Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:04, дипломная работа
Для нормального функционирования и развития любой организации необходимо постоянно владеть как оперативной, так и стратегической информацией в соответствующей области деятельности. Под информацией обычно понимают совокупность сведений, показателей, данных, требуемых для описания того или иного явления или процесса.
Управленческий процесс по своей сути сводится к сбору, обработке, передаче, хранению, поиску и использованию информации с целью выработки управленческого решения.
Обязательным условием организационной и управленческой деятельности на предприятиях, в учреждениях является документирование. Документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, называется официальным документом. Официальный документ, используемый в текущей деятельности организации, называют служебным документом.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты унификации и стандартизации в делопроизводстве 5
1.1Стандартизация и стандарты в документоведении 5
1.2Характеристика унифицированной системы документации 13
1.3 История развития унификации и стандартизации документов 17
Глава 2. Практические аспекты унификации и стандартизации в делопроизводстве на примере налоговой инспекции по Дзержинскому району г. Волгограда 21
2.1 Анализ информационного обеспечения налоговой инспекции 21
2.2 Оценка уровня унификации документов в налоговой инспекции 34
2.3 Анализ стандартизации документов в налоговой инспекции 36
Глава 3. Основные рекомендации по совершенствованию стандартизации и унификации документов в налоговой инспекции 41
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Влияние унификации документов на состоянии работы с ними в процессах управления сказалось не только на улучшении качества самих документов (за счет применения единых правил оформления документов, единообразных требований к их составлению), но и на организации оперативного хранения документов в делопроизводстве и ведомственном архиве. Результаты унификации и классификации документов были учтены при разработке "Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения", вышедшем в 1989г. Перечень является основным нормативным документом для отбора на хранение и уничтожение документов, определении сроков их хранения, оказывая тем самым влияние на комплектование архивов и формирование архивного фонда страны в целом. Таким образом, опыт развития документоведения, накопленный в период 1970-х -1980-х годов, демонстрирует перспективность применения методов унификации и стандартизации документов не только для совершенствования самих документов, но и для технологии работы с ними, их оперативного и архивного хранения.
Это положение наглядно подтверждается в 1990-е годы. Изменение в общественно-политической сфере естественным образом привели к изменению задач и методов управления и, соответственно, самой системы управленческой документации. Значительная часть унифицированных ранее систем документации перестала использоваться, взамен нее возникли и получили распространение новые виды документов, предназначенные для документирования налоговой, финансовой, таможенной и др. видов деятельности. Помимо возникновения новых видов и форм документов значительно увеличился объем создаваемой документации. Регламентация документов идет пока преимущественно не методами унификации, а созданием типовых форм документов теми министерствами и ведомствами, которые являются кураторами той или иной сферы управленческой деятельности. Между собой эти формы увязаны слабо, состояние документации в целом, в который раз в истории страны, характеризуется отсутствием общих норм, противоречивыми правилами оформления, неправомерным разнообразием видов и разновидностей документов9.
Подводя итоги первой части данного исследования необходимо отметить, что изменение методов управления и широкое использование новейших информационных технологий делают особо актуальной проблему формирования системы документационного обеспечения, совершенствования применяемых документов, значительно повышают их правовую роль. Разработка новых подходов к совершенствованию существующей документации как на стадии ее управленческой роли, так и в период последующего хранения должна решаться как комплексная проблема.
Информационная поддержка деятельности ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда осуществляется информационной системой АИС «Налог», которая обеспечивает автоматизированный сбор, учет, обработку, обобщение, анализ налоговой информации и поддержку принятия решений в налоговых процессах.
АИС «Налог» строится как многоуровневая система обработки налоговой информации, включающая в качестве составных частей:
-корпоративные информационные системы типовых узлов местного уровня;
-систему обеспечения информационной безопасности (распределение прав доступа пользователей на сервере, антивирусное обеспечение);
-систему мониторинга и управления (осуществляется в административной части данной системы);
-систему телекоммуникаций (СТК) – сдача налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками через интернет, телемосты между ФНС и инспекциями.
Узлы в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда построены на локальных сетях (130 рабочих станций) и от 5 до 10 серверов на объекте, построенных по трехуровневой архитектуре «Клиент-сервер». Существуют и автономные компьютеры (например, в целях обеспечения налогоплательщиков программными продуктами, предназначенными для формирования в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, на видном месте установлен компьютер с информационно-справочной системой «Консультант» и предоставлен к нему общий доступ налогоплательщиков).
Рис. 1.
Место подсистемы (поддержки) планирования и проведения ВНП в АИС «Налог» и системе ЭОД.
Состояние АИС «Налог» в целом можно характеризовать следующим:
· информационные технологии в федеральной налоговой службе России развиваются в направлении создания единой системы на основе взаимосвязи рабочих процессов и информационного сервиса с использованием передового опыта зарубежных стран;
· созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;
· унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования способствует устойчивости информационной системе Федеральной службы РФ;
· четкое взаимодействие и тесное партнерство между методологическими подразделениями и IT-службами – гарантия эффективности налоговой системы;
· система телекоммуникации является важным звеном системы налоговых органов;
· организация защиты информации основывается на базе технологических решений и рекомендаций Службы специальной связи и Гостехкомиссии;
· в рамках реализации работ 2-го Проекта модернизации налоговых органов ФНС РФ:
– продолжены работы по развитию таких подсистем автоматизированной информационной системы для межрайонных инспекций по централизованной обработке данных, как: система подготовки и обмена налоговой информации (СПОНИ), система обработки налоговой информации (СОНИ); начаты работы по созданию подсистемы обслуживания налоговых инспекций (СОИМНС).
– во многих территориальных инспекциях ФНС РФ осуществляется внедрение программного комплекса местного уровня (архитектура “клиент-сервер”).
Для реализации автоматизации налогового администрирования применяются аппаратно-технические и программные средства.
В налоговом администрировании применяются следующие аппаратно- технические средства:
-рабочие станции;
-серверы;
-оборудование серверного помещения;
-сетевое оборудование;
-средства печати.
Рабочие станции состоят из:
-системного блока (центральный процессор, оперативная память, накопитель на жестком магнитном диске, оптический дисковод);
-устройства ввода и отображения информации (клавиатура, манипулятор мышь, монитор).
Серверы представляют собой системный блок и включают:
-файл-сервер (сервер хранения файлов), сервер баз данных – обеспечение хранения, выборки, защиты и целостности данных;
-сервер приложений – поддержка необходимых алгоритмов, генерация деловой информации на основе полученных данных, обеспечение целостности данных;
-сервер контроллера домена, вспомогательные серверы (правовых баз данных, антивирусный сервер, сервер распространения обновлений);
К оборудованию серверного помещения относятся следующие системы:
-система кондиционирования (поддержание необходимого климатического режима);
-система гарантированного электропитания (обеспечение серверного оборудования стабильным электропитанием);
-система пожаротушения (воздействие непосредственно на очаг возгорания в самом начале его возникновения, автоматическое обнаружение, тушение пожара);
-система сигнализаций (предотвращение несанкционированного доступа в серверное помещение, выявление нарушений климатического режима).
Сетевое оборудование подразделяется на следующие подсистемы:
-активное сетевое оборудование (сетевые концентраторы, коммутаторы);
-пассивное сетевое оборудование (кабельная система, сетевые розетки).
К средствам печати относят локальные принтеры (принтеры, подключенные к рабочему месту пользователя) и принтеры рабочих групп (принтеры с высокой скоростью печати, с возможностью подключения к нескольким рабочим местам пользователей).
В налоговом администрировании применяются следующие программные средства:
-Общее (системное) программное обеспечение;
-Специальное программное обеспечение.
К общему (системному) программному обеспечению относят:
-операционные системы рабочих мест (Windows XP) и серверов (Windows 2003);
-офисное программное обеспечение (Word, Excell, PowerPoint);
-средства управления базами данных.
К специальному программному обеспечению относят:
-систему электронной обработки данных (СЭОД);
-систему электронного документооборота (СЭД);
-ПИК «Кадры»;
-ПИК «Суды»;
-ПИК «Свод»;
-ПК «Прием – регион» (СБИСС, ПК «Инспектор»).
Система электронной обработки данных (СЭОД)
Важнейшим условием функционирования модернизированной инспекции ИФНС России местного уровня является наличие в инспекции современной системы электронной обработки данных. СЭОД на основании первичных данных о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах формирует информационные базы местного уровня и обеспечивает к ним доступ в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа.
Информационное обслуживание и инструментальная поддержка функциональных подразделений системой ЭОД обеспечивается функционированием в подразделениях соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМов).
АРМы ориентированы на прием и регистрацию налоговой информации, ее обработку, анализ и прогнозирование, информационное обслуживание, принятие управленческих решений, выпуск налоговых документов, администрирование.
Для решения задачи по созданию банка данных о налогоплательщиках введено понятие "Досье налогоплательщика", где в электронном виде накапливается информация статистического и аналитического характера, в частности вся сигнальная информация по налогоплательщику. Особое внимание в "Досье налогоплательщика" отводится фактам нарушений налогового законодательства.
Функциональные возможности СЭОД:
1. Ввод данных по государственной регистрации юридических лиц (формируется ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (формируется
ЕГРИП);
2. Ввод данных по государственной регистрации физических лиц с присвоением ИНН;
3. Прием налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях и в электронном виде на электронных носителях записи. Прием заявлений налогоплательщиков по использованию отдельных систем налогообложения, по регистрации объектов налогообложения. Подготовка документов, представленных на бумажных носителях, в том числе с сопровождением на электронных носителях записи, для передачи на ввод в отдел ввода и обработки данных;
4. Формирование и подготовка документов при проведении сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам;
5. Работа с платежными документами, поступившими в электронном виде из органов федерального казначейства и органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
6. Обработка информации поступающей в электронном виде из внешних источников;
7. Проведение камеральной проверки налоговой отчетности, оформление ее результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с камеральной проверкой;
8. Исчисление физическим лицам транспортного, земельного, имущественного налогов;
9. Формирование налоговых уведомлений и платежных документов;
10.Обеспечение производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах в отношении органов, уполномоченных лиц, не представивших в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
11.Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок;
12.Анализ схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению;
13.Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков – юридических лиц;
14.Формирование статистической отчетности о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, утвержденной ФНС России;
15.Мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
16.Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;
17.Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика _______сборов) – организации или налогового агента – организации;
18.Взыскание налога и сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика;
19.Подготовка, принятие решения и направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
20.Организация контроля в связи с изменением срока уплаты юридическими и физическими лицами налога и сбора, а также пени, штрафов;
21.Проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков;
22.Подготовка материалов для обеспечения производства по делам о налоговых и административных правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах;
23.Работа с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками. Контроль за своевременностью исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов. Контроль за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;