ЖКХ Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование категории финансовые ресурсы предприятий коммунальной формы собственности и особенностей их формирования в современных условиях на примере производственно-хозяйственной деятельности Лидского ГУП ЖКХ (ЛГУП ЖКХ). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Определить содержание и дать классификацию финансовых ресурсов предприятия;
· Определить источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии;
· Определить особенности финансов жилищно-коммунальной отрасли;
· Проанализировать финансовые ресурсы ЛГУП ЖКХ, источники их формирования и направления использования;
· Сформулировать основные направления совершенствования формирования и использования увеличения финансовых ресурсов на предприятиях ЖКХ.

Содержание работы

Введение
. Особенности финансов предприятий коммунальной формы собственности
.1 Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности
.2 Характеристика финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности
.3 Нормативно-правовое регламентирование предприятий коммунальной формы собственности
. Анализ, финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственности (на примере Лидского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЛГУП ЖКХ))
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов
.3 Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
. Мероприятия по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов на предприятиях коммунальной формы собственности
.1 Направления совершенствования по формированию финансовых ресурсов
.2 Организация использования финансовых ресурсов в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЖКХ Беларуссии.docx

— 132.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реализация данных мероприятий преследовали следующие цели:

1. Сохранение влияния государства на жилищно-коммунальную сферу республики, поскольку собственником этих предприятий является государство;

2. Наделение предприятий данной сферы определенной экономической самостоятельностью, с целью поэтапного перевода их на полный хозяйственный расчет;

3. Плавный переход на полное покрытие затрат населением услуг предприятий ЖКХ и соответственной уменьшение, а в перспективе и отмена дотаций со стороны бюджета, за счет осуществления предприятиями ЖКХ деятельности, приносящей доход для хотя бы частичного покрытия за счет этой деятельности убытков.

В настоящий момент система организации деятельности в сфере ЖКХ РБ выглядит следующим образом: коммунальное хозяйство, мероприятия по защите окружающей среды и т.д., так как социальное значение такой деятельности очень велико.

В Республике Беларусь деятельность коммунальных служб и предприятий относятся к сфере, в основном дотируемых государством. Это в первую очередь обусловлено низкими доходами населения, которое в настоящий момент не в состоянии покрывать полностью расходы и затраты коммунальных предприятий. Однако их деятельность имеет значительный социальный эффект, так как обеспечивает нормальное функционирование общества в целом. В связи с этим кардинальное и быстрое реформирование данной сферы может вызвать весьма существенную социальную напряженность в обществе.

Поэтому в период движения к рыночной экономике, необходим постепенный и планомерный переход на полное покрытие затрат предприятий, занятых в сфере коммунального хозяйства. Это даст возможность государству высвободить определенные денежные средства, ранее направляемые на покрытие затрат и дотации коммунальному хозяйству, и перераспределить их в более перспективные отрасли, проводить адресную поддержку малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

Исходя из мирового опыта, наиболее подготовленной к реформированию сферой, имеющей важное социальное значение, является деятельность предприятий, занятых обслуживанием и содержанием жилого и нежилого фонда, поскольку здесь имеются объективные предпосылки для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность этих предприятий имела бы, по мимо социальной, и определенную экономическую эффективность.

В настоящей работе в качестве объекта исследования выбрано Лидское городское унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которому удалось, по результатам своей деятельности за истекший период, сохранить в своей работе как экономический, так и социальный эффект.

Однако негативные макроэкономические явления (инфляция и связанный с этим рост цен), и специфические условия работы предприятий сферы ЖКХ, в системе твердых ставок и тарифов, покрывающих не более 10-15% от стоимости работ и услуг по содержанию жилого фонда, существенным образом влияют на их экономическую эффективность.

В этих условиях одной из актуальных задач, стоящих перед предприятием, является изыскание дополнительных источников дохода, с целью компенсации потерь и убытков от указанных выше негативных явлений.

Структура управления ЖКХ в РБ следующая:

. Министерство жилищно-коммунального  хозяйства РБ

. Производственное управление  ЖКХ области

. Городские и районные  предприятия ЖКХ

. Жилой и нежилой фонды

Таким образом, из чисто централизованной структуры управления сферой ЖКХ, в настоящее время существует смешанная система, сочетающая в себе как признаки командно-административной системы, так управление данной сферой на принципах хозяйственного расчета.

Министерство сохраняет функции по регулированию размера квартирной платы и иных тарифов на коммунальные услуги и является органом управления данной сферой, функционируя в виде органа государственного управления.

Однако уже областные структуры управления ЖКХ функционируют в форме государственных предприятий управления жилищным хозяйством (ГПУЖХ). Нижним звеном в структуре управления ЖКХ РБ являются городские предприятия жилищного хозяйства, которые функционируют также в виде самостоятельных юридических лиц, имеющих обособленный баланс, и которые непосредственно занимаются предоставлением жилищно-

коммунальные услуг населению.

В состав коммунального хозяйства входят:

• санитарно-технические предприятия: водопровод, канализация, санитарная очистка;

• внутригородской электрический транспорт: трамвай, троллейбус, метро;

• предприятия коммунального обслуживания: бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы;

• предприятия коммунальной энергетики: электрические, газовые и тепловые сети;

• внешнегородское благоустройство: дорожно-мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение;

• подсобные промышленные и ремонтные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства. Особенности хозрасчета и финансов коммунальных предприятий обусловлены своеобразием хозяйственной деятельности этих предприятий.

Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства, созданная для удовлетворения, одной из жизненно необходимых потребностей существования человека - в жилище. Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и местный жилищный фонд. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков. Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, совхозов, транспортных и строительных организаций - так называемый ведомственный жилой фонд.

Жилищное хозяйство городов состоит из жилого фонда, обобществленных дачных фондов, ремонтно-строительных, снабженческих, транспортных и других организаций, обслуживающих жилищное хозяйство.

Управление жилищным хозяйством ведется на началах хозяйственного расчета, который имеет свои особенности, обусловленные характером деятельности и уровнем доходной базы жилищного хозяйства.

Особенности хозрасчета и организации финансов жилищного хозяйства следующие.

. Эксплуатация жилищного  фонда'осуществляется по дого-эру найма с квартиросъемщиками и аренды с арендаторами.

2. Жилищное хозяйство  осуществляет эксплуатационную  деятельность на началах самоокупаемости  расходов по содержанию жилья. .  В нашей стране была самая низкая в мире квартирная плата, [что являлось одним из существенных преимуществ советского общества.

Поэтому она с большим трудом покрывала лишь только часть эксплуатационных расходов жилищного хозяйства без начисления амортизации на реновацию основных фондов жилищного хозяйства.

. Строительство нового жилья осуществляется частично за счет средств бюджета.

 

1.2 Характеристика  финансовых ресурсов предприятий  коммунальной формы собственности

 

Специфика хозяйственной деятельности коммунальных предприятий оказывает влияние и на особенность их финансов. У большинства предприятий процессы производства и реализации продукции и оказания услуг совпадают по времени, и поэтому в составе оборотных средств нет незавершенного производства и готовой продукции, что значительно сокращает продолжительность оборачиваемости оборотных средств. Ритм работы коммунальных предприятий во многом зависит от времени года и от общего ритма городской жизни, что сказывается на неравномерности поступления доходов на протяжении года.

Часть предприятий коммунального хозяйства являются бездоходными и поэтому не состоят на хозяйственном расчете. Они оказывают услуги населению бесплатно: озеленение, уличное освещение, благоустройство городов. У них нет выручки от реализации оказываемых услуг. Затраты на это возмещаются ими из средств местных бюджетов.

В доходных отраслях коммунального хозяйства на полном хозрасчете находятся отдельные крупные предприятия, комбинаты и тресты. Мелкие предприятия и производственные подразделения - цехи, депо, парки и другие находятся на внутреннем хозрасчете.

Сложившийся порядок расчетов с потребителями за оказываемые услуги с периодичностью один раз в месяц обусловливает наличие у коммунальных предприятий значительной дебиторской задолженности по статье "Абоненты", покрываемой собственными оборотными средствами. В то же время по ряду оказываемых услуг, предварительно оплачиваемых потребителями (покупка ими месячных билетов и абонементов), у коммунальных предприятий возникают дополнительные средства, учитываемые в источниках формирования оборотных средств в качестве устойчивых пассивов.

Затраты коммунальных предприятий, связанные с производством и оказанием услуг населению, состоят из прямых и накладных расходов.

Прямые затраты включают расход материалов, заработную плату производственных рабочих, стоимость электроэнергии, топлива, горючего, амортизацию основных фондов.

Источниками формирования имущества предприятий ЖКХ являются:

передача на баланс объединению денежных и материальных средств, учредившими его государственными органами управления;

доходы от реализации своей продукции, работ и услуг при обеспечении эксплуатации и содержания жилого фонда, а также от других видов деятельности;

доходы от ценных бумаг,

кредиты банков и других кредиторов;

капитальные вложения и дотации из бюджета.

Источником финансирования (оплаты) продукции, работ и услуг ЖКХ по обеспечению эксплуатации и содержанию объектов коммунальной собственности являются доходы от ее эксплуатации ( арендная и квартирная плата, другие платежи), а также государственная дотация на разницу в тарифах. Данные доходы являются собственностью владельца коммунальных объектов. Из них, в первоочередном и безусловном порядке, оплачивается продукция, работы и услуги ЖКХ, направленные на обеспечение эксплуатации и содержание этих объектов, а оставшаяся часть, используется собственником самостоятельно.

При недостатке средств (доходов) от эксплуатации коммунальной собственности на оплату работ и услуг ЖКХ по ее содержанию и техническому обслуживанию, владелец данной собственности производит необходимую дотацию из бюджета.

Собственные доходы ЖКХ, определяемые как стоимость его продукции, работ и услуг по обеспечению эксплуатации и содержанию объектов коммунальной собственности, а также доходы от других видов финансово-хозяйственной деятельности, остаются в его распоряжении и изъятию не подлежат. Чистая прибыль (после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет), образующаяся из собственных доходов ЛГУП ЖКХ, остается в его распоряжении и распределяется в установленном законом порядке.

Финансы предприятия, как экономическая категория, представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу образования, перераспределения совокупного общественного продукта, выражающего процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и принимающего законодательный характер использования.

Внешняя форма проявления финансов находит свое выражение в обособлении у предприятий части стоимости совокупного общественного продукта в форме денежных фондов и средств. Использование различных форм и методов формирования и использования денежных фондов и средств, определение их структуры и объемов предопределяет наличие соответствующих документов, отражающих законодательно закрепленное движение денежных средств.

В широком смысле слова финансы предприятия - это система экономических денежных отношений, регулируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств в соответствии с функциями категории и функциями предприятия.

В совокупности из конкретных финансовых отношений складывается финансовая система страны, которая существует объективно.

На предприятиях путем конкретных финансовых отношений формируются и используются фонды денежных средств (накопления). Они образуют финансовые ресурсы предприятия [1, с. 62].

Исходя из характера финансовых отношений видно, что одни из них опосредствуют смену форм стоимости, другие - ее движение. Исходя из этого различают денежные и финансовые средства (ресурсы), что означает: любая сумма денег, полученная в результате смены форм стоимости, представляет собой денежные средства, а любая сумма денежных средств, полученных собственником в результате финансовых отношений, связанных с движением стоимости, представляет собой финансовые ресурсы.

В современных условиях в республике предприятиям предоставлены широкие права в области финансов. Так, они вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятия сами определяют необходимый размер оборотного капитала. При недостатке оборотных средств они могут обращаться не только к банкам. Возможно прямое коммерческое (товарное) кредитование, получение средств на денежных рынках. В современных условиях банки не рассматривают претензии предприятий друг к другу, предприятия самостоятельно решают эти вопросы. Они регулируют свои фонды накопления, потребления и другие. Все это говорит о возрастании требований к технико-экономическим расчетам предприятий, выполнении денежных обязательств. Возрастает значение и внутрихозяйственного финансового контроля. Актуальными направлениями контроля являются платежеспособность предприятия, поступление выручки, состояние запасов товарно-материальных ценностей.

Несмотря на некоторые особенности в организации финансы предприятий строятся на общих принципах. Это: хозрасчет, плановость, деление средств в обороте на собственные и заемные, образование финансовых резервов.

Финансы предприятий в целом представляют собой систему финансовых отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансы предприятий, по мнению многих специалистов, выполняют следующие функции: 1) Образование денежных фондов и доходов в процессе хозяйственной деятельности; 2) Использование денежных фондов и доходов для развития производства, материального стимулирования работников, участия в доходах бюджета; 3) Контрольную [4, с. 84].

Информация о работе ЖКХ Республики Беларусь