Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение материала о затратах на производстве, управление ими, разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию управления затратами на предприятии.
Для выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить управление системой расходов на предприятии;
2) рассмотреть содержание управления затратами СПК «Искра»;
Переменные
расходы – расходы, непосредственно
связанные с объемом
Такое деление расходов можно рассматривать исходя из того, что объем постоянных расходов в краткосрочном периоде будет постоянным, а переменные расходы могут изменяться, то есть именно эти расходы будут важны, так как ими можно оперативно управлять. Однако в экономической литературе обоснование такой классификации исходит, прежде всего, из влияния этих расходов на объем производства. Причем переменные расходы являются постоянными на единицу продукции, а постоянные на весь объем продукции – переменными на единицу продукции. Но поведение переменных, так же, как постоянных расходов, с изменением объема производства, не так однозначно, как может показаться. Например, расходы на основные материалы при одном объеме закупки будут приобретены по одной цене, а при другом, более высоком объеме закупки, возможно более низкой, так как будет действовать система скидок.
Деление расходов на постоянные и переменные, а также выделение общих, средних и предельных расходов не позволяет осуществить необходимый для предприятия анализ себестоимости продукции. Именно в этом вопросе возникает необходимость применения бухгалтерского подхода. Ниже представлена классификация расходов[2, стр. 177].
Таблица 1.1
Классификация расходов предприятия
Признаки |
Расходы |
1. По центрам
ответственности (по месту |
Расходы производства, цеха, участка технического передела, службы |
2. По видам продукции, работ, услуг |
Расходы на изделия, типовые представители изделий, группы однородных изделий, одноразовые заказы, полуфабрикаты, валовую товарную, реализованную продукцию |
3. По единству состава (однородности) расходов |
Одноэлементные, комплексные |
4. По видам расходов |
Расходы по экономическим элементам, расходы по статьям калькуляции |
5. По способам
перенесения стоимости на |
Прямые, непрямые |
6. По степени влияния объема производства на уровень расходов |
Переменные, постоянные |
7. По календарным периодам |
Текущие, долгосрочные, одноразовые |
8. По целесообразности расходования |
Продуктивные, непродуктивные |
9. По определению
отношения к себестоимости |
Расходы на продукцию, расходы периода |
С точки зрения
анализа себестоимости
Расходы операционной деятельности группируются по следующим экономическим показателям:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные мероприятия;
- амортизация;
- прочие операционные расходы.
Группировка расходов, связанная с производством продукции, осуществляется по следующим статьям калькуляции:
- сырье и материалы;
- покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия,
- топливо и энергия на технологические цели;
- возвратные отходы (вычитаются);
- основная заработная плата;
- дополнительная заработная плата;
- отчисления на социальное страхование;
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
- общепроизводственные расходы;
- потери от брака;
- другие производственные расходы;
- сопутствующая продукция (вычитается).
Группировка расходов по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления расходов, и места их возникновения.
С точки зрения менеджмента процесс управления расходами будет опираться на построение такой организационной структуры, при которой будут исключены «лишние» расходы[4, стр. 201].
В настоящее время в
рамках определенных экономических
концепций существенно
- расходы поиска информации
– расходы времени и ресурсов
на получение и обработку
- расходы ведения переговоров;
- расходы измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг – расходы на замеры, измерительную технику, потери от остающихся ошибок и неточностей;
- расходы по спецификации и защите прав собственности – расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;
- расходы оппортунистического поведения.
На производственных предприятиях учёт расходов можно организовать различными методами в зависимости от способа: оценки расходов, характера производственного процесса, полноты включения расходов в себестоимость продукции[9, стр. 111].
В зависимости от способа оценки расходов выделяют методы их учёта по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.
При использовании метода учёта расходов по фактической себестоимости величина фактических расходов отчётного периода определяется по формуле:
Рф = Кф х Ц ф, (1.1)
где Р ф – фактические расходы;
К ф – фактическое количество использованных ресурсов;
Ц Ф – фактическая цена использованных ресурсов.
Достоинство этого метода состоит в простоте расчётов. К недостаткам можно отнести:
- отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
- невозможность определения и анализа мест, виновников и причин отклонений;
- проведение расчёта расходов только в конце отчётного периода[39].
Нормативный метод учёта расходов по сравнению с предыдущим методом позволяет оценить не только то, какими были расходы, но и то, какими они должны быть.
Нормативный метод
основан на составлении нормативной
калькуляции по действующим на начало
календарного периода нормам и последующем
выявлении в течение производст
Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат.
При нормативном методе учёт расходов ведётся в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях важна для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.
При этом методе
фактическая себестоимость
Сф = Сн ± Он , (1.2)
где С ф – фактическая себестоимость продукции;
С н – нормативная себестоимость продукции;
О н – отклонение фактической себестоимости продукции от её нормативной себестоимости.
Под нормативным понимают текущие (действующие) нормы расходов с поправками на изменение технологии и т.п. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и по ценам одновременно.
При использовании нормативов только по количеству применяется формула:
Р = Ц ф х (Кн ± О к), (1.3)
где Ок – отклонение фактических расходов от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.
При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется формула:
Р = (Ц н ± О ц) х К Ф , (1.4)
где Оц – отклонение фактических расходов от норматива, вызванное изменением цен.
При использовании нормативов и по количеству, и по ценам использованных ресурсов применяется формула:
Р = (Ц н ± О ц) х (Кн ± О к), (1.5)
Основные достоинства этого метода:
- возможность
контроля над расходами путём
составления нормативных
- возможность
контроля расходов путём
- возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических расходов от нормативных;
- возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчётного периода и др.
К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоёмкости учётно-вычислительных работ и необходимость организации учета, как в пределах норм расходов, так и по отклонениям от них[9, стр. 188].
При использовании метода учёта расходов по плановой себестоимости за основу берутся допустимые расходы на продукцию и единицу изделия, исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других расходов, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые расходы основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки и др.
В практической деятельности в качестве плановых норм расходов можно использовать идеальные и достижимые стандарты.
Идеальные стандарты показывают, какими должны быть расходы предприятия в оптимальных условиях. Эта цель, на которую должна ориентироваться вся политика управления расходами на предприятии.
Достижимые стандарты устанавливаются с учётом реальных условий функционирования предприятий: качества применяемых ресурсов, процента отходов, брака и т.д. Такие стандарты позволяют более реально оценить будущие расходы предприятия, но они не могут стимулировать их снижение[10, стр. 125].
Стандарты устанавливаются на все виды расходов. Форма расходов аналогична формуле, используемой в учёте по нормативной себестоимости:
Р = (Ц п ± О ц) х (К n ± О к), (1.6)
где n- индекс планового значения соответствующих величин.
Метод учёта расходов по плановой себестоимости сохраняет все положительные черты нормативного метода, но по сравнению с ним обладает дополнительным преимуществом: более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает точности прогнозов и эффективности контроля.
Попередельный (попроцессный) метод учёта применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах. Переделом, называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением законченного готового продукта.
Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляется учёт расходов и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисления себестоимости незавершённого производства или её оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях. Прямые учитываются по каждому переделу, а косвенные - по цеху, производству, предприятию в целом, с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.
Попередельный
метод применяется при
Существуют
два варианта попередельного метода
учёта расходов: полуфабрикатный
и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном
варианте продукция каждого предыдущего
передела является полуфабрикатом для
последующих переделов или
Позаказной
метод учёта расходов можно применять
в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-
экспериментальных