Учёт денежных средств на счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Сложность и высокая подвижность происходящих на нём процессов создают новые предпосылки для более серьёзного применения учёта денежных средств. Основными факторами возрастающей роли учёта денежных средств в современных условиях являются:
- увеличение размеров предприятий и усложнение форм их деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом.

Содержание работы

Введение
1. Нормативно-правовое регулирование учёта денежных средств на счетах в банках
2. Основные формы безналичных расчётов. Их преимущества и недостатки
2.1 Безналичные расчёты платёжными требованиями
2.2 Безналичные расчёты платёжными поручениями
2.3 Безналичные расчёты платёжными требованиями-поручениями
2.4 Безналичные расчёты аккредитивами
2.5. Безналичные расчёты чеками
2.6 Безналичные расчёты посредством векселей
2.7 Безналичные расчёты банковскими пластиковыми карточками
3. Нормативно-правовые аспекты учёта денежных средств на счетах в банках
3.1 Порядок учёта движения денежных средств на текущих счетах в банках
3.2 Порядок учёта движения денежных средств на специальные счетах в банках
3.3 Порядок учёта операций по расчётным счетам в БУКДПОЖФ Ленинского района г. Бобруйска
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

maxreferat135491.docx

— 131.89 Кб (Скачать файл)

Оплата  расчётных документов при недостаточности средств на счёте производится в очерёдности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами в зависимости от состояния экономики и финансов.

При отсутствии средств на расчётном (текущем) счёте плательщика (по договорённости с банком) расчётные документы могут быть оплачены за счёт банковского кредита (выдаваемого на оплату счетов поставщиков). При необходимости банк может выступить в роли плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного хозоргана).

6. Порядок  зачисления средств на счёт поставщика: оно производится, как правило, после их списания со счёта плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счёт собственных средств предприятий.

Ежедневно или в дни движения денежных средств  на расчётном счёте банк выдаёт организации  выписки о состоянии её расчётного счёта с приложением соответствующих  денежно-расчётных документов, подтверждающих записи. В выписке указываются начальный (входящий) остаток по счёту, суммы операций по дебету и кредиту и конечный (исходящий) остаток на день движения денежных средств на расчётном счёте. Владелец текущего счёта обязан письменно сообщать учреждению банка об обнаруженных суммах, ошибочно проведённых по текущему счёту, в установленные сроки. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Порядок открытия, закрытия и переоформления счетов регламентируется Инструкцией  о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утверждённой постановлением Правления Нацбанка РБ от 20.06.2007 № 127 (далее - Инструкция), вступившей в силу 2 ноября 2007 г. Организации - владельцы счетов вправе открывать необходимое им количество банковских счетов, в том числе текущих, как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах.

Юридические лица - резиденты при открытии текущего счёта должны представить в банк:

1) заявление  на открытие банковского счёта, подписанное лицом, имеющим соответствующие полномочия;

2) копию  документа о государственной  регистрации (перерегистрации) юридического  лица, индивидуального предпринимателя  (свидетельство о государственной  регистрации, выписка из решения  местного исполнительного и распорядительного  органа, Минюста РБ и т.п.), верность  которой свидетельствована нотариально  либо регистрирующим органом;

3) устав  юридического лица и (или) учредительный  договор юридического лица, на  основании которых действует  юридическое лицо, либо их копии,  верность которых свидетельствована  нотариально либо регистрирующим  органом;

4) карточку  с образцами подписей должностных  лиц юридического лица, индивидуального  предпринимателя, имеющих право  распоряжаться банковским счётом, и оттиска печати;

5) дубликат  извещения о присвоении учётного  номера плательщика (порядок получения  данного документа определён главой 9 Инструкции о порядке учёта плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утверждённой постановлением МНС РБ от 31.12.2003 № 127);

6) справку  органов Фонда социальной защиты  населения Минтруда и соцзащиты  РБ (ФСЗН) о регистрации в качестве  плательщика обязательных страховых  взносов и иных платежей в  органах ФСЗН либо заявление  владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах ФСЗН.

7) документ, подтверждающий регистрацию в  качестве страхователя по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний (справка УП "Белгосстрах"), либо заявление владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта по законодательству не подлежит регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С открытием  расчётного (текущего) счёта в учреждении банка субъект хозяйствования становится полноправным участником платёжного оборота.

Также в  постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 "Об утверждении Правил проведения валютных операций и внесении изменений в Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 76, 8/10973), в пункте 3.2. определено, что текущие (расчётные) счета, открытые обособленным подразделениям юридических лиц, должны быть переоформлены в качестве текущих (расчётных) счетов юридических лиц путем обновления документов в деле по открытию и закрытию банковского счёта не позднее трёх месяцев с даты вступления в силу Инструкции. Обязанность представления документов, необходимых для переоформления указанных текущих (расчётных) счетов, возлагается на владельцев счетов. По истечении указанного срока договоры, в соответствии с которыми указанные текущие (расчётные) счета открыты, прекращаются.

Переоформление  банковского счёта производится:

1. При  изменении сведений, позволяющих  идентифицировать владельца счёта  – юридическое лицо, в случаях:

- реорганизации  путём присоединения, преобразования;

- изменения  наименования юридического лица.

2. При  изменении сведений, позволяющих  идентифицировать владельца счёта  – индивидуального предпринимателя,  в случаях:

- изменения  фамилии, имени, отчества;

- изменения  места жительства.

Банковские  счета могут закрываться при  следующих условиях:

1. при  отсутствии денежных средств  на текущем счёте в течение  трёх месяцев со дня последнего  списания с него денежных средств  (если иное не определено договором  текущего счёта), для иных банковских  счетов – при отсутствии средств  на банковском счёте в течение  одного года (если иной срок  не определен договором банковского  счёта).

Срок  наложения ареста на денежные средства на банковском счёте, приостановления  операций по банковскому счёту не включается в течение указанных  в настоящем подпункте сроков;

2. при  превышении владельцем счёта  месячного срока со дня реорганизации,  регистрации переименования, изменения  подчиненности, внесения изменений  и (или) дополнений в учредительные  документы, установленного для  представления в банк новых  документов по открытию банковских  счетов;

3. в иных  случаях, предусмотренных законодательством  и (или) договором банковского  счёта.

Банковские  счета закрываются при условии, что на денежные средства не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по банковскому счёту, отсутствует задолженность по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией и (или) другими актами законодательства.

Для закрытия банковских счетов (в зависимости  от вида банковского счёта и (или) оснований его закрытия) представляют в банк следующие документы:

1. заявление  владельца счёта на закрытие  банковского счёта, подписанное  лицом, имеющим полномочия на  закрытие банковского счёта.

Банки вправе представлять заявление в виде телетрансмиссионного сообщения или в иных формах, принятых в международной банковской практике;

2. справку органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об отсутствии у плательщика задолженности Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь либо заявление владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

3. документ, подтверждающий отсутствие задолженности страховщику владельца счёта – страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо заявление владельца счёта, подписанное уполномоченными лицами, содержащее информацию о том, что владелец счёта в соответствии с законодательством не подлежит регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. справку инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, выдавшей дубликат извещения о присвоении УНП для открытия соответствующего банковского счёта, об отсутствии задолженности владельца счёта по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы, либо документ, подтверждающий согласие налогового органа на закрытие счёта в случаях, когда закрытие счёта осуществляется по инициативе банка;

5. копию  договора коммерческого представительства,  верность которой свидетельствована  нотариально, и (или) доверенность  владельца счёта на закрытие  банковского счёта, распоряжение  денежными средствами на банковском  счёте, оформленную на территории  Республики Беларусь в порядке,  определённом законодательством,  либо её копию, верность которой  свидетельствована нотариально.  Доверенность, оформленная за пределами  Республики Беларусь.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ

 

2.1 Безналичные расчёты платёжными требованиями

 

Платёжное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определённой суммы денежных средств и зачисления ее на счёт получателя средств.

Данной  форме расчёта присущи три особенности:

  1. Данная форма расчёта применяется только после отгрузки продукции.
  2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.

В целях  ускорения расчётов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика.

Для этого  плательщик должен представить в  обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договоры на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нём датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать  надпись, учинённую по следующей форме: "Оплата в день поступления". Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.

При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом.

Требования, подлежащие оплате с предварительным  акцептом, оплачиваются на следующий  день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право  заявить обслуживающему его банку  отказ от акцепта требования в  течение установленного срока предварительного акцепта.

Отказ может  быть полным или частичным с указанием  соответствующих мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчётов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (не отпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

Банки не рассматривают споры между получателем  и плательщиком по существу отказов  от акцепта.

Информация о работе Учёт денежных средств на счетах в банке