Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
Сейчас налог на имущество составляет не более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Налог на землю зависит от стоимости участков. Конкретные ставки земельного и имущественного налогов устанавливаются муниципальными властями.
Оба налога зачисляются в местные бюджеты, но поступления от них невелики. Собираемая сумма не покрывает расходные обязательства региональных и муниципальных бюджетов. Отчасти это связано со значительными налоговыми льготами, которые предоставляются на федеральном уровне, как организациям, так и физическим лицам. [33, 5]
Однако многие эксперты придерживаются мнения, что совершенно не важно, какой будет налог: будут это два налога - на имущество и на землю или единый налог на недвижимость, главное, чтобы не пострадали налогоплательщики, особенно исторически проживающие в "дорогих" районах. То есть налог обязательно должен предусматривать налоговые льготы для некоторых слоев населения.
Министерство экономического развития и торговли предлагает ввести новый налог не позднее 2012 года. Глава Минэкономразвития считает, что правительство сможет обеспечить правильное исполнение этой нормы и малообеспеченные граждане не пострадают. Ставка налога может быть установлена в пределах 0,01-0,05 процента от кадастровой стоимости жилья в год.
Другие специалисты считают, что пока вводить налог на недвижимость не следует. Иначе нововведение ударит по среднему классу и малоимущим. При этом они разделяют мнение, что в перспективе такой налог нужен. [33, 6]
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы
За последние семь лет российская налоговая система неоднократно претерпевала серьезные изменения. За этот период принимались, вступали в действие новые налоги и сборы, отменялись старые, а зачастую недавно принятые. В целом общее число налогов сократилось в два раза и к настоящему времени российская налоговая система насчитывает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также 4 специальных налоговых режима. [27, 29]
Основными направлениями налоговой политики РФ являлись и продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, налоговых взаимоотношений, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки.
За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования «Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, – в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). [25, 22]
Благоприятная для Российской Федерации внешнеэкономическая конъюнктура на рынках энергоресурсов способствовала стабилизации социально-экономического положения в стране и хорошей наполняемости бюджета. Это послужило причиной «оптимистического» взгляда на налоги, выразившегося в налоговых новациях и не всегда отвечающих реальности идеях, а сам процесс упрощения системы налогов стал в какой-то мере отождествляться с уменьшением их числа.
Но если упразднение налога на покупку иностранных денежных знаков, налога на операции с ценными бумагами или курортного сбора можно отнести к разряду дискуссионных вопросов, то отмену налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, с полным правом можно считать ошибкой налоговых реформ.
Возобладание формального взгляда на упрощение налоговой системы можно видеть так же в идее объединения налогов на имущество и налога на землю в одном налоге на недвижимость. Юридически три налога будут заменены одним, а по существу, в условиях отсутствия естественным образом сложившихся рыночных оценок еще долгое время реально будут использоваться принципиально разные методики расчета стоимости земли и имущества организаций и имущества физических лиц, то есть фактически будут взиматься три налога под одним названием. Поэтому, можно сделать вывод, ничего не стоит, кроме видимости реформ. [25, 23]
Действительно, важное значение имели корректировки основных видов налогов. Так, ставка НДС снижена с 20 до 18%, введены в действие такие важные нормы, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения при определенных условиях платежей и некоторые другие. [28, 25]
Также, был осуществлен
переход от разрешительного к
заявительному порядку
В области акцизов были приняты такие важные решения, как ликвидация режима налогового склада; отказ от «зачетной» системы уплаты акцизов на бензин; установление ставки акциза в отношении прямогонного бензина. В целях борьбы с возможными злоупотреблениями занижения отпускной цены на сигареты предприятиями-производителями с 2007 года адвалорная составляющая ставок акциза на сигареты стала исчисляться не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети.
Снижение основной ставки налога на прибыль до 24% стало важнейшим шагом на пути реформирования обложения прибыли организаций. Кроме того, в налоговое законодательство постоянно вносились поправки, призванные устранить выявлявшиеся проблемы в налогообложении и снизить издержки налогоплательщика по уплате налога. К числу наиболее важных поправок относятся сокращение льгот, нарушающих единые условия хозяйствования; расширение круга признаваемых обоснованными расходов; совершенствование порядка признания расходов; упорядочение уплаты налогов при наличии у организации обособленных подразделений; возможность уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых лет и др. [30, 59]
Со времени введения в действие главы 23 НК РФ систематически повышались размеры всех видов налоговых вычетов (например, с 2007 года социальные налоговые вычеты на лечение и обучение увеличены до 50 тыс. руб., что в два раза больше, чем их величина в 2002 году) и расширялись сферы их использования. Так, социальный вычет на лечение можно применять в случае, если оплату лечения проводила страховая компания; имущественный вычет распространен на приобретение или продажу комнаты и др. [30, 61]
Единая ставка налога на доходы физических лиц оставалась в течение всех лет существования объектом разносторонней критики. С точки зрения рыночной эффективности плоская ставка в меньшей степени, чем высокопрогрессивный налог влияет на выбор экономических решений и тем самым лучше соответствует принципу нейтральности налогообложения. В то же время пропорциональный налог противоречит принципу платежеспособности и в условиях высокой дифференциации доходов населения усиливает ее. В целом воплощение революционной идеи плоского налогообложения личных доходов при игнорировании требования справедливости все более обнаруживает свою аморальность и не имеет перспектив.
Реформирование единого социального налога выражалось в снижении его ставок, введении регрессивной шкалы, а так же в изменении структуры распределения по внебюджетным фондам. При этом следует признать, что до настоящего времени не решены серьезные проблемы, связанные с проявившимся дефицитом Пенсионного фонда РФ и с трудностями финансирования медицинских программ. [25, 23]
Главным инструментом налогообложения в природопользовании был налог на добычу полезных ископаемых, механизм которого переориентировался на дифференциацию ставок, стимулирование активной разработки новых месторождений и повышение эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности.
Активная налоговая политика велась не только в части коррекции всех видов налогов, но и существенным образом затронула работу налоговых органов. Были приняты важные нормативные акты, направленные на улучшения взаимопонимания между налогоплательщиком и налоговым органом, упрощение налоговых процедур и облегчение налогового бремени. [25, 24]
По мнению экспертов, действительно, большинство изменений может улучшить положение налогоплательщиков, например, в части детализации процедуры вынесения решения по итогам налоговых проверок, повышения прав гарантий прав налогоплательщика при проведении выездных проверок, детализации перечня налоговых органов и т. д.
В то же время имеются поправки, которые не столько улучшают правовое положение налогоплательщиков, сколько создают дополнительные сложности в работе налоговых органов и повышают бюджетные риски. Например, это относится к отказу законодателя от установления ответственности за неуплату авансовых платежей по налогам. [28, 30]
Упрощение налогов в
немалой степени связано с
организационно-техническими аспектами,
удешевлением и удобством взимания
и уплаты налогов, простотой и
стабильностью налоговой
Все же действующая налоговая система остается не достаточно эффективной. Поскольку несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов.
К сожалению, в
этом отношении трудно
До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 16 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К настоящему времени нет полной ясности о том, что же должно входить в российскую налоговую систему. Мало того, в экономической науке и практике не сложилось четкого понимания того, что же можно считать налогом. Между тем, экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания как налоговых, так и неналоговых платежей. Четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию, как налогоплательщиков, так и контролирующих органов. [30, 142]
Приводимое во многих учебниках по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», экономически верно, но недостаточно полно. [30, 143]
Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, поэтому носят принудительный безвозмездный характер.
Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.
В-третьих, не установлена
индивидуальность данного платежа,
исключающая возможность
Ослабление требовательности к теоретической основе налогообложения и эксперименты с налоговой системой в удачный период допустимы, если выражаются в маневрировании налогами, льготами, ставками. Но поскольку благоприятный в финансовом отношении период носит временный характер, то экспериментирование с налогами не может затрагивать основ налогообложения, а экстравагантные меры должны быть ограничены во времени и в целом должны предусматривать возможность возврата к базовым моделям налогообложения. Между тем происходящие в российских налогах трансформации дают основания полагать, что предпринимаемые шаги по реформированию налогов переходят допустимые границы, в которых может сохраниться обеспеченность бюджета необходимыми доходами в случае изменения мировой конъюнктуры.
В целом, если исходить из общепринятых критериев оценки налогов, российская налоговая политика: [19, 6]
1) с точки зрения
рыночной эффективности более
чем удовлетворительна. Она
2) с точки зрения
справедливости была
3) с точки зрения
организационной
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы