Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ учета и анализа поступлений товаров в оптовой торговле.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
1. описать понятие и состав оптовой торговли;
2. изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты операции бухгалтерского учета поступления товара в оптовой торговле…………………………………………………………………...4
1.1 . Основные понятия………………………………………………………………………..4
1.2. Нормативное регулирование поступления товара в оптовой торговле………...9
Глава 2. Документальное оформление и учет поступления товара в оптовой торговле………………………………………………………………………………………..13
2.1. Документальное оформление поступления товара в оптовой торговле……...13
2.2. Учет поступления товаров в оптовой торговле……………………………………18
2.2.1. Синтетический учет поступления товаров в оптовой торговле……………….26
2.2.2. Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле………………31
2.2.3. Инвентаризация товарных запасов………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Счет-фактура (см. приложение) выписывается, как. правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Кроме того, следует помнить, что  с 1997 года все плательщики НДС  в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг) (см. приложение), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером  поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

Получаемые покупателем товаров  счета-фактуры в отличие от экземпляров поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж (см. приложение).

Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для  регистрации счетов-фактур, предоставляемых  поставщиками, в целях определения  сумм налога, подлежащих зачету. При  этом ее итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.

В случае использования приобретенного товара, по которому зачет произведен, в непроизводственной сфере в  книге покупок делается корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы  налога, принимаемой к зачету в  текущем периоде.

Следует отметить, что после получения  сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

В случае обнаружения неисправности  вагона, контейнера или повреждения  упаковочной тары, отсутствия или  повреждения пломбы, неясности оттиска  на ней (или наличия пломбы промежуточной  станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить акт о результатах приемки. Отказ сотрудников станции назначения составить акт следует обжаловать в установленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.

Получение товаров автотранспортом.

При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная (см. приложение).

Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным  приходным документом при поступлении  товаров на торговое предприятие. Она  состоит из двух разделов – товарного  и транспортного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (20 или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.

Транспортный раздел данного документа  заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

  • дату;
  • номер автомобиля и путевого листа;
  • наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
  • пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);
  • сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описание товара; единицы измерения; количество единиц; цену за единицу; сумму, на которую поставляется товар (с учетом налога на добавленную стоимость)).

Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является Материально  ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

Приемка товаров на складе покупателя.

Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответственным  лицом на основании товаросопроводительных документов.

Если товар доставлен поставщиком  в таре на склад покупателя, кроме  проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте. Обычно приемка  поступившего в исправной таре товара по качеству, весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного покупателя.

Оптовые торговые предприятия, переправляющие товар в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), принимают продукцию по качеству, по весу нетто и количеству товарных единиц лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, при несоответствии фактического веса брутто указанному в сопроводительных документах, при получении груза в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь и др.). Подлежащую переотправке продукцию следует хранить в условиях, обеспечивающих ее качество и комплектность.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам  и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактических количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов.

Кроме того, возможна выборочная проверка количества товара с распространением ее результатов на всю партию в  случаях, когда это предусмотрено  стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами  или договором.

Качество товара определяется по техническим  условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца. При этом по стандартам обозначают качество достаточно простых изделий, таких как кирпич, бетон, цемент. При приеме машинно-технической  продукции или товара, на который  отсутствуют стандарты или к  которому предъявляются специальные  требования, качество определяется техническими условиями.

При приемке продовольственных  товаров их качество подтверждается сертификатом качества, выданным компетентной государственной организацией; ветеринарным сертификатом, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара. Кроме того, обязательной сертификации подлежат парфюмерия и косметические средства, моющие средства, шампуни, а также ясельная и детская одежда, товары народного потребления, имеющие контакт с незащищенными частями тела человека, и т. д.

Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при  отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам. Торговое предприятие  получает сертификат соответствия.

В случае определения качества по образцу продавец предоставляет  покупателю образцы товара, которые  его подтверждают, после чего образец  становится эталоном.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на документы (накладная, товарно-транспортная накладная и  т.д.) накладывается прямоугольный  штамп предприятия (может быть использован  угловой штамп), что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.

Если в процессе приемки будут  обнаружены недостача товара, несоответствия качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приемка товара приостанавливается.

О выявленной недостаче и нарушении  качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании. Акт (см.) составляется в пяти экземплярах и только на те товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству, качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делается отметка в конце акта: “По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет”.

В акте отражается состав комиссии с  обязательным указанием должности, фамилий и инициалов ее членов. В состав комиссии входят материально  ответственные лица торгового предприятия, представитель отправителя (поставщика) товара (возможно составление акта в одностороннем порядке при  согласии поставщика или его отсутствии), а также представителя незаинтересованной стороны (на практике это может быть представитель местной префектуры).

В случае, когда в момент приемки  продукции выявлено несоответствие веса брутто весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах, покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Если при правильности веса брутто недостача продукции установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправе приостановить приемку остального груза.

Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить  и затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке  представителю организации отправителя (поставщика). Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему  не позднее 24 часов, а при наличии  скоропортящейся продукции –  немедленно после обнаружения недостачи.

В случае одногороднего отправителя (поставщика) его представителю следует явиться не позднее следующего дня после получения вызова, если в уведомлении не указан иной срок явки, а в случае приемки скоропортящейся продукции – в течение четырех часов после извещения о вызове. Представителю иногороднего отправителя (поставщика) следует прибыть не позднее трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не вытекает из других обязательных правил или договора.

Необходимо помнить, что представитель  организации отправителя (поставщика) должен иметь при себе удостоверение  на право участия в приемке  продукции у получателя. Отправитель (поставщик) может уполномочить на участие  в этой операции предприятие, находящееся  в месте получения продукции. В таком случае удостоверение  представителю выдает предприятие, назначившее его. При этом данное удостоверение должно содержать ссылку на документ, которым отправитель (поставщик) доверил право участия в приемке продукции данному предприятию.

Если при приемке продукции  одновременно с недостачей выявились  излишки продукции по сравнению  с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. До подписи лиц, участвовавших в приемке, в акте должно быть указано, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт приемки продукции утверждает руководитель предприятия-получателя. Если по результатам приемки выявлены факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-получателя обязан сообщить об этом органам МВД либо прокуратуры и направить туда соответствующие документы.

Информация о работе Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле