ЖКХ Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование категории финансовые ресурсы предприятий коммунальной формы собственности и особенностей их формирования в современных условиях на примере производственно-хозяйственной деятельности Лидского ГУП ЖКХ (ЛГУП ЖКХ). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Определить содержание и дать классификацию финансовых ресурсов предприятия;
· Определить источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии;
· Определить особенности финансов жилищно-коммунальной отрасли;
· Проанализировать финансовые ресурсы ЛГУП ЖКХ, источники их формирования и направления использования;
· Сформулировать основные направления совершенствования формирования и использования увеличения финансовых ресурсов на предприятиях ЖКХ.

Содержание работы

Введение
. Особенности финансов предприятий коммунальной формы собственности
.1 Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности
.2 Характеристика финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности
.3 Нормативно-правовое регламентирование предприятий коммунальной формы собственности
. Анализ, финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности (на примере Лидского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЛГУП ЖКХ))
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов
.3 Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
. Мероприятия по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов на предприятиях коммунальной формы собственности
.1 Направления совершенствования по формированию финансовых ресурсов
.2 Организация использования финансовых ресурсов в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЖКХ Беларуссии.docx

— 132.91 Кб (Скачать файл)

В настоящее время недостаточное финансирование, несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве обуславливают отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что снижает перспективы развития конкуренции по его обслуживанию. Административные методы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством не дали должного эффекта при переводе жилищно-зксплуатационных организаций на самостоятельный баланс с правом юридического лица.

Целесообразно выполнение исключительно на конкурсной основе всех подрядных работ по ремонту конструктивных элементов жилых домов и капитальному ремонту коммунального жилищного фонда в г. Минске, областных центрах и городах с населением более 200 тыс.человек.

Необходимо увеличение объемов финансирования работ по реконструкции и тепловой модернизации жилищного фонда с доведением их к 2015 году до половины общего объема инвестиций в жилищное строительство.

Целесообразно осуществить переход от модернизации отдельных жилых домов к комплексной реконструкции жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), обеспечивая при этом выбор наиболее эффективных решений, создание зон энергоэффективной эксплуатации жилых помещений.

Кроме этого надо осуществить переход на профессиональное управление коммунальным и жилищным фондом на конкурсной основе.

Собственник жилищного фонда обязан заключать с организацией жилищно-коммунального хозяйства либо организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, договор на управление жилищным фондом в форме возмездного оказания услуг. Для обеспечения равных условий организациям различных форм собственности для управления коммунальным жилищным фондом необходимы изменения существующих правоотношений. Развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг создаст предпосылки для последующей приватизации организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Первым этапом такой приватизации должно стать акционирование указанных организаций в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2010 г. № 45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 9, 5/11814) (в 2010 году - не менее 20 процентов в каждой области и 30 процентов в г. Минске, в 2004 году -' не менее 50 процентов с окончанием данной работы в 2005 году). При этом контрольные пакеты акций должны сохраниться в собственности государства.

С учетом сложившейся ситуации реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг, на втором этапе - конкуренцию в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом.

Вместе с тем должна оставаться возможность сохранения в отрасли государственных организаций жилищно-коммунального хозяйства в случаях  если собственники жилых помещений выбрали такую форму обслуживания недвижимого имущества и при невозможности создания конкуренции в сфере предоставления данных услуг.

Повышение эффективности работы каждого предприятия ЖКХ во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов, их правильного использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов.

Конкретное проявление и содержание использования финансовых ресурсов в современных условиях заключается в эффективном взаимодействии предприятий ЖКХ со следующими хозяйствующими субъектами:

1. Государством: отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и других платежей в бюджет; отношения по получению денежных средств для финансирования, ссуд, льгот и т.п. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;

. Другими предприятиями и предпринимателями (юридическими лицами) в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности по выполнению договорных обязательств;

. Своими работниками в ходе выполнения обязательств по трудовым соглашениям в части использования прибыли, установленных законодательством, нормативов по заработной плате, исчислению и уплате налогов и отчислений из уплаты труда;

. Юридически самостоятельными подразделениями по поводу перераспределения капитала, движения средств денежных фондов, налогов, отчислений, штрафов и т.п.;

5. Учредителями по вопросам: финансового права о распределении обязанности и ответственности; управления имуществом; исчисления и выплаты дивидендов, процентов учредителям, взносов учредителей и т.д.;

6. Инвестиционной (кредитной) и банковской сферами и инвесторами;

. Гражданами и предпринимателями (без образования юридического лица) по всем вопросам взаимоотношений в соответствии с финансовым законодательством;

8. С другими государствами, международными организациями по поводу соблюдения международного финансового законодательства в экономической деятельности предприятия;

. Некоммерческими организациями по поводу использования свободных денежных средств предприятия и условий передачи их этим организациям;

.  Участниками финансового рынка по поводу использования свободных денежных средств предприятия и мобилизации денежных средств с финансового рынка в соответствии с требованиями законодательства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной задачей для всего жилищно-коммунального комплекса Республики Беларусь является задача по постепенному переходу на полное покрытие убытков населением и иными пользователями жилым и нежилым фондами, которые несут предприятия ЖКХ по его содержанию и обслуживанию.

С этой целью решением Правительства было начато реформирование системы управления ЖКХ республики, путем преобразования бывших государственных органов управления в самостоятельные предприятия, учредителем и собственником которых выступило государство, наделив эти предприятия довольно-таки широкими правами по ведению и распоряжению материальными средствами. Главной целью данного решения явилось стимулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий для повышения своей экономической эффективности. Это необходимо для того, чтобы за счет средств полученных от иных видов деятельности, покрывать, хотя бы частично, убытки из-за низкой квартирной платы путем перераспределения финансовых средств.

Основная нагрузка по содержанию и обслуживанию жилого и нежилого фондов лежит на предприятиях жилищного хозяйства. От эффективности их работы и зависит, в принципе, и эффективность всей сферы ЖКХ.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги.

Важнейшая сторона деятельности финансовой службы предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль.

Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффективной работой предприятия. Чем больше объем производства и выше эффективность работы предприятия, тем больше величина собственных финансовых ресурсов, и наоборот.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяет хорошее финансовое положение предприятия: платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятия является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Рассмотрев и проанализировав производственно-хозяйственную деятельность Лидского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, можно сделать вывод об относительно устойчивом развитии данного предприятия, как за истекший период, так и в плановом периоде.

За счет использования таких источников дохода, как арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений, ЛГУП ЖКХ удалось сократить размер дотаций со стороны государства, решая задачи по обслуживанию и поддержанию в надлежащем порядке жилого и нежилого фонда, состоящего у него на балансе.

Важным фактором деятельности ЛГУП ЖКХ явилось возрастание доли разных доходов в общей структуре доходов. Предприятие успешно выполнило поставленные в истекшем году задачи, показав экономическую эффективность своей деятельности. Созданы предпосылки для дальнейшего экономического роста. Однако, в условиях инфляции и существующих ограничений на повышение квартирной платы и арендных платежей со стороны государства, и большой зависимости доходов предприятия от арендной платы и сборов с арендаторов, ЛГУП ЖКХ необходим поиск резервов.

Выручка от реализации продукции и услуг является основным источником возмещения эксплуатационных расходов. В доходных отраслях коммунального хозяйства система тарифов широко дифференцирована в зависимости от категории потребителей, целевого назначения и качества оказываемых услуг.

Поэтому важными направлениями формирования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ являются совершенствование системы оплаты потребителями продукции и услуг и усиление контроля за ее поступлением в кассу предприятия; сокращение административно-управленческих расходов.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг, однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Для решения проблемы обеспечения финансовой стабильности работы предприятии ЖКХ необходима:

1. Реструктуризация и  ликвидация имеющейся задолженности  предприятиям ЖКХ, которыми являются  местный бюджет и бюджетные  организации. Отсутствие перспективы  по ее сокращению не позволяет  обеспечить проведение предпринимательских преобразований, связанных с демонополизацией, развитием конкурентных отношений.

. Обеспечение стабильности  и достаточности текущего финансирования  предоставляемых жилишно-коммунальньк  услуг, которое может быть достигнуто за счет обеспечения бюджетного финансирования, упорядочении механизмов предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; упорядочения механизма формирования тарифов на ЖКУ, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационных отчислений, прибыли) на цели модернизации и развития.

Предприятия ЖКХ должны целенаправленно решать задачи по стабилизации финансового положения через возврат дебиторской задолженности и предварительную оплату за готовую продукцию, получение коммерческого кредита от поставщиков или отсрочки платежей, возмещение кредиторской задолженности имуществом или акциями предприятия, продажи задолженности через вексель.

В основе работы ЖКХ должны лежать договорные связи, формируемые на конкурентных началах. Администрация города должна определять стратегические направления развития отрасли, разрабатывать и принимать программы реформирования жилищного хозяйства, формировать службу заказчика и регулировать централизованные финансовые ресурсы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия: Учебник  для вузов/ Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В.Толкач, И.В. Щитникова; Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: ООО «Интерпрессервис», УК «Экоперспектива», 2001. - 576 с.

. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Н.А.Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева.- Мн.: Выш. шк., 2008. - 398с.

. Аносов В. Новая амортизационная  политика и ее преимущества// Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - № 12. - с.19-21.

. Антикризисное управление  предприятием/ В.П. Ельсуков, В.С. Каменков, Б.И. Конанов, А.И. Мирониченко. - Мн.: Аверсэв, 2010. - 574 с.

. Балабанов А.И., Балабанов  И.Т. Финансы: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 192 с.

. Белолипецкий В.Г. Финансы  фирмы: Курс лекций/ Под ред. И.П.Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 298 с.

. Гулевская Т. Инструмент  управления прибылью// Финансы. Учет. Аудит. - сентябрь 2010. - с.6-8.

. Дадалко В.А., Дадалко  А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. - Мн.: Армита, 1999. - 288 с.

Информация о работе ЖКХ Республики Беларусь