Учетная политика и организация бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить учетную политику и организацию бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.
Основными задачами являются:
Определить роль и значение политики, нормативное регулирование и раскрытие учетной политики;
Изучить основы формирования учетной политики;
Рассмотреть факторы, влияющие на учетную политику организации;
Изучить способы ведения бухгалтерского учета;
Рассмотреть формирование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета в организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
5
1. Роль и значение учетной политики……………………………………
6
1.1. Нормативное регулирование учетной политики………………..
6
1.2. Роль и значение учетной политики………………………………
10
1.3. Раскрытие учетной политики в бухгалтерской финансовой отчетности…………………………………………………………………

15
2. Основы формирования учетной политики……………………………
18
2.1. Влияющие факторы на учетную политику организации……….
18
2.2. Способы ведения бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики……………………………………….

20
2.3. Формирование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета в организации…………………………………………

43
3. Практическая часть……………………………………………………
50
Заключение……………………………………………………………….
66
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

uchetn_politka.docx

— 106.39 Кб (Скачать файл)

Наиболее существенно изменится состав данных, представляемых в составе пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. В отличие от прежнего подхода, когда формы представления данных задавались жестко, приказ Минфина России № 66н содержит только пример оформления таких пояснений. 

При этом предполагается, что в составе пояснений будут, в частности, раскрываться данные (дополнительно к сведениям, раскрываемым в отчетности за 2010 г.): 

- об обесценении объектов нематериальных активов и стоимости таких объектов, созданных в организации, а также данные о нематериальных активах с полностью погашенной стоимостью; 

- о незаконченных и неоформленных НИОКР и незаконченных операциях по приобретению нематериальных активов; 

- об изменении стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; 

- об ином использовании основных средств – передаче в аренду и залог, переводе на консервацию и т.п.; 

- об ином использовании финансовых вложений – передаче в залог, передаче третьим лицам (кроме продажи) и т.д.; 

- о материально-производственных запасах в залоге; 

- о просроченной дебиторской задолженности с указанием отдельно размера балансовой стоимости задолженности и суммы, учтенной по условиям договора; 

- о резервах под условные обязательства; 

- об обеспечении обязательств.

Нетрудно убедиться, что для представления только перечисленных групп данных необходима разработка вспомогательных учетных регистров (в том числе и организациями, использующими автоматизированную систему счетоводства).  
Особое внимание рекомендуем обратить на приложение 4 к приказу Минфина России № 66н, которым утверждены коды строк в формах бухгалтерской отчетности, указываемые в годовой бухгалтерской отчетности организации, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти. 

Для каждой формы отчетности (включая пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках) установлены коды по каждой группе активов и обязательств. 

Имеет смысл в приложении к учетной политике организации привести полный перечень кодов, используемых в данной организации.  
Подобная группировка показателей, способна существенно сократить трудозатраты на подготовку отчетных данных, а также уточнить запросы внутренних пользователей бухгалтерской информации (в частности, для нужд экономического и финансового анализа), сформировав их в соответствии с группировкой бухгалтерских данных по кодам отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета в организации

 

 

Осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета без наличия такого документа, как учетная политика организации, фирма не вправе. Обязанность по ее формированию и утверждению распространяется исключительно на все российские компании, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. 

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменении учетной политики.[14]

Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

В соответствии с ПБУ 1/2008 — понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта.

В составе учетной политики должны быть утверждены:

- рабочий план счетов;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организацией;

- формы документов для внутренней отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документа оборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями и др.

при формировании учетной политики

при формировании учетной политики предполагается ряд допущений:

- имущественная обособленность организации, то есть имущество, и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника;

- непрерывность деятельности организации, т.е. организация, будет продолжать, свою деятельность в обозримом будущем и у нее нет намерений и необходимости в ликвидации или существенном сокращении деятельности;

- последовательность применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому;

- временная определенность факторов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной организации относятся к тому отчетному периоду (и следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

- полнота (учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности);

- своевременность (учетная политика должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности);

- осмотрительность (учетная политика должна обеспечивать большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

- приоритет содержания перед формой (учетная политика должна обеспечивать отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования);

- непротиворечивость (учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета);

- рациональность (учетная политика должна обеспечивать рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).[2]

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательством и нормативными актами. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящих и иных положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика оформляется соответствующим приказом (распоряжением) и применяется с 1 января года, следующего за годом издания приказа (распоряжения).

На законодательном уровне Российской Федерации различают учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Нормативные документы, определяющие основные требования к учетной политике для целей бухгалтерского учета и  к учетной политике для целей налогового учета, различны и никак не пересекаются.

Таким образом, учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогового учета – два самостоятельных документа, составленных исходя из норм и правил, предусмотренных соответствующими нормативными документами.

Нормативные документы для формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета:

  • Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 28.09.2010 N 243-ФЗ);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 №34н (в ред. Приказов Минфина РФ  от 25.10.2010 N 132н);
  • Положения по бухгалтерскому учету (с 1-го по 23-е);

Приказ Минфина России от 22.07.03 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказов Минфина РФ  от 08.11.2010 N 142н);

  • Иные методические рекомендации и указания по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы для формирования учетной политики для целей налогового учета:

  • глава 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167)
  • глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» (ст. 313).

В части оформления  особых различий между учетной политикой для целей бухгалтерского учета и в целях налогового учета нет. И та, и другая оформляются приказом (распоряжением), формируются бухгалтером и утверждаются руководителем.

По срокам формирования учетной политики существуют различия:

  • срок формирования. Для учетной политики в целях бухгалтерского учета он установлен не позднее чем через 90 дней со дня приобретения прав юридического лица; для учетной политики в целях налогового учета – по НДС – не позднее окончания первого налогового периода (месяц или квартал); по налогу на прибыль – не установлен.
  • вступление в силу положений учетной политики. Для учетной политики в целях бухгалтерского учета и в целях налогового учета – со дня государственной регистрации.
  • срок, на который утверждается учетная политика. Для учетной политики в целях бухгалтерского учета – учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому; в целях налогового учета – по НДС не установлен, по налогу на прибыль – учетная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
  • предоставление учетной политики. Для учетной политики в целях бухгалтерского учета – законодательством не установлено, учетная политика – внутренний документ организации, который представляется внешним пользователям: налоговой службе, статистическим органам, кредитным учреждениям и др.; для учетной политики в целях налогового учета – законодательством не установлено, учетная политика – внутренний документ организации, который не должен представляться внешним пользователям.

 

Чтобы сформировать учетную политику для расчета налога на прибыль, нужно выбрать один из возможных вариантов учета доходов и расходов, предлагаемых главой 25 НК РФ. Налоговый кодекс РФ не содержит требования о представлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Однако в случае изменения учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательство, а также при проведении выездной проверки налоговые инспекторы могут потребовать у организации копию приказа по учетной политике. При этом разработанную налоговую политику необходимо применять последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации, то есть составлять новую учетную политику каждый год не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения по налогу на прибыль устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). Чтобы сформировать учетную политику для расчета налога на прибыль, нужно выбрать один из возможных вариантов учета доходов и расходов, предлагаемых главой 25 НК РФ. Разработанная учетная политика должна содержать:

– элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве, например, метод оценки материалов при их списании в производство (п. 8 ст. 254 НК РФ);

– самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на орга-низацию, например, список прямых расходов для расчета налога на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ);

– обоснование используемого метода, т.е. ссылки на законодательство, позволяющие его использовать.

В Налоговом кодексе РФ не указано лицо, ответственное за разработку налоговой политики организации. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику, разбирающемуся в налогообложении, однако, как правило, налоговую политику разрабатывает главный бухгалтер.

Учетную политику должен утвердить руководитель организации приказом. Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляется в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Вновь созданные организации должны утвердить учетную политику не позднее начала того периода, за который они впервые будут рассчитывать налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ). Это связано с тем, что для того чтобы рассчитать налоговую базу, потребуются данные налогового учета, которые нужно сформировать на основе утвержденной налоговой политики.

Наиболее целесообразным является составление общей учетной политики организации, где один раздел посвящен регулированию бухучета, а другой налогообложению. Для упрощения учета необходимо максимально сблизить положения обеих частей, чтобы уменьшить документооборот и облегчить ведение бухгалтерского и налогового учета. Обе учетные политики можно утвердить одним приказом.

Информация о работе Учетная политика и организация бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта