Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:08, лекция
БУ возник в глубокой древности, его возникновение и развитие обусловлено развитием материального производства. Археологи и историки установили, что письменный учет существовал в 13 в. до н. э. у египтян, в 5-3 до н. э. У финикийцев и персов. Особенно развитым он был в Древнем Риме. С развитием человеческого общества изменились способы учета и техника отражения явлений материального производства. В первобытно-общинном строе объектом учета являлись запасы орудий и предметы труда, продукты труда и несложные хозяйственные операции. Примитивное производство и обуславливало применение техники учета.
1. Краткий исторический очерк возникновения и развития БУ
2. Специфика БУ в России
3. БУ в условиях перехода к рыночной экономике
4. Общие принципы и правила ведения БУ в России
Министерство финансов, федеральные органы исполнительной власти
4 уровень: организационный (учетная политика организации: приказы , распоряжения)
Руководство предприятия
Существует 3 группы пользователей:
1. Те, кто управляет предприятием
– руководство, менеджеры (
2. Те, кто находится вне предприятия и имеет прямой финансовый интерес – акционеры, инвесторы, как настоящие так и потенциальные (внешние пользователи). Они вкладывают деньги, их интересует информация о прибыльности , ликвидности и за это они получают прибыль (дивиденды).
3. Лица, группа лиц , которые проявляют не прямой финансовый интерес – общественные организации, общество потребителей. Их интересует все аспекты деятельности предприятия. В качестве компенсации эти пользователи получают штрафы.
3 лекция
Принципы ведения БУ можно разделить на правила, требования и допущения.
Правила ведения БУ:
1. БУ имущества,
обязательств и хозяйственных
операций осуществляется
2. Основанием для записей в учетных регистрах являются данные первичных документов
3. Имущества, обязательства и хозяйственные операции отражаются в БУ в денежной форме (в руб.)
4. Обязательность
проведения инвентаризации
5. Обязательность разработки учетной политики
6. Раздельное ведение текущих и капитальных затрат
1. Полнота учета (каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована)
2. Осмотрительность, консерватизм, осторожность
3. Приоритетосодержание
над формой (отражение в БУ
фактов хозяйственной
4. Непротиворечивость (данные аналитического учета не должны противоречить данным синтетического учета)
5. Рациональность
(экономичное и рациональное
1. Имущественная обособленность предприятия (в БУ отражается имущество, принадлежащее данному предприятию)
2. Непрерывность
деятельности предприятия (
3. Последовательность, преемственность применения учетной политики (не должна меняться в течении года, она должна последовательно применяться)
4. Временная
определенность фактов
1) Предмет БУ
1а) Объекты БУ
2) Метод БУ
1)
Предмет БУ – совокупность объектов БУ.
Объекты БУ можно разделить на 2 группы:
а)
объекты, обеспечивающие
б)
объекты, составляющие
а) хозяйственные средства
Хозяйственные средства как
Имущества (основные средства – часть имущества, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течении периода более 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он более 12 мес.) В настоящее время к основным средствам относится: здания, сооружения, машины, передающие устройства, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, инструменты и инвентарь, срок службы которых более 12 мес. Или стоимость более 100 МРОТ, для бюджетных организаций - 50 МРОТ, земельные участки, объекты природопользования, находящиеся в пользовании предприятия.
Имущества: нематериальные активы – хозяйственные средства, не имеющие материальной субстанции и использующиеся в течении длительного времени для получения прибыли предприятия . К ним относятся: стоимость прав пользования водой, землей, другими природными ресурсами, зданиями, оборудованием, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, торговые марки), организационные расходы по созданию предприятия.
Имущества: материально- производственные запасы(МПЗ). МПЗ - сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, готовая продукция, товары, тара, инструмент, стоимость которого менее 100 МРОТ, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Имущества: долгосрочные финансовые вложения. Затраты предприятия по приобретению ценных бумаг с намерением держать их более 12 месяцев для получения прибыли, вклады фирмы в уставный капитал других предприятий с целью получения прибыли, затраты предприятия на приобретение объектов, основных средств или нематериальных активов.
Имущества: денежные средства предприятия : наличные денежные средства в кассе предприятия, на расчетном счете (РС), на валютном и специальных счетах.
Оборотных и внеоборотных активов представляющих собой имущество предприятия и являющиеся объектами БУ имеют 3 основных различия:
- внеоборотные активы не
- внеоборотные активы участвуют
во многих производственных
- свою стоимость на вновь
б) источники хозяйственных средств – объекты, которые нужны для организации и нормального функционирования предприятия
Источники: собственные и заемные источники.
Собственные источники: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал (созданный в соответствии с законодательством путем отчисления от чистой прибыли), фонды накопления, прибыль
Заемные источники (средства): долгосрочные обязательства – более 12 месяцев (кредиты, займы, ссуды), краткосрочные обязательства – менее 12 месяцев (задолженность перед партнерами)
4 лекция
1а)
Объекты, составляющие хозяйственную
деятельность предприятия
1. - процессы снабжения
- производство
- реализация
2. финансовый результат(прибыль или убыток)
2)
Метод БУ
- совокупность приемов и способов отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Элементы методов БУ:
1) документирование
2) оценка
3) калькуляция
4) инвентаризация
5) счета
6) двойная запись
7) баланс
8) отчетность
Использование каждого из
1) документирование
- способ
первой регистрации
Документ – оформленное в установленном порядке свидетельство о совершении хозяйственной операции. Оформляется по установленной форме и должно иметь все необходимые реквизиты (Закон о БУ, статья №9)
Реквизиты – наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Документы классифицируются по:
1. по назначению:
а) распорядительные (приказ, распоряжение, чек)
б) исполнительные (удостоверяют факт совершения хозяйственной операции)
в) комбинированные - расходный кассовый ордер (сочетают признаки распоряжения и исполнения)
г) документы бухгалтерского оформления
2. по месту составления документов:
а) внутренние (на предприятии)
б) внешние – счет, предъявленный фирме (поступают извне)
3. по качественным признакам:
а) полноценные (те, которые составляются
со всеми требованиями по
б) неполноценные
4. в зависимости от обобщающей информации в документах:
а) разовые
б) накопительные
5. по степени механизации:
а) заполненные вручную
б) заполненные
в) заполненные частично
6. в зависимости
от полноты, содержащей
а) отражающие все данные об объекте учета
б) содержащие только
На каждом предприятии должен
быть разработан план
Документы для этого элемента методов БУ:
1. Закон о БУ
2. Положение о документах и документообороте в БУ (приказ Министерства финансов СССР от 29.07.89 г. № 105)
3. Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 г. № 34н
2) оценка
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в БУ и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Оценка осуществляется путем
суммирования фактических
3) калькуляция
- исчисление
себестоимости единицы
Существуют методы калькуляции:
а) нормативный
б) позаказный
в) попередельный (
Собираются
затраты на производство
4) инвентаризация
1. Статья 12 закона о БУ
2. Приказ Министерства финансов от 13.06.1995 г. №49
Положение об инвентаризации
«Методические указания по
финансовых результатов»
Для обеспечения достоверности данных БУ и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация проводится на
основании приказа
Обязательно проведение инвентаризации при:
- передаче имущества в аренду
- продаже, выкупе
- приватизации
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
- при смене материально-
- при фактах хищения, недостач, злоупотребления
- в случае стихийного бедствия, пожара
- при реорганизации, ликвидации предприятия
- других случаях,
По результатам инвентаризации должен быть составлен акт. Выявленные при инвентаризации отклонения должны быть отражены на счетах БУ в следующем порядке:
1. излишек имущества приходуется
и соответствующая сумма
2. недостача имущества и его
порча в пределах норм
5) счета
Каждая хозяйственная операция
исходя из ее экономического
содержания обязательно
сч. (счет)51 (расчетный счет)↓ - сч.50(касса)↑ -перевели деньги с р/с в кассу
Т-счет
Он должен |
Он верит |
Дебит |
Кредит |
Информация о работе Возникновение и развитие бухгалтерского учета