный раздел накладной заполняется  грузоотправителем, в нем указывается  наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного  документа заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

К железнодорожной накладной могут  быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена “Накладная на перевозку  груза в универсальном контейнере" (см. приложение).

Поставщик может оформить сопровождение  товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так  же как и в накладной, отдельной  строкой выделяется сумма НДС).

Информация о работе Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле