Управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение материала о затратах на производстве, управление ими, разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию управления затратами на предприятии.
Для выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить управление системой расходов на предприятии;
2) рассмотреть содержание управления затратами СПК «Искра»;

Файлы: 1 файл

УПР УЧЕТ КУРСОВАЯ.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

При этом методе расходы цехов учитываются по отдельным заказам и статьям  калькуляции, а расходы сырья, материалов, топлива, энергии - по отдельным группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номера (шифров) заказов. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путём деления суммы расходов по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий.

Прямые расходы  учитываются в разрезе цехов  и заказов на основании первичных  документов. Косвенные расходы включаются в себестоимость заказов путём  распределения пропорционально  принятой на предприятии базе распределения.

Позаказной  метод может применяться в  швейном производстве, в судостроении и т.д.[6, стр. 152].

В большинстве  случаев в практической деятельности организаций и предприятий используют гибридные (смешанные) методы, сочетающие элементы как поперечного, так и позаказного метода. Гибридные методы распространены в серийном и поточном производствах (кондитерском, швейном и т.д.). Наиболее перспективный гибридный метод – пооперационный; при его использовании основным объектом учёта расходов является операция.

Расходы на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально  средней величине добавленных расходов. Расходы на основные материалы относят  на определённый вид продукции аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного метода состоит в « привязке» калькуляции к технологическому процессу. В западных странах данный метод известен как «АВС-метод»[13, стр. 101].

В зависимости  от полноты включения расходов в  себестоимость продукции они  учитываются в разрезе полной или сокращённой себестоимости.

При методе учёта  расходов по полной себестоимости в  неё включаются все издержки предприятия, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Расходы, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, сначала распределяют по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др.

Этот метод  позволяет получить представление  обо всех расходах, которые несёт  предприятие в связи с производством  и реализацией одного изделия.

Этот метод  широко распространён и соответствует  как сложившимся в России традициям, так, и требованиям нормативных актов по финансовому учёту и налогообложению. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объёма выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же сокращается , то себестоимость растёт[10, стр. 132].

В современных  условиях хозяйствования преимущество надо отдать методу учёта расходов по сокращённой себестоимости - маржинальному методу учёта, в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть – переменные расходы (цеховую производственную себестоимость). Разница между выручкой от реализации продукции и переменными расходами представляет собой маржинальный доход – часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных расходов и образование прибыли. При этом постоянные расходы в себестоимость продукции не включают и не относят на уменьшение прибыли того периода, когда такие расходы возникли.

Маржинальный  доход играет весьма важную активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности и всего производства, и отдельных изделий.

Следовательно, чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных расходов, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление расходов на постоянные и переменные играет важную роль для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Главное преимущество этого метода - в разделении постоянных и переменных расходов. Это позволяет  решить важнейшие задачи управления расходами, а именно:

- определить  нижнюю границу цены продукции  или заказа;

- провести сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;

- определить  оптимальную программу выпуска  и реализации продукции;

- выбрать между  собственным производством продукции  или услуг и их закупкой  на стороне;

- выбрать оптимальную  с экономической точки зрения технологию производства;

- определить  точку безубыточности и запас  прочности предприятия.

Однако этот метод имеет и недостатки:

- отсутствует  расчёт полной себестоимости  продукции, необходимый согласно  законодательству;

- себестоимость  запасов незавершённой и готовой продукции оказывается заниженной;

- возникают  сложности разделения постоянных  и переменных расходов, которые  во многом зависят от длительности  рассматриваемого периода и анализируемого диапазона объёмов выпуска[7, стр. 161].

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы, являясь важнейшим объектом управленческого процесса организации, требуют всестороннего изучения. Одним из аспектов исследования является их классификация, то есть разделение на группы по определенному признаку. Зная виды расходов, организации легче их планировать и расходовать.

 

 

    1. Цели, задачи и оценка эффективности управления затратами

 

 

В современных  условиях система управления затратами  через свои функции выступает  в качестве основного информационного  фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

В современных  условиях основная цель создания системы  управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты — объем производства — прибыль[13, стр. 137].

Задачи системы  управления затратами:

- выявление  роли управления затратами как  фактора повышения экономических  результатов деятельности.

- определение  затрат по основным бизнес-функциям  и производственным подразделениям  предприятия.

- расчет необходимой величины  затрат на единицу продукции,  работ, услуг.

- подготовка информационной  нормативной базы в области  затрат для принятия хозяйственных решений.

- выбор системы управления  затратами, соответствующей условиям  работы предприятия.

Функции системы управления затратами:

- прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных  затрат, калькулирование себестоимости,  планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.

- контроль и анализ  затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет  расходов, динамики показателей.

- формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.

- выявление резервов снижения  затрат на всех этапах производственного  процесса и во всех производственных подразделениях предприятия[39, стр. 119].

Если говорить о другой стороне управления, а именно, об институциональных аспектах в управлении затратами, то основной вопрос здесь  заключается в следующем: создавать  ли самостоятельную службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры хозяйствующего субъекта или наделять дополнительными полномочиями в области управления затратами уже существующих менеджеров. 
Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых), и субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов и т. п.).

Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы[9, стр. 74].

Основные бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием  продукта или услуги, их продажей и  доставкой потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание.

Оценка управления затратами строится на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – это затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы – это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы  в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню[14, стр. 154].

Для обеспечения действенности  системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны  субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами.

Неконтролируемые затраты  – это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления.

Производственная  деятельность объединяет в своем  составе несколько сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов изделий, разработку новых технологий. Непосредственно  основное производство состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов. Учет должен предусматривать взаимосвязь затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за расходование соответствующих ресурсов[23, стр. 185].

Таким образом, вспомогательные бизнес-процессы напрямую не добавляют ценности продукту или  услуге, но увеличивают его стоимость. К вспомогательным можно отнести бизнес-процессы маркетинга, складирования, обслуживания оборудования, информационного обеспечения, административно-хозяйственного обеспечения

Исходя из изложенного  в первой главе следует, что расходы являются одним из важнейших элементов построения управления организацией, являясь важнейшим объектом управленческого процесса организации, требуют всестороннего изучения т.к. зная виды расходов, организации легче их планировать и расходовать.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТАРТАМИ

СПК «ИСКРА»

 

 

2.1 Краткая  организационно-экономическая   характеристика финансово-хозяйственной деятельности СПК «Искра»

 

 

СПК «Искра»  расположено на территории Прибайкальского района. Прибайкальский район Республики Бурятия граничит с Кабанским и Баргузинским районами.

СПК «Искра»  зарегистрировано на основании постановления  главы администрации Прибайкальского района № 385 от 26.03.2002г. В 2002 г. колхоз «Искра» реорганизован в СПК «Искра» на собрании собственников без организации аукциона имущества, при этом вновь созданное общество выступило правопреемником всех активов и обязательств одноименного колхоза. На территории кооператива 3 деревни: Нестерово, Батурино и Гурулево.

В настоящее  время площадь с/х угодий составляет 3059га, из них пашни – 2546, сенокосов – 844, пастбищ–627га.

Таблица 2.1

Поголовье сельскохозяйственных животных

Поголовье

Количество

1

2

Крупный рогатый  скот, всего

1397

- коровы

390

из них:

 

коровы молочного  направления

300

быки-производители

3

нетели

182


 

Окончание таблицы 2.1

телки старше 2-х лет

241

Лошади всего:

62

из них:

 

жеребцы-производители

1

конематки 3-х  лет и старше

8


 

Основной сферой деятельности является производство, переработка, хранение и реализация с/х продукции. Кроме  того, зарегистрированы следующие виды деятельности: производство и сбыт товаров народного потребления и производственно–технического назначения, закупка с/х продукции, сырья и материалов, транспортировка грузов.

Информация о работе Управление затратами