Возникновение и развитие бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:08, лекция

Описание работы

БУ возник в глубокой древности, его возникновение и развитие обусловлено развитием материального производства. Археологи и историки установили, что письменный учет существовал в 13 в. до н. э. у египтян, в 5-3 до н. э. У финикийцев и персов. Особенно развитым он был в Древнем Риме. С развитием человеческого общества изменились способы учета и техника отражения явлений материального производства. В первобытно-общинном строе объектом учета являлись запасы орудий и предметы труда, продукты труда и несложные хозяйственные операции. Примитивное производство и обуславливало применение техники учета.

Содержание работы

1. Краткий исторический очерк возникновения и развития БУ
2. Специфика БУ в России
3. БУ в условиях перехода к рыночной экономике
4. Общие принципы и правила ведения БУ в России

Файлы: 1 файл

Бухучет (Лекции) - Лекции по БУ1.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

      2 группа: - счета для получения показателей имущества по источникам их образования:

        а) счета собственных источников  формирования имущества: капитал,  фонды, резервы(82,85,86,87,88,89)

            - бюджетное финансирование и  получение средств в порядке дарения (96,97)

            - прибыль, убытки (80)

       б)  счета заемных источников формирования  имущества:

            - кредиты и займы (90,92,93,94)

            - прочая кредиторская задолженность  (60,62,64,76)

            - расчеты с бюджетом и другими учредителями (65,67,68,69)

            - домовые обязательства перед  работниками предприятия (70)

     3 группа: - счета для получения показателей по хозяйственным операциям в сферах производства, снабжения, реализации:

                       - процесс заготовления (10,11,12,15)

                       - процесс производства (20,21,23,25,26,28,31,44)

                       - процесс реализации (37,40,41,46,47,48)

                       - финансовые результаты (80,88)

             Т. о., при группировке счетов по экономическому содержанию определяется то, что учитывается на счетах объектами учета.

2.

            Построение счетов и порядок  учета хозяйственных операций  на них отражает классификация  счетов по их структуре (структуру  построения счета характеризует оборот по дебиту(кредиту) и сальдо по счету). На структуру счета влияет не только его экономическое содержание, но и назначение счета в учете.

 

     1 группа: основные средства. Применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу, размещению и по источникам их образования. Основными называются потому, что объекты , которые на них учитываются служат основой хозяйственной деятельности предприятия.

          Эти  счета делятся на 3 группы:

               1) основные активные счета (инвентарные):

                    (01,04,07,08,10,12,40,41,50,51,71)

               2) основные пассивные счета (фондовые):

                    (85,86,97,88,90,92,93,94,95)

               3) основные активно-пассивные счета  (расчетные):

                    (65,66,68,69,70,76)

 

      2 группа: регулирующие счета, предназначенные для уточнения оценки объектов, учитываемых на основных счетах.

          Существует 3 группы этих счетов:

               1) контрарные счета:

                    - контрактивные:

                       (счет 02 к 01, 05(04), 13(12))

                    - контрпассивные:

                       (81(80))

               2) дополнительные счета: 

                    - дополнительные активные:

                      (сч. 16 к 10, сч. 43 к 46)

                    - дополнительные пассивные: 

                      (сч. 82 к 80, сч. 83 к 80)

               3) контрарнодополнительные: 

                      (37, 40)

 

      3 группа: распределительные счета.

             Существует 2 группы этих счетов:

                    - собирательно-распределительные: 

                      (25,26,43)

                    - бюджетно-распределительные

                      (31,83,89)

 

      4 группа: калькуляционные, здесь собираются все расчеты

                      (08,20,21,23,29,30,44)

 

      5 группа: сопоставляющие, здесь осуществляется учет 2 оценок: по дебиту – затраты

                      (46,47,48)                                                                              по кредиту – выручка от реализации

 

     6 группа: финансово- результативные

                   

              Особую группу представляют забалансовые  счета, на них учитывается имущество,  не принадлежащее предприятию.

 

План счетов БУ

             Общегосударственное регулирование БУ, обеспечивающее его методологическое единство, осуществляется с помощью следующего документа:«План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятия от 1.11.91 г.». Этот План действителен с 1.01.92 г.

             В основе Плана счетов положена классификация счетов по экономическому содержанию. Здесь перечислены синтетические счета и субсчета. Каждому счету присвоен свой код-номер и полное название. К Плану счетов прилагается инструкция по применению и приведены корреспонденции счетов с другими счетами. Всего существует 4 вида плана счетов:

             - для банков

             - для страховых компаний

             - для бюджетных организаций 

             - для коммерческих организаций

             Каждому предприятию не обязательно пользоваться всеми счетами Плана счетов. Для практической работы составляется рабочий План счетов, т. е. бухгалтер выбирает из всего списка Плана счетов те, которые необходимы для отражения деятельности конкретного предприятия.

            Синтетические счета сгруппированы в 9 разделах:

         1. Основные средства и другие  долгосрочные вложения

         2. производственные запасы

         3 .Затраты на производство 

         4. Готовая продукция и товары  реализованные

         5. Денежные средства

         6. Расчеты

         7. Финансовые результаты и использование  прибыли

         8. Капитал и резервы

         9. Кредитование и финансирование 

             Забалансовые счета 

Пример: 01- синтетический, активный, основной, балансовый.

 

7 лекция

 

Техника и формы  БУ

        Техника БУ – способ его ведения, т. е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную и ли механизированным способом.

         Для ведения учета и систематизации  данных разработаны учетные регистры  – документы, которые предназначены для регистрации и группировки данных БУ по наличии средств и операции с ними.

 

         Учетные регистры группируются  по:

       1) внешнему  виду:   

           - карточки для аналитического учета основных средств, материальных ценностей по метам их хранения и материально-ответственным лицам

           - свободные листы: учетные регистры  большего формата, чем карточки  и большим количеством сведений  в них (для синтетического и  аналитического – комбинированные  регистры): - журналы, ордера, ведомости, они удобны в использовании, т. к. позволяют более рационально распределять обязанности между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.

           - книги, представляющие собой  сброшюрованные листы определенного  формата и графления. Применение их ограничено т.к. работу по их ведению между работниками разделить нельзя, т. о. ведется кассовая книга, ее листы пронумерованы и прошнурованы, на последней странице указано количество листов за подписью руководителя и главного бухгалтера с печатью. Еще существует главная книга, книга остатков материалов на складе, инвентарная книга, журнал хозяйственных операций. Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, отсюда и сами регистры приобретают документальную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности, при контроле за состоянием хозяйственных средств и при выявлении результатов их работы.

        2) содержанию:

            - регистры аналитического учета  (аналитика по конкретному виду)

            - регистры синтетического учета

        3) назначению:

            - хронологические

            - систематические 

            - комбинированные

        4) форме:

            - 2-х сторонние 

             - 1 сторонние

             - табличные

             - шахматные

            Содержание регистров БУ и  внутренней бухгалтерской отчетности  является коммерческой(а иногда  государственной) тайной (см. Закон  о БУ). Лица, получившие доступ  к содержанию информации регистров  обязаны хранить эту информацию в тайне.

            Форма БУ – это строение учетного регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.

              В настоящее время существует  следующие формы БУ, которые подразделяются  на 2 группы:

          а) ручные

          б) машинно-ориентированные 

             а) ручные формы БУ:

                 - журнально-ордерная форма БУ

                 - упрощенная форма журнал-главное

                 - мемориально-ордерная форма БУ

                 - упрощенная форма для малых предприятий

             б) машинно-ориентированные формы  БУ:

                 - таблично-автоматическая

                 - компьютерная

                        

Бухгалтерская отчетность предприятия

          С 2000 года действует ПБУ- `99. Оно распространяется на все организации кроме кредитных и бюджетных. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и об результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных БУ по установленным нормам.

          Организация должна составлять  бухгалтерскую отчетность за  месяц, квартал, год нарастающим  итогом с начала отчетного  года. Месячная и квартальная  отчетность является промежуточной.

          Бухгалтерская отчетность состоит из:

        1. Бухгалтерского баланса

        2. Отчета о прибылях и убытках

        3. Приложений к ним (отчет о  движении денежных средств, приложение  к бухгалтерскому балансу и         иных отчетов, предусмотренных  нормативными актами)

        4. Пояснительной записки

        5. Аудиторского  заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности

          Бухгалтерская  отчетность должна давать представление  об имущественном и финансовом  положении организации, его изменениях, а также о результатах ее деятельности. Содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Отчетность составляется за отчетный год. Отчетный год – период с 01.01 по 31.12 включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31.12 включительно. Если организация создается с 1.10 включительно, то со дня ее государственной регистрации по 31.12 следующего года. Датой составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного года. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

           Требования  к бухгалтерской отчетности:

         1. Обязательность

         2. Своевременность 

         3. Достоверность

         4. Сопоставимость

         5. Единство  форм и методики для всех  фирм

         6. Простота

         7. Ясность,  доступность, гласность, краткость

             Предоставляемая всеми фирмами отчетность классифицируется:

         1. По видам:

              - статистическая 

              - оперативная 

              - бухгалтерская

         2. По периоду  составления:

              - годовая отчетность (не позднее  90 дней после отчетного периода)

              - промежуточная отчетность (не позднее  30 дней после отчетного периода)

         3. По объему:

              -первичная отчетность (данные внутри  фирмы)

              -сводная отчетность (вышестоящие  организации)

 

              Основные предпосылки реальности  баланса:

            1. Правильное отражение хозяйственных  операций в текущем учете

            2. Качественная инвентаризация

            3. Своевременное отражение результатов  деятельности организации(фирмы)

            4. Соблюдение правил оценки статей  баланса

               При заполнении учетных регистров могут быть допущены следующие ошибки:

            1. Локальные (искажение информации  только в одном учетном регистре)

            2. Транзитные (ошибка проходит через несколько учетных регистров)

            3. В тексте операций (приводит  к неправильным проводкам)

            4. В числах (перестановка цифр)

            5. Запись суммы в дебит вместо  записи в кредит

            6. Запись в дебит одного счета и забывание записи в кредит другого счета

            7. Запись в журнал, забыв разнести  по счетам

               Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах:

            1. Корректурный (Неправильно записанное  аккуратно зачеркивается одной линией и сверху     пишется правильное)

            2. Способ красное сторно (Ошибочная  запись повторяется рядом красными  чернилами или обводится в  рамку – данная сумма вычитается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 лекция

 

Методология БУ

БУ на предприятии

 

Учет денежных средств

                             1) Основные задачи учета денежных  средств

                             2) Нормативная база учета денежных  средств

                             3) Счета , используемые для учета денежных средств. Их характеристика

                             4) Виды платежей

                             5) учет кассовых операций

Информация о работе Возникновение и развитие бухгалтерского учета