Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:44, контрольная работа
В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1. устойчивое положение организации на рынках;
2. признание организации субъектами рынка и общественностью;
3. своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
Введение 3
1. СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА 6
1.1. Понятие внутреннего контроля и аудита 6
1.2. Цель внутреннего аудита 9
1.3. Задачи внутреннего аудита 10
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА 13
3. ОБЯЗАННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТОРА 16
4. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ 17
5. ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 18
5.1. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству 18
5.2. Принятие мер к устранению выявленных аудитором недостатков и нарушений 21
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАМАЗ» 24
Заключение 31
Список литературы 34
Приведенный перечень задач, стоящих перед внутренним аудитором, может меняться в зависимости от возникающей необходимости в процессе управления. В то же время его разнообразие подтверждает многофункциональные возможности внутреннего аудита.
Задачей внутреннего аудита на современном этапе его развития является обеспечение процесса управления экономическим субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а также оперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений.
Так как цель и задачи какой-либо деятельности характеризуют главным образом лишь его основную деятельность, то для более глубокого понимания сущности этой деятельность важно определить основополагающие принципы, на которых она базируется.
Теоретические исследования ученых и практический опыт аудиторов стран с развитой рыночной экономикой в области выработки и применения основополагающих фундаментальных принципов аудита определяют их как этические правила, нормы или принципы, соблюдение которых позволяет повысить степень доверия к результатам аудиторской деятельности заинтересованных в ней пользователей.
К этим принципам относят: независимость, честность, объективность, конфиденциальность, профессиональную компетентность, профессиональное поведение.
На начальной стадии становления
национального российского
Основополагающим принципом, на котором строится аудиторская деятельность, является принцип независимости. В традиционном понимании данный принцип предполагает обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения как какой-либо заинтересованности в делах экономического субъекта, так и зависимость от системы управления этого субъекта. Однако внутренний аудит, являющийся элементом системы внутреннего контроля, не может претендовать на вышеуказанную независимость и, как следствие, его независимость носит относительно ограниченный характер.
Служба внутреннего аудита должна быть независима от организационной структуры, чью деятельность она аудирует. При этом важно не допускать вмешательства любых лиц в определение объема аудита, в проведение аудиторских проверок, а также формирование выводов и отчетных форм.
Необходимо исключить
Важным условием, способствующим повышению уровня независимости внутреннего аудита, является исключение из его функций ответственности за организацию и проведение тех или иных корректировок управленческих решений, которые возможны после выявления тех или иных отклонений.
Принцип честности представляет собой, не честность в обычном понимании этого слова, а, скорее, соблюдение внутренним аудитором его профессионального долга и общих норм морали, а также истинности в выражении своих суждений. Соблюдение данного принципа предопределяет доверие окружающей среды к деятельности всей службы внутреннего аудита.
Следующим принципом, который тесно взаимосвязан с принципами независимости и честности, является принцип объективности, который требует от службы внутреннего аудита беспристрастного и свободного от личных интересов и конфликтов сторон подхода к проведению аудирования любого направления деятельности экономического субъекта. По данному принципу внутренний аудитор не должен умышленно искажать существующие факты и формировать свое мнение, учитывая мнение других лиц.
Принцип добросовестности предполагает обязательность проведения внутреннего аудита, основываясь на ответственном отношении аудитора к своим профессиональным обязанностям и выполнении своих функций с определенной должной тщательностью, внимательностью и оперативностью. В то же время данный принцип не может гарантировать абсолютной точности результатов аудирования, он лишь уменьшает степень информационного риска, под которым понимается риск того, что любая информация, подвергаемая аудиту, несет в себе некоторую неопределенность, то есть ряд искажений, возникающих вследствие тех или иных объективных и субъективных факторов.
Внутренний аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности как при хранении им архива рабочих документов, так и при взаимоотношениях со штатными сотрудниками экономического субъекта и внешней окружающей среды.
Принцип профессиональной компетентности предполагает выполнение внутренними аудиторами своих заданий на должном профессиональном уровне. При этом сама структура внутреннего аудита должна обладать в своей совокупности знаниями и навыками, необходимыми для осуществления своей роли в системе управления экономического субъекта.
Данный принцип предполагает необходимость постоянного повышения профессионализма всех сотрудников службы, что обусловлено постоянным изменением условий финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, а также нормативно-правовой базы, являющейся основой функционирования внутреннего аудита.
И наконец, последним из фундаментальных принципов аудита в целом и внутреннего аудита в частности является принцип профессионального поведения.
Несмотря на то, что система управления
экономическим субъектом
Любой аудитор, в том числе и
внутренний, должен соблюдать приоритет
интересов той социально-
Внутренний аудитор обязан на всех этапах своей деятельности, решая те или иные поставленные перед ним задачи, исходить из известной позиции профессионального скептицизма, понимая, что существует вероятность того, что вся информация, получаемая им из различных источников, может нести некоторый уровень недостоверности.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ
Так каким же должен быть специалист по аудиту?
Непременным условием является знание
принципов организации и
5. ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
5.1. Порядок
составления отчета
По результатам аудиторской проверки составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы – аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.
Результаты проверки независимо от названия документа подписываются руководителем структурного подразделения и бухгалтером, обслуживающим подразделение. К документу дополнительно прилагаются промежуточные аудиторские справки специалистов, принимавших участие в комплексной документальной проверке.
Отчет службы внутреннего аудита должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив. В письменной информации должны содержаться: состав группы внутреннего аудита, реквизиты проверяемого подразделения, перечень должностных ли ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, период времени к которому относится документация проверенная в ходе внутреннего аудита, сведения о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность, рекомендации по улучшению налогового планирования с целью оптимизации налогообложения.
При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет, который по структуре в основном повторяет письменную информацию.
Помимо этого отчет должен содержать раздел посвященный анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке её финансового состояния на будущее.
Отчет составляется в трех экземплярах (первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и подписывается руководителем службы внутреннего аудита, при этом все экземпляры являются первыми.
В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.
Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение проверки, фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.
Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.
Итоговая часть аудиторского
документа содержит оценку аудитора
производственно-финансовой деятельности
подразделения и ведения
При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверки и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются также объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.