Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ учета и анализа поступлений товаров в оптовой торговле.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
1. описать понятие и состав оптовой торговли;
2. изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты операции бухгалтерского учета поступления товара в оптовой торговле…………………………………………………………………...4
1.1 . Основные понятия………………………………………………………………………..4
1.2. Нормативное регулирование поступления товара в оптовой торговле………...9
Глава 2. Документальное оформление и учет поступления товара в оптовой торговле………………………………………………………………………………………..13
2.1. Документальное оформление поступления товара в оптовой торговле……...13
2.2. Учет поступления товаров в оптовой торговле……………………………………18
2.2.1. Синтетический учет поступления товаров в оптовой торговле……………….26
2.2.2. Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле………………31
2.2.3. Инвентаризация товарных запасов………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - на общую сумму  задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Поступление товара по бартерным операциям  отражается в обычном порядке (см. далее).

Если товары поступили в таре, то ее стоимость должна быть указана  в сопроводительных документах. Оприходование поступившей от поставщика тары в учете отражается следующим образом:

Дт 01 "Основные средства" - на стоимость  тары, относящейся к основным средствам;

Дт 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - на стоимость поступившей  инвентарной тары;

Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму задолженности  поставщику за тару.

Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по цене возможной реализации на основании акта. В; этом случае проводка имеет следующий вид:

Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"

Кт 80 "Прибыли и убытки".

Учет тарных операций рассмотрен в  главе “Учет тары”.

Порядок отражения в учете недостач или потерь от порчи товаров, вследствие естественной убыли товаров при  их перевозке, от боя товаров в  стеклянной посуде, изделий из хрупких  материалов (стекла, фарфора, фаянса и  т. п.), хищений в пути рассмотрен в главе “Учет товарных потерь”.

 

2.2.2. Аналитический учет поступления товаров

Аналитический учет поступления товаров  в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами  первичного учета, на основании которых  принимаются на оптовый склад  товары, являются товар-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем  фиксируют в учетных регистрах  по счету 41 “Товары”.

Учет поступивших товаров ведется  в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим пока" заселяй. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

При журнально-ордерной форме учета  поступление товаров и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей  сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в учетном  регистре по счету 41 "Товары" подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с данными учетного регистра по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов. Контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Учет расчетов с поставщиками и  подрядчиками удобно вести в регистре, где совмещены операции по кредиту  счета 60 (журнал-ордер) и по его дебету (ведомость). Данные в этот учетный регистр вносятся по строкам, так называемым линейно-позиционным способом, то есть записи по каждому платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками. Для этого в журнал-ордер и ведомость введены графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на конец месяца по счету 60. Если сальдо кредитовое, то товар получен, но оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо означает наличие оплаты за непоступивший товар (товар находится в пути).

Учет поступления товаров на склад торговой организации может  быть организован разными способами  в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой). Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, то есть товары хранят по сортам.

Аналитический учет поступления товаров  в бухгалтерии может вестись  сортовым, сальдовым и партионным способами, которые рассмотрены в главе "Учет товарных запасов в бухгалтерии". Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 “Товары”).

 

      1. Инвентаризация товарных запасов.

Инвентаризация – это  способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризацию необходимо проводить с целью  обеспечения достоверности показателей  бухгалтерского учета и сохранности  собственности организации [2].( Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 576 с.)

Инвентаризации бывают плановые и  внезапные.

Организация определяет в учетной  политике:

- количество инвентаризаций в  отчетном году;

- даты их проведения;

- перечень имущества и обязательств, которые проверяются при каждой  из запланированных инвентаризаций;

- другие вопросы, связанные с  порядком проведения инвентаризации.

Внезапные инвентаризации проводятся по решению руководителя организации.

Кроме сроков, установленных руководителем  организации, Положением по бухгалтерскому учету и отчетности (приказ Минфина  №34н) и Методическими указаниями по инвентаризации (приказ Минфина  РФ №49), предусмотрены случаи, когда  проведение инвентаризации является обязательным:

- при передаче имущества в  аренду, выкупе, продаже;

- при преобразовании государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных  лиц;

- при коллективной ответственности  (при смене руководителя, по требованию  одного или нескольких членов  бригады и др.);

- при выявлении фактов хищения,  злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

- при реорганизации или ликвидации  организации;

- в других случаях предусмотренных  законодательством РФ.

Для проведения в организации необходимо создать постоянно действующую  инвентаризационную комиссию. Ее состав утверждается в приказе по учетной  политике организации.

В состав инвентаризационной комиссии включают:

- представителей администрации  организации;

- работников бухгалтерской службы;

- других специалистов (инженеров,  экономистов и т.д.).

Присутствие материально ответственного лица при инвентаризации обязательно.

Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах. Один составляет член комиссии, другой – материально ответственное  лицо.

На товары, находящиеся на складе, в пути и отгруженные товары составляются разные инвентаризационные описи. Кроме  этого, товары, находящиеся на ответственном  хранении, и товары, принятые на комиссию, также отражаются в отдельных  описях.

Товары следует заносить в описи  по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей  внутри помещения. Если товары, находящиеся  на ответственности одного материально  ответственного лица, находятся в разных помещениях, то инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение следует опломбировать. Затем комиссия переходит в следующее помещение.

Если инвентаризация проводится в  течение двух и более дней, то на пересчитанные товары по месту  их хранения заполняется инвентаризационный ярлык. Ярлык заполняет ответственное  лицо инвентаризационной комиссии в  одном экземпляре. Ярлык хранится вместе с пересчитанным товаром.

Фактическое наличие товарно-материальных ценностей комиссия проверяет в  присутствии заведующего складом (кладовой, отделом и др.) и других материально ответственных лиц.

Если во время инвентаризации на склад поступают товары, то материально  ответственные лица принимают их в присутствии членов инвентаризационной комиссии и отражают их в товарном отчете после проведения инвентаризации.

Указанные товары заносят в отдельную  опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи следует указать:

- дату поступления товара;

- наименование поставщика;

- дату и номер приходного  документа;

- наименование товара;

- количество, цену и сумму поступившего  товара.

На приходном документе на поступивший  товар председатель (член) комиссии делает запись «После инвентаризации», ставит дату описи и свою подпись.

Отпуск товаров во время проведения инвентаризации не допускается, кроме  исключительных случаев при условиях:

- длительного проведения инвентаризации;

- наличия письменного разрешения  руководителя и главного бухгалтера.

В указанных случаях отпуск товара производится только в присутствии  членов инвентаризационной комиссии. Отпущенные товары заносят в отдельную  опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В этой описи надо указать:

- дату отпуска товара;

- наименование покупателя;

- дату и номер расходного  документа;

- наименование товара;

- количество, цену и сумму отпущенного  товара.

На расходном документе на отпущенный товар председатель (член) комиссии делает запись «После инвентаризации», ставит дату описи и свою подпись.

Отпуск товара отражается материально  ответственным лицом в товарном отчете, составленном после инвентаризации.

При инвентаризации товаров составляется инвентаризационная опись унифицированной  формы №ИНВ-3. При наличии на складе тары она заносится в опись  по видам, целевому назначению и качественному  состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, надо составить  акт на списание с указанием причин порчи.

Если по результатам инвентаризации обнаружены расхождения между фактическим  наличием товарно-материальных ценностей  и остатками, которые числятся в  бухгалтерском учете, то составляется сличительная ведомость. Сличительная ведомость составляется бухгалтерской  службой организации.

 

Заключение

В данной курсовой была рассмотрена тема учета поступления товаров в оптовой торговле.

В современной России оптовая торговля является крупной отраслью экономики. Торговля, как отрасль экономики  представляет собой вид хозяйственной  деятельности, состоящий в продвижении  товара от производителя к потребителю.

С точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды. В  зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего  использования, различают два основных вида торговли - оптовую и розничную.

Критерием отнесения торговли к оптовой, является не способ оплаты товара, и количество приобретаемого товара, а вид покупателя и характер использования товара. Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием.

Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Выделяют две основные формы оптовой  торговли: транзитная, когда оптовая  база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю и складская, когда реализация товаров  осуществляется непосредственно со своих складов.

Информация о работе Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле