ЖКХ Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование категории финансовые ресурсы предприятий коммунальной формы собственности и особенностей их формирования в современных условиях на примере производственно-хозяйственной деятельности Лидского ГУП ЖКХ (ЛГУП ЖКХ). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Определить содержание и дать классификацию финансовых ресурсов предприятия;
· Определить источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии;
· Определить особенности финансов жилищно-коммунальной отрасли;
· Проанализировать финансовые ресурсы ЛГУП ЖКХ, источники их формирования и направления использования;
· Сформулировать основные направления совершенствования формирования и использования увеличения финансовых ресурсов на предприятиях ЖКХ.

Содержание работы

Введение
. Особенности финансов предприятий коммунальной формы собственности
.1 Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности
.2 Характеристика финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности
.3 Нормативно-правовое регламентирование предприятий коммунальной формы собственности
. Анализ, финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности (на примере Лидского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЛГУП ЖКХ))
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов
.3 Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
. Мероприятия по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов на предприятиях коммунальной формы собственности
.1 Направления совершенствования по формированию финансовых ресурсов
.2 Организация использования финансовых ресурсов в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЖКХ Беларуссии.docx

— 132.91 Кб (Скачать файл)

Финансово-экономический и одновременно социальный блок элементов реформы ЖКХ теснейшим образом связан с первыми двумя и направлен на создание условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики. Снижение расходов на производство услуг ЖКХ - многофакторная задача, которая наряду с указанными элементами предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на услуги ЖКХ.

Финансово-экономический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, позволит удерживать увеличение ЭОТ в ЖКХ ниже индекса-дефлятора потребительских цен.

Новая система финансирования ЖКХ должна обеспечить:

постепенный переход на экономически обоснованные тарифы за пользование жилищно-коммунальными услугами, включая услуги за содержание и ремонт жилья, для всех групп потребителей;

сокращение бюджетных дотаций жилищному сектору по мере роста платежей потребителей и расширения возможностей населения полностью оплачивать предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;

упорядочение централизованного финансирования жилищного сектора путем введения системы федеральных и региональных стандартов;

активное внедрение мер по энергоресурсосбереженнию, снижению себестоимости производства жилищно-коммунальных и ремонтных услуг, сокращению фактических затрат в жилищном секторе;

расширение возможностей жилищного сектора получать дополнительные финансовые ресурсы путем выхода на финансово-кредитный и фондовый рынки;

повышение эффективности мер по социальной защите населения путем выделения компенсаций (субсидий) малоимущим гражданам и упорядочения льгот по оплате жилья.

Реализация перечисленных мероприятий направлена на перевод жилищного сектора в режим безубыточного функционирования, снижение неоправданных потерь, ликвидацию бесхозяйственности, повышение эффективности работы жилищных организаций и формирование в данной сфере нормальных экономических отношений между всеми участниками хозяйственного процесса.

Эффективность работы каждого предприятия во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов, их правильного использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов.

Для решения проблемы обеспечения финансовой стабильности работы предприятия необходима:

1. Реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятиям ЖКХ, которыми являются местный бюджет и бюджетные организации. Отсутствие перспективы по ее сокращению не позволяет обеспечить проведение предпринимательских преобразований, связанных с демонополизацией, развитием конкурентных отношений. Поэтому реструктуризация задолженности на срок 2-3 года должна повлечь за собой обязательное включение платежей по долгам в расходную часть бюджетов будущих лет, а также погашения за счет дополнительных бюджетных доходов, продаж собственности.

. Обеспечение стабильности  и достаточности текущего финансирования  предоставляемых жилишно-коммунальньк  услуг, которое может быть достигнуто  за счет обеспечения бюджетного  финансирования, упорядочении механизмов  предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; упорядочения механизма формирования тарифов на ЖКУ, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационных отчислений, прибыли) на цели модернизации и развития.

Также предприятие должно целенаправленно решать задачи по стабилизации финансового положения через возврат дебиторской задолженности и предварительную оплату за готовую продукцию, получение коммерческого кредита от поставщиков или отсрочки платежей, возмещение кредиторской задолженности имуществом или акциями предприятия, продажи задолженности через вексель.

 

3.2 Организация  использования финансовых ресурсов  в современных условиях

 

В условиях рыночных отношений повышается ответственность предприятий за рациональное использование финансовых ресурсов.

Основным направлением в инвестиционной политике предприятий ЖКК является направление финансовых средств в укрепление своей материально-технической базы и производственной инфраструктуры.

Поскольку, приобретая современное высокопроизводительное оборудование и иные средства производства, возможно резкое увеличение производительности труда, а также более качественное выполнение услуг и работ. Этому способствует и инвестирование средств, направляемых на обучение и переподготовку производственного и управленческого персонала служб ЖКХ.

Переход республики к экономике, основанной на рыночном механизме хозяйствования, развитие многообразных форм собственности требуют изменения организации распределительных отношений и, прежде всего, по поводу оплаты за труд.

Сложившаяся за долгие годы система управления экономикой в Республике Беларусь привела к возникновению феномена экономического отчуждения трудящихся от средств производства. Это выражалось в том, что в условиях общественной собственности важнейшие функции хозяйственного руководства выполняли не сами непосредственные производители материальных благ, а государство через свои уполномоченные органы, которые отстранили конкретного человека, во-первых, от результатов собственного труда, а во-вторых, от управления производством. При этом доходы трудовых коллективов и отдельных работников практически не зависели и, даже в настоящий момент, практически не зависят от эффективности использования ресурсов. В данных условиях как никогда остро стоит вопрос, каким же образом заинтересовать людей, побудить их работать эффективно, своевременно и качественно выполнять поставленные перед ними задачи.

Реализация принципов экономической реформы, преодоление кризисных явлений в экономике невозможны без выработки механизма мотивации труда в основной ячейке народного хозяйства - трудовом коллективе предприятия. Поскольку производство продукции, выполнение работ и оказание услуг производят люди, и в конечном итоге экономическая эффективность любого хозяйственного процесса определяет эффективность труда работника.

На современном этапе в странах с развитой экономикой мотивацию работников рассматривают как фактор развития производства, систему воспитания личности, а также фактор социальной стабильности, что особенно актуально для общества, находящегося на переходном периоде трансформации всех сторон общественной жизни.

Современные методы активизации человеческого фактора в производственно-хозяйственной деятельности можно систематизировать следующим образом:

. Это реализация программ профессионального развития рабочей силы. Так по данным специалистов США, увеличение затрат на труд на один процент расширяет производство продукции в 3 раза больше, чем один процент прироста капитала. В развитых странах на повышение квалификации работников в среднем затрачивается 2-2,5% затрат к фонду оплаты труда

. Реализация мероприятий, предусматривающих большее вовлечение  работников в управление производством. Чтобы система участия работников  в управлении эффективно функционировала, каждый работник должен знать, какие возможные варианты принятия решений, а также необходимо иметь организационный механизм, обеспечивающий выполнение этих решений.

. Реализация программ, призванных  реконструировать сам процесс  труда. Они должны обогатить содержание труда, создать творческий климат в коллективе.

. Реализация программ, охватывающих  круг вопросов, связанных с материальным  стимулированием. Одним из важнейших  факторов, определяющих отношение  человека к труду и его результатам, является материальное стимулирование. Для выработки действенного механизма материального стимулирования нужно, с одной стороны, правильно определить величину средств на оплату труда, с другой увязать оплату труда каждого работника с достигнутыми конечными результатами.

Сутью реформирования управления экономикой является осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам руководства, к управлению интересами и через интересы. Поэтому важнейшей задачей заключается в том, чтобы разработать такой механизм материального стимулирования, который бы нацеливал коллективы предприятий и отдельных работников на достижение

высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Для достижения высоких конечных результатов оплату труда руководителей, специалистов, рабочих в условиях рыночной экономики целесообразно строить на следующих принципах:

Во-первых, основным критерием дифференциации заработной платы по предприятиям, работникам должен быть конечный результат их труда Повышение заработной платы следует производить лишь по мере роста конечных результатов труда коллектива.

Во-вторых, необходимо обеспечивать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, так как это является непременным условием нормального развития производства, производительных сил.

В-третьих, целесообразно сочетать индивидуальную и коллективную заинтересованность и ответственность в конечных результатах труда

В-четвертых, механизм оплаты труда должен стимулировать повышение квалификации работников, учитывать условия труда

В-пятых, системы оплаты труда должны быть простыми, понятными всем работникам.

В настоящее время в ЛГУП ЖКХ применяется следующие формы оплаты труда работников:

сдельно-премиальная;

повременно-премиальная.

С целью стимулирования труда работников применяются и системы надбавок за особые условия труда, за непрерывный стаж работы на предприятии.

Основной проблемой в области оплаты труда работников ЖКХ особенно для категории технического персонала, ответственного за поддержание чистоты придворовых территорий, уборку мест общего пользования жилого фонда, является достаточная жесткая регламентация норм обслуживания, устанавливаемая исключительно по решению горисполкома, и данные нормы значительно выше, а расценки за них ниже, чем в других предприятиях коммунального хозяйства города, например в дорожно-эксплуатационной службе.

С учетом того, что предприятия ЖКХ выполняет важную социальную функцию, определенную ему государством, по максимальному удовлетворению, с учетом реальных возможностей, потребностей населения, проживающего в городе, в жилищно-коммунальных услугах, обеспечение мероприятий по сохранности, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда и его надлежащем использовании, направления совершенствования оплаты труда работников предприятия должны удовлетворять следующим условиям:

) стимулировать работников  к качественному исполнению своих  служебных обязанностей;

) предусматривать применение  экономических санкций за их  ненадлежащее исполнение.

Наиболее перспективной системой оплаты труда, сочетающей оба эти условия, является контрактная система. Она позволяет предусматривать в контракте дополнительные доплаты и надбавки за качественную работу и, соответственно, применять штрафные санкции за их ненадлежащее исполнение.

Также перспективным направлением является применение сдельной оплаты труда, особенно для персонала, непосредственно связанного с выполнением работ по ремонту и техническому обслуживанию жилого фонда, поскольку будет стимулировать работников к оперативному выполнению работ и их качеству, совмещению должностей.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и принятие управленческих решений по увеличению прибыли, амортизационного фонда, а также по совершенствованию действующей практики их использования.

Эффективность системы управления прибылью в значительной степени зависит от выбора рациональных форм и методов воздействия на основные факторы, определяющие ее величину. К их числу относятся: увеличение поступлений от реализации, снижение затрат на осуществление всех видов деятельности, повышение уровня рентабельности продукции, работ, услуг.

На увеличение прибыли предприятия большое влияние оказывают результаты финансовых операций. Доходы по этим операциям включают: поступления от реализации акций, дивиденды и прибыль от долевого участия в совместной деятельности, ссудные проценты, комиссионные сборы за вложение денег в депозиты, хранение на счетах в банке, выдачу ссуд, курсовые валютные разницы и другие.

Для определения размера средств, которые могут быть инвестированы в эти операции без риска снижения ликвидности предприятия, необходимо рассчитать ту часть свободной выручки предприятия, которая остается после уплаты косвенных налогов и отчислений, покрытия текущих затрат предприятия, а также финансирования инвестиционных проектов.

Эффективность системы управления финансовыми операциями предполагает расчет возможностей предприятия по инвестированию средств в эти операции, определение реальной рыночной стоимости ценных бумаг, а также умелого подбора высокоэффективных ценных бумаг как с точки зрения их доходности, так и снижения риска потери средств. При этом учитываются рыночная конъюнктура на фондовом рынке, средние ссудные проценты, выбор партнеров, видов ценных бумаг и другие факторы, влияющие на результаты от финансовых операций.

Одним из главных направлений дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства является создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан.

Информация о работе ЖКХ Республики Беларусь