Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено  НК РФ. [9, 125]

Законодательство о  налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также возникающим в процессе осуществлении контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. [7, 23]

Важно подчеркнуть, что  до полного введения в действие части  второй НК РФ ссылки на положения НК РФ приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на нормативные правовые акты:

  1. Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти;
  2. органов исполнительной власти субъектов РФ;
  3. исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Правительство РФ, федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. [12, 114]

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. [12, 121]

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

  1. издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;
  3. вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
  7. изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
  9. иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются несоответствующими НК РФ при наличии  хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

Признание нормативного правового акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство  РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган  местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. [9, 130]

В отношении нормативных  правовых актов, регулирующих порядок  взимания налогов, подлежащих уплате в связи перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные ТК РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

 

    1. Налогообложение в развитых странах

 

Основные налоги на потребление  – это акцизы, налог с оборота, налог с продаж, НДС, пошлины и сборы. [10, 87]

Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также  и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется  в унитарных государствах. Наделение  региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.

Ставки акцизов подразделяются на: твердые (специфические), устанавливаемые  в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные, устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг. Наиболее широко распространено применение специфических ставок акцизов. Они обычно устанавливаются на такие однородные товары, как соль, сахар, спички, спирт и спиртосодержащая продукция, нефтепродукты. Адвалорные ставки обычно применяются для обложения ювелирных изделий, автомобилей, изделий из меха и ряда других товаров, относимых к предметам роскоши. [10, 101]

Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакцизных товаров осуществляется частными производителями. Однако в  ряде стран государство объявляет  производство подакцизных товаров  государственной монополией. Государственная  фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т. п.).

В современных условиях государственная фискальная  монополия  имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германия (вино), Франция (табак, спички, пиво, спирт), Япония (соль, табак, спирт, опий) и других странах. [14, 45]

Под налогами с оборота  понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Налог с оборота получил  широкое распространение в период Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. первоначально  в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета.

Первоначально налогом  облагалась стоимость валового оборота  товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным, методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала, но по более высокой ставке. [14, 50]

Распространение налогов  с оборота в развитых странах  объясняется  не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.

С начала 1960-х гг. во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС – одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, является США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.

В странах – членах Европейского союза НДС применяется  с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с Римским договором) и для  создания единой доходной базы бюджета. [12, 99]

В результате регулярного  поступления в бюджет и универсальности НДС стал одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, боле 50% в Германии, Великобритании.

При обложении НДС  обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога. В отдельных странах применяется параллельное освобождение от НДС и обложение НДС по нулевой ставке. При обложении по нулевой ставке продавец товара имеет право на зачет или возврат уплаченного НДС. Обложение по нулевой ставке применяется к экспортируемым товарам и услугам, а также к услугам в сфере международной торговли. Кроме того, в отдельных странах (Бельгия, Франция, Италия, Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг. [12, 107]

Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают  обороты по реализации товаров и  услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляет собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляет около трети. [12, 112]

Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние – по особым видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства – пребывание физического лица в стране на протяжении определенного в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев. Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используются следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и  т. д.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит  в том, что резиденты несут  полную налоговую ответственность  с мирового дохода, то есть подлежат подоходному налогообложения по всем источникам – как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, то есть налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении не граждан США, а все граждане США несут полную налоговую ответственность. [10, 131]

Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления. [10, 133]

Практически во всех странах  налогоплательщику предоставляется  возможность при расчете налоговых  обязательств в той или иной форме  учитывать фактически понесенные и  документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов. 

Для последних десятилетий  характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. [10, 135]

Во всех странах в  совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода вычитают производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.

Пассивные доходы облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов.

Кроме того, в подавляющем  большинстве стран из совокупного  годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию.

В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход  налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе  пенсии, а также выплаты и пособия по безработице. [14, 55]

Налог на прибыль акционерных  обществ (корпораций) получил распространение  в развитых странах в связи  с развитием форм деятельности, основанных на принципе ограниченной ответственности. Объект обложения корпорационным налогом  – валовой доход предприятия, за исключением фактически произведенных, документально подтвержденных расходов, совершенных с целью получения доходов.

Система налогообложения  прибыли компаний в развитых странах  тесно увязана с системой подоходного  налогообложения физических лиц. В ряде стран корпорационный налог рассматривается не как самостоятельный вид налогообложения, а как своеобразная надбавка (дополнительный элемент) к подоходному налогообложению физических лиц. В качестве примера можно назвать США, где большинство норм, регулирующих обложение корпоративным налогом, построено на принципах налогообложения физических лиц, и постановления судов по подоходному налогу с физических лиц автоматически применяются в делах, связанными с корпорационным налогом.

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе