Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 03:24, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, особенностей учета товаров в розничной торговле, выявление недостатков в учёте товарных операций организации ООО «Еда» и создание рекомендаций по их устранению.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить законодательно-нормативную базу в области бухгалтерского учета относительно «учета товарных операций в розничной торговли»;
2. Ознакомиться с действующей практикой введения бухгалтерского учета в данной коммерческой организации;
Введение
1. Значение, задачи учета и нормативное регулирование товарных операций
2. Документальное оформление и учет поступления товаров
3. Документальное оформление и учет реализации и прочего выбытия товаров
4. Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров
Заключение
Библиографический список
Опись приложений
Учёт товаров в ООО «Еда» осуществляется в программе 1С: «Бухгалтерия», версия 7.7, где бухгалтер осуществляет разноску поступления и выбытия товаров, на основании приходных и расходных документов, и в конце месяца выводит остаток товарно-материальных ценностей. В любой момент можно посмотреть остаток любого товара в компьютере и сравнить его с фактическим наличием, так как эта программа обеспечивает контроль над сохранностью и движением товарных ценностей. Поскольку в ООО «Еда» журнально – ордерная форма учета, то учет товаров ведется в журнале ордере по кредит счета 41 в сочетании с ведомостью по дебету этого счета (Приложение). Оприходование товаров отражается в ведомости по корреспондирующим счетам.
Для учета поступления товаров в организациях розничной торговли используется активный счет 41 «Товары», субсчета 41/2 «Товары в розничной торговле» и 41/3 «Тара под товаром и порожняя». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость поступивших товаров, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.
В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42 «Торговая наценка».
Продажная (розничная) цена товара представляет собой сумму цены поставщика и торговой наценки. Цена товара, по которой он будет продан покупателям, рассчитывается следующим образом:
Цена товара = покупная стоимость товара + торговая наценка + НДС с продажной стоимости.
Все транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения товаров, либо включаются в стоимость товаров, либо относятся на издержки обращения, при этом НДС по транспортным услугам отражается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Если товары от поставщиков поступили в разные торговые точки и оплата производится по одному платежному документу, то в учетном регистре по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обороты по дебету счета 41/2 «Товары в розничной торговле» можно дополнительно расшифровать по отдельным торговым точкам или на каждом первичном документе, приложенном к платежному документу, целесообразно указывать торговую точку и стоимость оприходованных товаров. Одновременно в товарном отчете указываются номер и дата платежного документа.
Порядок ведения учетных регистров по счетам 41/2 и 60 должен обеспечивать, с одной стороны, контроль за поступлением товаров и своевременным оприходованием их материально ответственными лицами, а с другой – контроль за расчетами с поставщиками.
В розничной торговле поступление товаров и тары от поставщиков оформляется следующими записями.
Оприходование поступивших в магазин товаров и тары отражается проводками:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле» на стоимость товара по покупным ценам без НДС;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС;
Дебет 41/3 «Тара под товаром и порожняя» на стоимость тары;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму задолженности поставщику.
Если розничная организация относится к плательщикам налога на вмененный доход, то она не будет являться плательщиком налога на добавленную стоимость, и в учете организации будут составлены следующие проводки:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость поступившего товара, включая НДС.
В розничной торговле стеклянная тара учитывается вместе с товарами на счете 41/2. Если одновременно с товаром организация получает тару и возвращает ее поставщику, то на товарно-транспортной накладной указывается «возврат тары» и сумма. На указанную сумму производится зачет расчетов с поставщиком по таре. При этом составляются следующие проводки:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле» на сумму стеклянной тары;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму задолженности по стеклянной таре;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
Кредит 41/2 «Товары в розничной торговле» на сумму возврата стеклянной тары.
Если поставщик выставил счет за оказанные транспортные услуги, которые, согласно приказу по учетной политике, не включаются в стоимость товаров, то будут составлены следующие проводки:
Дебет 44 «Расходы на продажу» на стоимость транспортных услуг;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на общую сумму задолженности поставщику.
Когда учет товаров в торговой организации ведется по продажным ценам, на сумму торговой наценки составляется проводка:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит 42 «Торговая наценка».
Получение товаров через подотчетных лиц и приобретение товаров у индивидуальных предпринимателей осуществляется и учитывается так же, как в оптовой торговле:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле» на стоимость поступившего товара;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС;
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на общую сумму задолженности.
Получение товаров в качестве вклада в уставный капитал отражается записью:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит 75 «Расчеты с учредителями» на сумму оценки вклада в соответствии с учредительными документами организации.
Получение товаров безвозмездно отражается в учете записью:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» на рыночную стоимость полученных товаров на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Суммы оценки безвозмездно полученных товаров, учтенные на счете 98/2, списываются с этого счета по мере списания расходов на продажу этих товаров следующей записью:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».
Оплата товаров в розничной торговле осуществляется аналогично оптовой торговле и отражается проводками:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кредит 50 «Касса»; 51 «Расчетный счет»; 52 «Валютный счет»; 55 «Специальные счета в банках»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
После того как
товар будет оплачен поставщику
(предпринимателю), покупатель ставит
сумму НДС к возмещению из
бюджета, что отражается
Дебет 68 «Расчеты по налогам»;
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Если при приемке товаров обнаружена недостача товаров по вине поставщика или транспортной организации, то предъявление претензия отражается записью:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет 2 «Расчеты по претензиям» на сумму недостачи, включая НДС;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если недостача товаров произошла по вине работника организации, то на сумму недостачи, включая НДС, составляются проводки:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Таким образом, в ходе изучения поступления товаров в ООО «Еда» были выявлены следующие недостатки в организации бухгалтерского учета: в доверенности не указан срок ее действия, что является нарушением в соответствии с п.4 инструкции о порядке выдаче доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином РФ СССР от 14.01.67 г. №17; выявлено нарушение по заполнению обязательных реквизитов счет – фактуры, а именно не везде проставлены подписи уполномоченных лиц, что является нарушением п.2 ст.9 ФЗ 129, п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности №34н, а так же не полностью заполнен адрес грузоотправителя, который должен быть заполнен в соответствии с п.5 ст.169 Налогового кодекса РФ. Также выявлено нарушение по оформлению товарно - транспортной накладной - отсутствует подпись материально - ответственного лица, производящего отпуск товаров, номер автомобиля и путевого листа, что является нарушением п.13 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998г. №34н «Об утверждении положения по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
Далее рассмотрим порядок документального оформления и учета реализации и прочего выбытия товаров.
3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам и в кредит с рассрочкой платежа.
Денежные расчеты с населением
при осуществлении торговых операций
на территории Российской Федерации
производятся предприятиями с
обязательным применением контрольно-
При этом предприятия обязаны
Организация обязана обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально-ответственным лицом. При приемке на работу издается приказ и с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности ( Приложение Л), при этом руководитель должен ознакомить кассира с действующими правилами введения кассовых операций. Он несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе, ценных бумаг и других ценность, находящихся в кассе. Кассиру запрещается передавать выполнение порученных ему обязанностей другим лицам, хранить в кассе наличных денежные средства и другие ценности, непринадлежащие предприятию. Все расчеты с населением должны сопровождаться выдачей кассовых чеков. Полученные чеки предприятия сдают в банк, которые и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации. При расчете чеками делается следующая запись:
Дебет 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы»;
Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Сумма выручки на предприятиях розничной торговли определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец дня или смены. При возврате товаров покупателями выручка, определенная по показаниям кассовой машины, уменьшается. Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира-операциониста (приложение М), которая ведется по кассовой машине. Допускается ведение общей книги на все машины. В этом случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера кассовой машины. Сумма фактической выручки отражается в кассовой книге. Стоимость проданных товаров записывается также материально ответственными лицами в товарных отчетах. Стоимость проданных товаров, отраженную в товарном отчете, следует сверять с торговой выручкой, указанной в кассовом отчете. При этом суммы в товарном и кассовом отчетах должны быть равными. На основании отчета кассира (Приложение Н) на сумму выручки от продажи товаров составляется запись:
Дебет 50 «Касса»;
Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
При продаже товаров без применения контрольно-кассовых машин объем проданных товаров измеряют суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту. На сумму выручки, поступающей в кассу от покупателей, кассиром оформляются приходный кассовый ордер (Приложение С) и квитанция к нему. Квитанция должна передаваться материально-ответственному лицу для списания стоимости реализованных товаров по товарному отчету.
Кассиры сдают выручку инкасса
Дебет 57 «Переводы в пути»;
Кредит 50 «Касса» - на сумму выручки сданной инкассатору из центральной кассы;
Дебет 51 «Расчетный счет»;
Кредит 57 «Переводы в пути»- на сумму зачисленной выручки на расчетный счет.
В последнее время все большее распространение получает практика расчетов с покупателями с помощью пластиковых карт.
Эмитенты карт (банки
и компании, выпускающие их) заключают
с предприятиями розничной