Возникновение и развитие бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:08, лекция

Описание работы

БУ возник в глубокой древности, его возникновение и развитие обусловлено развитием материального производства. Археологи и историки установили, что письменный учет существовал в 13 в. до н. э. у египтян, в 5-3 до н. э. У финикийцев и персов. Особенно развитым он был в Древнем Риме. С развитием человеческого общества изменились способы учета и техника отражения явлений материального производства. В первобытно-общинном строе объектом учета являлись запасы орудий и предметы труда, продукты труда и несложные хозяйственные операции. Примитивное производство и обуславливало применение техники учета.

Содержание работы

1. Краткий исторический очерк возникновения и развития БУ
2. Специфика БУ в России
3. БУ в условиях перехода к рыночной экономике
4. Общие принципы и правила ведения БУ в России

Файлы: 1 файл

Бухучет (Лекции) - Лекции по БУ1.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

                        Министерство финансов, федеральные органы исполнительной власти

         4 уровень: организационный (учетная политика организации: приказы , распоряжения)

                         Руководство предприятия 

 

Пользователи бухгалтерской  информацией 

            

           Существует 3 группы пользователей:

        1. Те, кто управляет предприятием  – руководство, менеджеры (внутренние  пользователи). Они вкладывают свой  труд, знания, их интересует вся  финансовая отчетность. Компенсация  им за это – зарплата.

        2. Те, кто находится вне предприятия и имеет прямой финансовый интерес – акционеры, инвесторы, как настоящие так и потенциальные (внешние пользователи). Они вкладывают деньги, их интересует информация о прибыльности , ликвидности и за это они получают прибыль (дивиденды).

        3. Лица, группа лиц , которые проявляют не прямой финансовый интерес – общественные организации, общество потребителей. Их интересует все аспекты деятельности предприятия. В качестве компенсации эти пользователи получают штрафы.

              

 

 

3 лекция

Принципы ведения БУ

 

Принципы ведения БУ можно разделить на правила, требования и допущения.

 

Правила ведения  БУ:

     1. БУ имущества,  обязательств и хозяйственных  операций осуществляется способом 2-ой записи в соответствии  с Планом счетов БУ

    2. Основанием для записей в учетных регистрах являются данные первичных документов

     3. Имущества,  обязательства и хозяйственные  операции отражаются в БУ в  денежной форме (в руб.)

     4. Обязательность  проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств ее результатов в БУ

     5. Обязательность  разработки учетной политики

     6. Раздельное  ведение текущих и капитальных  затрат

Требования к ведению  БУ

     1. Полнота учета (каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована)

     2. Осмотрительность, консерватизм, осторожность

     3. Приоритетосодержание  над формой (отражение в БУ  фактов хозяйственной деятельности  исходя не только из правовой  формы, но  и из экономического  содержания фактов и условий  хозяйствования)

     4. Непротиворечивость (данные аналитического учета не должны противоречить данным синтетического учета)

     5. Рациональность (экономичное и рациональное ведение  БУ на предприятии)

Допущения по ведению  БУ

      1. Имущественная обособленность предприятия (в БУ отражается имущество, принадлежащее данному предприятию)

      2. Непрерывность  деятельности предприятия (предприятие  не предполагает сворачивать  объемы производства и продолжает  строить свои планы из перспектив  на будущее)

      3. Последовательность, преемственность применения учетной политики (не должна меняться в течении года, она должна последовательно применяться)

      4. Временная  определенность фактов хозяйственной  деятельности (хозяйственные операции  фиксируются в БУ тогда, когда  они возникают и отражаются в бухгалтерской отчетности тех периодов, к которым они относятся)

Предмет и метод БУ

       1)  Предмет БУ

       1а) Объекты БУ

       2) Метод БУ

 

1)

          Предмет БУ – совокупность объектов БУ.

          Объекты БУ можно разделить  на 2 группы:

       а)  объекты, обеспечивающие хозяйственную  деятельность предприятия 

       б)  объекты, составляющие хозяйственную  деятельность предприятия 

 

 

  а) хозяйственные средства

           Хозяйственные средства как объекты  БУ состоят из:

         Имущества (основные средства – часть имущества, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течении периода более 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он более 12 мес.) В настоящее время к основным средствам относится: здания, сооружения, машины, передающие устройства, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, инструменты и инвентарь, срок службы которых более 12 мес. Или стоимость более 100 МРОТ, для бюджетных организаций -  50 МРОТ, земельные участки, объекты природопользования, находящиеся в пользовании предприятия.

          Имущества: нематериальные активы – хозяйственные средства, не имеющие материальной субстанции и использующиеся в течении длительного времени для получения прибыли предприятия . К ним относятся: стоимость прав пользования водой, землей, другими природными ресурсами, зданиями, оборудованием, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, торговые марки), организационные расходы по созданию предприятия.

          Имущества: материально- производственные запасы(МПЗ). МПЗ - сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, готовая продукция, товары, тара, инструмент, стоимость которого менее 100 МРОТ, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

          Имущества: долгосрочные финансовые вложения. Затраты предприятия по приобретению ценных бумаг с намерением держать их более 12 месяцев для получения прибыли, вклады фирмы в уставный капитал других предприятий с целью получения прибыли, затраты предприятия на приобретение объектов, основных средств или нематериальных активов.

           Имущества: денежные средства предприятия : наличные денежные средства в кассе предприятия, на расчетном счете (РС), на валютном и специальных счетах.

          Оборотных и внеоборотных активов представляющих собой имущество предприятия и являющиеся объектами БУ имеют 3 основных различия:

            - внеоборотные активы не изменяют  свою натуральную форму в процессе  производства (здания, машины и т.  д.)

            - внеоборотные активы участвуют  во многих производственных циклах, не потребляются в одном производственном цикле

            - свою стоимость на вновь созданный  продукт переносят по частям  через амортизацию

 

  б) источники хозяйственных средств – объекты, которые нужны для организации и нормального функционирования предприятия

           Источники: собственные и заемные источники.

               Собственные источники: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал (созданный в соответствии с законодательством путем отчисления от чистой прибыли), фонды накопления, прибыль

                Заемные источники (средства): долгосрочные обязательства – более 12 месяцев (кредиты, займы, ссуды), краткосрочные обязательства – менее 12 месяцев (задолженность перед партнерами)

 

 

 

 

 

4 лекция 

 

1а)

Объекты, составляющие хозяйственную 

деятельность  предприятия

            

           1.  - процессы снабжения

                 - производство

                 - реализация

            2. финансовый результат(прибыль  или убыток)

 

2)

Метод БУ

        - совокупность приемов и способов отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

       Элементы методов БУ:

   1) документирование

   2) оценка

   3) калькуляция

   4) инвентаризация

   5) счета

   6) двойная  запись

   7) баланс

   8) отчетность

 

           Использование каждого из элементов  регламентируется нормативными документами РФ.

     1) документирование

    -  способ  первой регистрации хозяйственной  операции , который осуществляется  на основе правильного оформления  документов.

           Документ – оформленное в установленном порядке свидетельство о совершении хозяйственной операции. Оформляется по установленной форме и должно иметь все необходимые реквизиты (Закон о БУ, статья №9)

            Реквизиты – наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

 

                Документы классифицируются по:

      1. по  назначению:

         а) распорядительные (приказ, распоряжение, чек)

         б) исполнительные (удостоверяют  факт совершения хозяйственной  операции)

         в) комбинированные - расходный кассовый ордер (сочетают признаки распоряжения и исполнения)

         г)  документы бухгалтерского  оформления

      2. по  месту составления документов:

         а) внутренние (на предприятии)

         б) внешние – счет, предъявленный  фирме (поступают извне)

      3. по  качественным признакам:

         а) полноценные (те, которые составляются  со всеми требованиями по заполнению)

         б) неполноценные

      4. в зависимости  от обобщающей информации в  документах:

         а) разовые

         б) накопительные

      5. по  степени механизации:

         а) заполненные вручную

         б) заполненные механизированным  способом

         в) заполненные частично механическим  способом 

      6. в зависимости  от полноты, содержащей информации:

         а) отражающие все данные об объекте учета

         б) содержащие только постоянные  признаки

 

            На каждом предприятии должен  быть разработан план документооборота, номенклатура дел (1. Закон о  БУ, 2. Журнал БУ №16 2000 г.)

 

            Документы для этого элемента методов БУ:

   1.  Закон о  БУ

   2.  Положение о документах  и документообороте в БУ (приказ  Министерства финансов СССР от 29.07.89 г. № 105)

   3.   Положение по ведению  БУ и бухгалтерской отчетности  в РФ от 29.07.98 г.  № 34н

 

    2) оценка

 

            Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в БУ и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

            Оценка осуществляется путем  суммирования фактических затрат  при приобретении имущества, создании на собственном предприятии или безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости.

 

    3) калькуляция

 

           - исчисление  себестоимости единицы отдельного  вида продукции, работ или всей  товарной продукции. Различают  плановую, сметную, нормативную,  отчетную или фактическую калькуляцию.

             Существуют методы калькуляции:

            а) нормативный

            б) позаказный

            в) попередельный (попроцессный)

           Собираются  затраты на производство продукции  и их суммируют.

 

    4) инвентаризация

 

           1. Статья 12 закона о БУ

           2. Приказ Министерства финансов  от 13.06.1995 г. №49

                    Положение об инвентаризации  «Методические указания по инвентаризации  имущества и          

           финансовых результатов»                       

              Для обеспечения достоверности  данных БУ и бухгалтерской  отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

              Инвентаризация проводится на  основании приказа руководителя. Порядок и сроки инвентаризации  определяются руководителем за  исключением случаев, когда проведение  инвентаризации обязательно.

               Обязательно проведение инвентаризации при:

             - передаче имущества в аренду

             - продаже, выкупе

             - приватизации

             - перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности 

            - при смене материально-ответственных  лиц

            - при фактах хищения, недостач, злоупотребления

            - в случае стихийного бедствия, пожара

            - при реорганизации, ликвидации  предприятия

            - других случаях, предусмотренных  законом

 

             По результатам инвентаризации должен быть составлен акт. Выявленные при инвентаризации отклонения должны быть отражены на счетах БУ в следующем порядке:

             1. излишек имущества приходуется  и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты предприятия,  у бюджетных организаций на увеличение финансирования

             2. недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной  убыли относится на издержки  производства или обращения, а  сверх норм на счет виновных  лиц. Если виновник не обнаружен  или суд отказал во взыскании убытков с него, то убытки списываются на финансовые результаты организации, у бюджетных организаций на снижение финансирования.

 

    5) счета

 

           Каждая хозяйственная операция  исходя из ее экономического  содержания обязательно затрагивает 2 объекта учета – т. е. 2 счета, т. к. она имеет 2-ой характер

           сч. (счет)51 (расчетный счет)↓ - сч.50(касса)↑  -перевели деньги с р/с в  кассу

 

                  Т-счет      

Он должен

Он верит

   
   
   

Дебит

Кредит

Информация о работе Возникновение и развитие бухгалтерского учета