Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ учета и анализа поступлений товаров в оптовой торговле.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
1. описать понятие и состав оптовой торговли;
2. изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты операции бухгалтерского учета поступления товара в оптовой торговле…………………………………………………………………...4
1.1 . Основные понятия………………………………………………………………………..4
1.2. Нормативное регулирование поступления товара в оптовой торговле………...9
Глава 2. Документальное оформление и учет поступления товара в оптовой торговле………………………………………………………………………………………..13
2.1. Документальное оформление поступления товара в оптовой торговле……...13
2.2. Учет поступления товаров в оптовой торговле……………………………………18
2.2.1. Синтетический учет поступления товаров в оптовой торговле……………….26
2.2.2. Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле………………31
2.2.3. Инвентаризация товарных запасов………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………………..
Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности таре упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю). Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах досылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя. Претензия по поводу недостачи продукции или ее ненадлежащего качества должна сопровождаться актом с вышеуказанными документами. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.
По получении претензии, руководитель
или заместитель главы
В случаях, когда согласно законодательству есть основания для возложения ответственности за недостачу груза на транспортную организацию, получатель имеет право в установленном порядке предъявить ей претензию.
Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией Госарбитража СССР "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству и направления рекламационных актов", утвержденной 15.10.90.
При приеме товара у материально ответственного лица предприятия-получателя кладовщик выписывает приходную накладную или приходный ордер (см. ниже). Один экземпляр этой накладной он оставляет у себя, а второй передаёт материально ответственному лицу, доставившему товар.
В свою очередь материально
2.2.1. Синтетический учет поступления товаров.
Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3 "Тара под товаром и порожняя" соответственно. Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", а служащую для хозяйственных нужд и не относящуюся к основным средствам – на счете 12 "Малоценные быстроизнашивающиеся предметы".
Товары можно учитывать по покупным или продажным ценам. При ведении учета по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается на счете 42 "Торговая наценка". Следует отметить, что учет в оптовой торговле ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 "Издержки обращения", а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.
Для учета товаров, принятых на хранение (если, например, возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение.
Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организации-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании ,счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.
Следует отметить, что, когда в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т.д.) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет реализации. Кроме того, не принимаются в расчет у покупателей суммы НДС по товарам, приобретенным у организаций розничной торговли.
Когда товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет, что делает такие операции невыгодными.
Что касается закупки товаров у населения, то она производится с оформлением акта закупки (см. выше), утвержденного руководителем предприятия, в котором в обязательном порядке указываются паспортные данные физического лица-продавца.
Такие операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что отражается проводкой:
Дт 41 "Товары"
Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
При закупке товаров у физических лиц, не являющихся предпринимателями без образования юридического лица, не следует забывать об обложении подоходным налогом причитающихся продавцам выплат свыше тысячекратного установленного законом минимума месячной оплаты труда, которые производятся согласно Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 № 35 с изменениями и дополнениями. При этом удержания осуществляют организации, производящие выплаты. В случае неоднократных расчетов с физическим лицом в течение года налог начисляется нарастающим итогом с зачетом ранее удержанной суммы. О выплатах, произведенных физическим лицам, и удержанных суммах подоходного налога предприятия обязаны подавать сведения в налоговые органы месту своего нахождения. При этом налогом не облагаются доходы физических лиц от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, полученной от разведения диких животных или птиц, а также выращенной в хозяйстве продукции растениеводства и цветоводства в натуральном или переработанном виде (данные льготы предоставляются на основании соответствующей справки, выдаваемой органами местного самоуправления, садового, садово-огородного товарищества)” а также от реализации ивовой коры, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, лекарственных растений.
Возвращаясь к закупкам у юридических лиц, следует отметить, что впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Дт 68 "Расчеты с бюджетом"
Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
При этом засчитывается НДС по поступившим товарам, суммы налога по оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в бюджет сумм платежей. Кроме того, стоимость оплаченных товаров, не прибывших на конец месяца на склад, отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца данные суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60.
Следует отметить, что поступление товаров и тары также в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", при этом отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется по счету 16 "Отклонение в стоимости материалов".
В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" относится покупная стоимость товаров, по которым на Предприятие поступили ракетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.
В кредит счета 15 в корреспонденции
со счетом 41 относится стоимость
фактически поступивших на предприятие
и оприходованных товаров. Сумма
разницы в стоимости
Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений).
Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму оплаченной задолженности поставщикам
Кт 51 "Расчетный счет" - на сумму, оплаченную с расчетного счета;
Кт 52 "Валютный счет" - на сумму, оплаченную с валютного счета;
Кт 50 "Касса" - на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах трех миллионов рублей по состоянию на 1998 год);
Кт 55 "Специальные счета в банках", субсчет "Аккредитивы" - на сумму, оплаченную с аккредитива;
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные" - на сумму, оплаченную векселем;
Кт 90 "Краткосрочные кредиты банков" - на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита;
Кт 92 "Долгосрочные кредиты банков" - на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.
Если товары оплачиваются до их получения торговым предприятием, то вместо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется счет 61 "Расчеты по авансам выданным":
Дт 61 "Расчеты по авансам выданным"
Кт 51 "Расчетный счет" - на сумму предварительных расчетов с расчетного счета;
Кт 52 "Валютный счет" – на сумму предварительных расчетов с валютного счета;
Кт 50 "Касса" - на сумму предварительных расчетов из кассы предприятия.
Оприходование товаров оформляется следующими проводками:
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к полученному товару
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость товара с НДС, указанную в счете-фактуре.
Зачет предоплаты отражается записью:
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кт 61 "Расчеты по авансам выданным".
После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:
Дт 68 "Расчеты с бюджетом"
Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:
Дт 51 "Расчетный счет";
Дт 52 "Валютный счет";
Дт 50 "Касса"
Кт 61 "Расчеты по авансам выданным.
Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил слуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:
Дт 44 "Издержки обращения" - непосредственно на стоимость доставки;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС по транспортным услугам
Информация о работе Учет товарных операций по договору комиссии в оптовой торговле