Затраты. Их сущность и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Учет затрат важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Затраты как экономическая категория
1.1. Состав затрат и расходов
1.2. Классификация затрат
1.3. Поведение затрат и их учет
Глава 2. Состав и классификация затрат на примере ООО "Орион"
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО "Орион"
2.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ
2.3. Классификация производственных затрат на ООО "Орион"
Глава 3. Методы снижения затрат в ООО "Орион"
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Затраты их сущность и классификация.docx

— 97.46 Кб (Скачать файл)

Остальные непроцентные расходы являются условно-постоянными, поскольку они в той или  иной степени зависят от объема деловой  активности банка.

В условиях стабильной экономики и постоянного  банковского процента эти расходы  оказываются пропорциональными.

При снижении темпов инфляции и как следствие - процентных ставок по банковским вкладам  расходы на выплату процентов  носят дигрессивный характер при  галопирующей инфляции и росте процентных ставок по банковским вкладам расходы  на выплату процентов имеют прогрессивную  динамику

Постоянные  расходы - это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством банка  заранее принимаются решения  о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой  активности предстоит достигнуть. Постоянные расходы на единицу продукции  снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константной и  не зависят от объемов деловой  активности, но могут измениться под  воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно  встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными  или переменными. Экономические  явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому  в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или  условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации  также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно  привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной платы  абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

Следовательно, любые издержки в общем виде могут  быть представлены формулой:

 

Y=a + b X (1)

 

где:

Y - совокупные  издержки, руб.;

А - их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

B - переменные  издержки в расчете на единицу  продукции (коэффициент реагирования  затрат), руб.;

X - показатель, характеризующий деловую активность  организации (объем производства  продукции, оказанных услуг, товарооборота  и др.) в натуральных единицах  измерения.

Если  в данной формуле постоянная часть  издержек отсутствует, т.е. а=0, то это  переменные затраты. Если коэффициент  реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.

Для целей  управления - оценки эффективности  деятельности предприятия, анализа  его убыточности, гибкого финансового  планирования, принятия краткосрочных  управленческих решений и решения  других вопросов - необходимо описать  поведение издержек вышеприведенной  формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета  существует ряд методов, позволяющих  решить эту задачу. В сущности, это  методы корреляции, наименьших квадратов  и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается  наиболее простым.

Затраты, принимаемые и не принимаемые  в расчет при оценках

Процесс принятия управленческого решения  предполагает сравнение между собой  нескольких альтернативных вариантов  с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно  разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в  зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое  количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в  управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках.

Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит  свои отчеты, чтобы они содержали  лишь релевантную информацию.

Безвозвратные затраты

Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные  ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются  при принятии решений.

Однако  не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты

Данная  категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета  не может позволить себе "вообразить" какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или прописать  затраты, которые могут реально  и не состояться в будущем. Такие  затраты называют вмененными. По существу это упрощенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого  решения.

Приростные и предельные затраты

Приростные  затраты являются дополнительными  и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты  могут включаться, а могут не включаться постоянные затраты. Ели постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост  рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого  решения, то приростные затраты будут  равны нулю. Аналогичный подход применяется  в управленческом учете и к  доходам.

Планируемые и непланируемые затраты

Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и  сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Данные затраты  будут рассматриваться в гл.3.

Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

Рассмотренные выше классификации затрат не решают все х задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван УЧЕТОМ ЗАТРАТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСВЕННОСТИ, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые).

Регулируемые  затраты подвержены влиянию менеджера  центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера  оценивается по способности управлять  регулируемыми затратами.

 

1.3. Поведение затрат и их учет

 

Под организацией учета производственных затрат понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, а во-вторых, применяемые предприятием подходы  к группировке своих издержек. Последнее зависит от того, что  является объектом учета затрат.

На организацию  учета производственных затрат оказывает  влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная  структура управления, правовая форма  и т.п. Принимая во внимание эти обстоятельства и учетную политику на будущий  год, предприятие определяет, какие  синтетические счета первого  и второго порядка следует  включить в рабочий план счетов и  какие аналитические счета необходимо открыть к этим счетам.

С технической  точки зрения бухгалтерский управленческий учет можно рассматривать как  аналитический учет затрат. Какое  же количество счетов необходимо предприятию  для организации этого учета? Степень детализации рабочего плана  счетов зависит от потребностей руководства  в той или иной информации.

Планом  счетов бухгалтерского учета предусмотрены  счета для учета затрат на производство. В ныне действующем счетном плане  не предусмотрено специального раздела  для счетов управленческого учета, и они встречаются по существу во всех его частях. Сегодня для  ведения бухгалтерского управленческого  учета предназначены

счета учета  внеоборотных активов - 01,02,04,05;

счета учета  производственных запасов - 10,15,16, 20,21,23,25,26,28,29.

счета учета  готовой продукции и товаров - 41,42,43,44,45.

Счет 20 "Основное производство" предназначен для  обобщения информации о затратах основного производства. По дебету счета отражают прямые затраты, связанные  с выпуском продукции. Прямые затраты  списывают на счет 20 с кредита  счетов учета 23 и 28, а также косвенные  расходы, собираемые на счетах 25 и 26. Кредит счета 20 отражает суммы фактической  себестоимости завершенной производством  продукции. Эти суммы могут списываться  со счета 20 на счета 43,90,40. Остаток на конец месяца по счету 20 свидетельствует  о стоимости незавершенного производства. Прямые затраты списывают на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов. На этот счет списываются затраты  со счетов 23 и 28, а также косвенные  расходы, собираемые на счетах 25 и26. Кредит счета 20 отражает суммы фактической  себестоимости завершенной производством  продукции. Эти суммы могут списываться  со счета 20 на счета 42,90,40. Остаток на конец месяца по счету 20 свидетельствует  о стоимости незавершенного производства. [15,31]

Под незавершенным  производством понимается продукция  частичной готовности, т.е. не прошедшая  всех стадий обработки. К незавершенному производству относятся материалы  и полуфабрикаты, поступившие в  производство, а также готовая  продукция, не прошедшая ОТК. Незавершенное  производство разрешается оценивать  по фактической себестоимости, по плановой (нормативной), по прямым затратам. В  массовом и серийном производствах разрешено производить оценку незавершенного производства только по стоимости сырья и материалов. В частности, это относится к текстильной промышленности. Стоимость остатков незавершенного производства рассчитывают по данным инвентаризационных описей или по данным оперативного учета. Аналитический учет ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции, а также по подразделениям предприятия.

Счет 21 "Полуфабрикаты  собственного производства" используют предприятия, учитывающие затраты  по полуфабрикатному методу. По своему содержанию он близок к счетам учета  производственных запасов. По дебету сета формируются информация о стоимости  полуфабрикатов собственного производства, по кредиту - о стоимости потребленных полуфабрикатов собственного производства на те или иные цели.

Счет 23 "Вспомогательные  производства" включают в свой рабочий  счетный план те предприятия, где  вспомогательные (подсобные), производства выделены в самостоятельные подразделения (транспортный, ремонтный цех, котельная  и т.п.). Аналитический учет ведется  по видам производств.

Счет 25 "Общепроизводственные расходы" ведут предприятия с  цеховой структурой управления, которым  необходимо получать информацию об общепроизводственных расходах по цехам основного и  вспомогательного производства (о расходах на освещение, отопление, на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, о заработной плате производственного  персонала цехов, занятого обслуживанием  производства, и т.п.) Если структура  предприятия построена не по цеховому признаку, а общепроизводственные расходы  планируют в целом по предприятию  без разграничения по производственным подразделениям (цехам, участкам, переделам) предприятии. Часто в таких случаях  учет общепроизводственных расходов осуществляется в составе общехозяйственных  расходов на отдельном субсчете счета 26.

Счет 26 "Общехозяйственные  расходы" предназначен для обобщения  информации об управленческих и хозяйственных  расходах, не связанных непосредственно  с производственным процессом. Здесь  накапливается информация о затратах на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, о накопленных амортизационных  отчислениях по основным средствам  управленческого и общехозяйственного назначения и т.п. Расходы, учтенные по счету 26, списываются в дебет  счетов 20 и 23 или 90 (в соответствии с  выбранной учетной политикой  предприятия). Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье соответствующих  мест, центру ответственности и месту  возникновения затрат.

Счет 28 "Брак в производстве" используется для  обобщения информации о потерях  от брака в производстве. Аналитический  учет ведут по отдельным цехам, видам  продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

Счет 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства" используется предприятиями, на балансе которых  исчисляться социально-культурной сферы: профилактории, дошкольные учреждения, столовые, пансионаты и т.п. Как правило, это крупные промышленные предприятия.

Информация о работе Затраты. Их сущность и классификация