Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
Ставки центральных налогов на прибыль как правило являются пропорциональными, их уровень в зависимости от применения систем зачетов колеблется от 28% в Швеции до 53,2% в Италии. [12, 115]
Доля корпорационного налога в структуре обязательных отчислений (платежей) в развитых странах составляет 5 –10%, что в несколько раз меньше доли поступлений по подоходному налогу с физических лиц. Это связано со стремлением государств облагать налогами главным образом доходы, перераспределяемые на нужды личного потребления, стимулируя инвестиционную активность.
Налогообложение имущества в развитых странах осуществляется на основе двух групп налогов: налогов на совокупную стоимость имущества. И налогов на отдельные виды имущества. Налоги на совокупную стоимость имущества в свою очередь, подразделяются на налоги на личное состояние физических лиц и на налоги на имущество юридических лиц.
Налог на личное состояние может взиматься либо по единой ставке, либо в соответствии со шкалой прогрессивного налогообложения. Единая ставка налогообложения. Единая ставка налогообложения применяется в Германии, Бельгии, Исландии и Люксембурге. Система прогрессивного налогообложения действует в Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании и Швейцарии. [12, 120]
В структуре общих налоговых поступлений доля налогов на личное состояние редко превышает 0,5%.
Специальные поимущественные
налоги являются исторически самыми
устоявшимися налогами. Доля поступлений
по этим налогам в общем объеме
налоговых поступлений в
Налогообложение имущества, особенно отдельных его видов, зачастую не связано с подоходным налогообложением. Нередко этим занимаются отдельные службы. Например, в США специалисты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков. Поимущественным налогообложением занимаются налоговые органы отдельных штатов, а налогообложение доходов осуществляется федеральным органом – Службой внутренних доходов. Кроме того, в США обложение отдельных видов имущества может быть отнесено к компетенции местных органов самоуправления (муниципалитетов, графств). [12, 125]
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. [16, 35]
Следует, однако, отметить,
что переходный характер российской
экономики характеризуется
Проведение институциональных
реформ, направленных на повышение
конкурентоспособности
Налогу на добавленную
стоимость традиционно
Рисунок 1 – Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %)
Прежде всего, в значительном количестве статей части второй НК РФ уточнено понятие «день», под которым с 1 января 2007 г. понимается строго календарный день.
Изменился порядок возмещения НДС: налоговый орган теперь обязан принять решение о возмещении этого налога в течение семи дней со дня проведения камеральной проверки, если при ее проведении не будет выявлено нарушения законодательства (ст. 176 НК РФ).
С начала 2008 года так же вступили в силу изменения, внесенные в главу 21. основные нововведения дополнили уже существующие положения главы 21, но есть и такие которые изменили содержание некоторых статей полностью.
С 1 января 2008 года налоговый период по НДС устанавливается как квартал. [2, 65]
Поправки, внесенные в п. 6 ст. 145 НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ уточнили, какие документы должны быть представлены в налоговый орган организациями и предпринимателями, перешедшими на общий режим налогообложения с УСН и с ЕСНХ, для освобождения от НДС. Таким организациям и предпринимателям достаточно представить только выписку из книги учета доходов и расходов. [24, 25]
С 1 января 2008 г. изменился
порядок налогообложения
Перечень льготируемых операций, установленный в ст. 149 НК РФ, дополнился тремя новыми: [2, 70]
1) реализация исключительных
прав на изобретения, полезные
модели, промышленные образцы,
2) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, перечисленные п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ;
3) уступка (приобретение)
прав (требований) кредитора по обязательствам,
вытекающим из договоров по
предоставлению займов в
Так же с 1 января 2008 г. реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками Центральному банку РФ и банкам, будет льготироваться, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с ЦБ РФ и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилище банков). [29, 32]
С 1 января 2008 г. налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от товаров (работ, услуг).
Также с 1 января 2008 года дополнили п. 9 ст. 165 НК РФ, которым ограничили срок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщикам при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации. Срок такого ограничения равен 180 календарным дням с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах. [29, 34]
С введением данных поправок накапливается немало вопросов по поводу применения законодательства на практике, рассмотрим некоторые из них.
Какие документы необходимы для правомерности применения освобождения от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ?
Согласно подпункту 16
п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются
научно-исследовательские и
При выполнении НИОКР научными организациями на основе хозяйственных договоров для применения освобождения от НДС организации должны иметь документы, подтверждающие статус научной организации. [32, 13]
Каков порядок принятия к вычету НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал оборудования, требующего монтажа?
Письмом Минфина РФ от 9 октября 2006 г. №03-04-08/209 по данному вопросу дано разъяснение.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов. [24, 27]
Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал оборудования, требующего монтажа, подлежит вычету после принятия такого оборудования к бухгалтерскому учету на счете 07 “Оборудование к установке”.
В настоящее время, депутаты Государственной Думы РФ обсуждают возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 12 процентов. [33, 16]
Изменит ли что-то данное снижение – еще вопрос. Хотя в 2006 году специалисты из института развития налоговой системы ФНС заявили, если бы ставка НДС была уменьшена до 12%, это привело бы к увеличению сборов в 2007 году почти на 700 млрд. рублей. Но все это является спорным.
К настоящему моменты
Естественно, что заменой НДС мог бы стать налог с продаж, как и предлагают сегодня многие экономисты. Но для этого нужно, чтобы налог стал существенно меньше, даже не 10%, чтобы население, на которое он ляжет, смогло пережить неожиданное повышение цен на товары и услуги. К тому же, данный налог не оправдал себя, поэтому возвращение к данному налогу не является целесообразным.
Возникает вопрос – возможна ли молниеносная реформа НДС? Нужно отметить, что в условиях принятого и законодательно утвержденного трехлетнего бюджета, в котором НДС обозначен как один из основных источников дохода, который дает примерно треть всех налоговых поступлений, скорее всего, нет.