Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Факультет экономики, менеджмента и информатики
Кафедра финансов,
налогообложения и
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Наименование темы
«АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Автор дипломной работы
______________
Специальность: 080105 «Финансы и кредит»
Группа ФК – 52
Научный руководитель_____________ «__»__________2008 г. О.В. Савинова
Рецензент _____________ «__»__________2008 г. ____________
ПЕНЗА – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых
2.2 Регулирование налоговых
2.3 Развитие налогообложения на
муниципальном уровне…………………..
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ……………
3.1 Результаты и проблемы
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов в
процессе осуществления налоговых
взаимоотношений – одно из основных
условий существования
Налоги и налоговые взаимоотношения возникли, как известно, с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти в древнейшие времена и развивались постепенно по мере становления новоевропейской цивилизации.
Существование стройной системы налогов во многом является признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли множество этапов. Они были известны уже в ранних древневосточных государствах. [8, 9]
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только в рамках функционирования налоговых взаимоотношений. [10, 13]
Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Развитие экономики напрямую зависит от развитости налоговых взаимоотношений, от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Налоговые отношения возникают по поводу создания и использования централизованных и децентрализованных фондов, между фондами и сборщиками налогов, так же они представляют собой более развитую, видимую, превращенную форму категории налогообложения. [12, 83]
Налоговые отношения возникают на стыке экономических интересов субъектов этих отношений, и они являются объективными.
Налоговая система и налоговые взаимоотношения являются одними из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Именно от того, насколько правильно построена система налогообложения и налоговых взаимоотношений, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Поэтому необходимо уделить внимание, рассмотрению данного вопроса, особенно учитывая нестабильность и изменчивость налоговой системы и налоговых взаимоотношений в результате проведения реформ.
Особенностью налоговых
Принимая во внимание
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
г) изучить опыт налогообложения в развитых странах;
2) проанализировать процесс реформирования налоговых взаимоотношений на современном этапе на каждом из уровней власти: федеральном, региональном и местном уровнях;
3) изучить проблемы
и достигнутые результаты
4) разработать рекомендации
по совершенствованию
Объектом исследования – налоговые взаимоотношения и составляющие их элементы.
Предметом исследования являются – налоговое законодательство, в ходе реализации которого возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц, прав и обязанностей налоговых органов.
Методы исследования, используемые при написании данной работы – это: математический метод, метод экспертных оценок, метод математического моделирования, графический и др.
Источниками информации
для написания дипломной работы
являлись: Налоговый кодекс Российской
Федерации, нормативные и законодательные
акты, материалы периодической
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы и налоговых взаимоотношений. [6, 8] В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налоговые отношения возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.
Многие стороны современного государства восходят к истокам Древнего Рима. Проследим за развитием там налоговой системы. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достатками. [11, 14]
В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Во всех провинциях он создал финансовые учреждения, осуществлявших контроль над налогообложением.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. [11, 18]
Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов и т. д. [11,21]
Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.
Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел деньги с черносошных крестьян и посадских людей. [10, 18]
Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер хозяйственной жизни, включая финансы, связаны с именем Петра I (3672—1725).
Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов государственной казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — 10% доходов от их найма, налоги с постоялых дворов и т. д.
Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот.
Петр I реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них было-поручено надзирать над окладными и неокладными приходами. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую генеральным штатом государства. [13, 17]
Екатерина II (1729—1796) преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.