Учёт денежных средств на счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Сложность и высокая подвижность происходящих на нём процессов создают новые предпосылки для более серьёзного применения учёта денежных средств. Основными факторами возрастающей роли учёта денежных средств в современных условиях являются:
- увеличение размеров предприятий и усложнение форм их деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом.

Содержание работы

Введение
1. Нормативно-правовое регулирование учёта денежных средств на счетах в банках
2. Основные формы безналичных расчётов. Их преимущества и недостатки
2.1 Безналичные расчёты платёжными требованиями
2.2 Безналичные расчёты платёжными поручениями
2.3 Безналичные расчёты платёжными требованиями-поручениями
2.4 Безналичные расчёты аккредитивами
2.5. Безналичные расчёты чеками
2.6 Безналичные расчёты посредством векселей
2.7 Безналичные расчёты банковскими пластиковыми карточками
3. Нормативно-правовые аспекты учёта денежных средств на счетах в банках
3.1 Порядок учёта движения денежных средств на текущих счетах в банках
3.2 Порядок учёта движения денежных средств на специальные счетах в банках
3.3 Порядок учёта операций по расчётным счетам в БУКДПОЖФ Ленинского района г. Бобруйска
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

maxreferat135491.docx

— 131.89 Кб (Скачать файл)

3. Данная  форма расчёта осуществляется через систему инкассо.

Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчётного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет её в установленном порядке на счёт получателя.

У этой формы  безналичного расчёта есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  1. Система инкассо обеспечивает чёткий порядок адресации доставки требований и контроль за расчётами со стороны покупателя и поставщика.
  2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

Недостатки:

1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Пример  платёжного требования приведён в приложении А.

 

2.2 Безналичные расчёты платёжными поручениями

 

Платёжное поручение (в дальнейшем – "поручение") представляет собой расчётный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счёта на счёт получателя.

Поручением  могут производиться:

  • расчёты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
  • расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трёх рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчётов;
  • авансовые платежи (в соответствии с заключёнными договорами). Авансовый платёж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счёт условленного платежа или расходов, по которым отчёт будет дан впоследствии;
  • оплата товарных векселей.

Преимущества  данной формы расчётов:

  1. Универсальность.
  2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
  3. Простота оформления и прохождения через банк.

Недостатки  данной формы расчётов:

  1. Нет должной гарантии платежа.
  2. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Пример  платёжного поручения приведён в  приложении Б.

 

2.3 Безналичные расчёты платёжными требованиями-поручениями

 

Платёжное требование-поручение (в дальнейшем – "требование-поручение") – расчётный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчётных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий  банк в 3-х экземплярах. В реквизите  требования-поручения "Сумма к оплате" должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счёта.

Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счёта плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счёта получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приёме поручения и штампом банка.

Срок, в  течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Преимущества  данной формы расчёта:

  1. Упрощение документооборота и сокращение издержек;
  2. Повышение ответственности за расчёты поставщика и плательщика.

Недостатки:

  1. Нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.

 

2.4 Безналичные расчёты аккредитивами

 

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – "банк-эмитент") и плательщиком (далее – "приказодатель аккредитива"), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – "бенефициар") обязательство произвести платёж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Могут открываться  следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заёмные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счёт "Аккредитивы" на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учёт выставленных аккредитивов на внебалансовом счёте "Аккредитивы к оплате".

При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в  исполняющем банке может открываться  непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента.

Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменён или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

Безотзывной аккредитив не может быть изменён или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие  аккредитива производится за счёт собственных средств приказодателя или за счёт кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счёте "Аккредитивы". Открытие аккредитива за счёт собственных средств приказодателя и частично за счёт кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчётов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х  экземплярах на бланке установленной  формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

В заявлении  на аккредитив должны быть указаны:

  • вид аккредитива;
  • наименование приказодателя;
  • наименование и местонахождение банка-эмитента;
  • наименование бенефициара;
  • наименование и местонахождение банка-бенефициара;
  • сумма аккредитива;
  • номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  • срок действия аккредитива;
  • порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  • если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  • срок представления документов в банк бенефициара;
  • наименование товара;
  • дата отгрузки товара.

Первый экземпляр заявления  служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр  заявления помещается в картотеку  к внебалансовому счету "Покрытые аккредитивы к оплате" для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

Преимущества данной формы безналичных  расчётов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками.

Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

 

2.5 Безналичные расчёты чеками

 

Расчётный чек – это именной расчётно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счёта определенной суммы на счёт получателя-чекодержателя.

Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платёж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.

Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки  используются в расчётах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.

Различают расчёты разовыми чеками и с помощью расчётных чековых книжек. Расчётная чековая книжка выдается на год. Её можно пополнять или переносить на другую чековую книжку.

Расчётные чеки являются бланками строгой отчётности. Расчётный чек может быть выдан банком за счёт средств, имеющихся на текущем счёте физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

Расчёты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счёте (по поручению покупателя).

На депонированную банком по расчётному чеку сумму не может быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю.

Предъявленные чеки оплачиваются с того счёта, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счёте банк относит недостающую сумму на счёт прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определённого процента от отнесённой на него сумму.

По истечении  срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

В тех  случаях, когда на депонируемом счёте имеется остаток неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истёк, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековую книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен.

Преимуществом расчетов чеками является: гарантия платежа.

Недостатком: усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счёта плательщика (чекодателя).

Пример  расчётного чека приведён в Приложении В.

 

2.6 Безналичные расчёты посредством векселей

 

Вексель является, с одной стороны, средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар, с другой – ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определённую денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя.

Различают две разновидности векселя –  простой и переводной.

Простой вексель (соло-вексель) – письменный документ, содержащий обязательство одного лица (векселедателя) уплатить определённую денежную сумму определённому лицу (ремитенту или первому получателю) или по его приказу в установленный срок или по требованию. Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращённый к другому лицу (плательщику или трассату), об уплате определённой денежной суммы определённому лицу (первому получателю или ремитенту) или по его приказу в установленный срок или по его требованию.

Информация о работе Учёт денежных средств на счетах в банке