Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас налог на имущество  составляет не более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Налог на землю зависит от стоимости участков. Конкретные ставки земельного и имущественного налогов устанавливаются муниципальными властями.

Оба налога зачисляются  в местные бюджеты, но поступления от них невелики. Собираемая сумма не покрывает расходные обязательства региональных и муниципальных бюджетов. Отчасти это связано со значительными налоговыми льготами, которые предоставляются на федеральном уровне, как организациям, так и физическим лицам. [33, 5]

Однако многие эксперты придерживаются мнения, что совершенно не важно, какой будет налог: будут  это два налога - на имущество  и на землю или единый налог  на недвижимость, главное, чтобы не пострадали налогоплательщики, особенно исторически проживающие в "дорогих" районах. То есть налог обязательно должен предусматривать налоговые льготы для некоторых слоев населения.

Министерство экономического развития и торговли предлагает ввести новый налог не позднее 2012 года. Глава  Минэкономразвития считает, что правительство сможет обеспечить правильное исполнение этой нормы и малообеспеченные граждане не пострадают. Ставка налога может быть установлена в пределах 0,01-0,05 процента от кадастровой стоимости жилья в год.

Другие специалисты  считают, что  пока вводить налог на недвижимость не следует. Иначе нововведение ударит по среднему классу и малоимущим. При этом они разделяют мнение, что в перспективе такой налог нужен. [33, 6]

 

ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы

 

За последние семь лет российская налоговая система  неоднократно претерпевала серьезные  изменения. За этот период принимались, вступали в действие новые налоги и сборы, отменялись старые, а зачастую недавно принятые. В целом общее число налогов сократилось в два раза  и к настоящему времени российская налоговая система насчитывает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также 4 специальных налоговых режима. [27, 29]

Основными направлениями  налоговой политики РФ являлись и продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, налоговых взаимоотношений, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки.

За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования «Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, –  в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). [25, 22]

Благоприятная для Российской Федерации внешнеэкономическая конъюнктура на рынках энергоресурсов способствовала стабилизации социально-экономического положения в стране  и хорошей наполняемости бюджета. Это послужило причиной «оптимистического» взгляда на налоги, выразившегося в налоговых новациях  и не всегда отвечающих реальности идеях, а сам процесс упрощения системы налогов стал в какой-то мере отождествляться с уменьшением их числа.

Но если упразднение  налога на покупку иностранных денежных знаков, налога на операции с ценными бумагами или курортного сбора можно отнести к разряду дискуссионных вопросов, то отмену налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, с полным правом можно считать ошибкой налоговых реформ.

Возобладание формального взгляда на упрощение налоговой системы можно видеть так же в идее объединения налогов на имущество и налога на землю в одном налоге на недвижимость. Юридически три налога будут заменены одним, а по существу, в условиях отсутствия естественным образом сложившихся рыночных оценок еще долгое время реально будут использоваться принципиально разные методики расчета стоимости земли и имущества организаций и имущества физических лиц, то есть фактически будут взиматься три налога под одним названием. Поэтому, можно сделать вывод, ничего не стоит, кроме видимости реформ. [25, 23]

Действительно, важное значение имели корректировки основных видов  налогов. Так, ставка НДС снижена  с 20 до 18%, введены в действие такие  важные нормы, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения при определенных условиях платежей и некоторые другие. [28, 25]

Также, был осуществлен  переход от разрешительного к  заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного экспортерами по материальным ресурсам. Это позволило решить проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченных при производстве (приобретении) экспортируемой продукции.

В области акцизов  были приняты такие важные решения, как ликвидация режима налогового склада; отказ от «зачетной» системы уплаты акцизов на бензин; установление ставки акциза в отношении прямогонного бензина. В целях борьбы с возможными злоупотреблениями занижения отпускной цены на сигареты предприятиями-производителями с 2007 года адвалорная составляющая ставок акциза на сигареты стала исчисляться не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети.

Снижение основной ставки налога на прибыль до 24% стало важнейшим  шагом на пути реформирования обложения  прибыли организаций. Кроме того, в налоговое законодательство постоянно вносились поправки, призванные устранить выявлявшиеся проблемы в налогообложении и снизить издержки налогоплательщика по уплате налога. К числу наиболее важных поправок относятся сокращение льгот, нарушающих единые условия хозяйствования; расширение круга признаваемых обоснованными расходов; совершенствование порядка признания расходов; упорядочение уплаты налогов при наличии у организации обособленных подразделений; возможность уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых лет и др. [30, 59]

Со времени  введения в действие главы 23 НК РФ систематически повышались размеры всех видов налоговых вычетов (например, с 2007 года социальные налоговые вычеты на лечение и обучение увеличены до 50 тыс. руб., что в два раза больше, чем их величина в 2002 году) и расширялись сферы их использования. Так, социальный вычет на лечение можно применять в случае, если оплату лечения проводила страховая компания; имущественный вычет распространен на приобретение или продажу комнаты и др. [30, 61]

Единая ставка налога на доходы физических лиц оставалась в течение всех лет существования объектом разносторонней критики. С точки зрения рыночной эффективности плоская ставка в меньшей степени, чем высокопрогрессивный налог влияет на выбор экономических решений и тем самым лучше соответствует принципу нейтральности налогообложения. В то же время пропорциональный налог противоречит принципу платежеспособности и в условиях высокой дифференциации доходов населения усиливает ее. В целом воплощение революционной идеи плоского налогообложения личных доходов при игнорировании требования справедливости все более обнаруживает свою аморальность и не имеет перспектив.

Реформирование единого  социального налога выражалось в  снижении его ставок, введении регрессивной шкалы, а так же в изменении структуры распределения по внебюджетным фондам. При этом следует признать, что до настоящего времени не решены серьезные проблемы, связанные с проявившимся дефицитом Пенсионного фонда РФ и с трудностями финансирования медицинских программ. [25, 23]

Главным инструментом налогообложения в природопользовании был налог на добычу полезных ископаемых, механизм которого переориентировался на дифференциацию ставок, стимулирование активной разработки новых месторождений и повышение эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности.

Активная налоговая  политика велась не только в части  коррекции всех видов налогов, но и существенным образом затронула  работу налоговых органов. Были приняты  важные нормативные акты, направленные на улучшения взаимопонимания между налогоплательщиком и налоговым органом, упрощение налоговых процедур и облегчение налогового бремени. [25, 24]

По мнению экспертов, действительно, большинство изменений  может улучшить положение налогоплательщиков, например, в части детализации процедуры вынесения решения по итогам налоговых проверок, повышения прав гарантий прав налогоплательщика при проведении выездных проверок, детализации перечня налоговых органов и т. д.

В то же время имеются  поправки, которые не столько улучшают правовое положение налогоплательщиков, сколько создают дополнительные сложности в работе налоговых органов и повышают бюджетные риски. Например, это относится к отказу законодателя от установления ответственности за неуплату авансовых платежей по налогам. [28, 30]

Упрощение налогов в  немалой степени связано с  организационно-техническими аспектами, удешевлением и удобством взимания и уплаты налогов, простотой и  стабильностью налоговой системы. Все эти, безусловно, положительные  качества налогов относительны и противоречивы. В самом деле, упрощение налогообложения, с одной стороны, повышает справедливость налоговой системы, ибо устраняет многие нюансы, которыми могли бы воспользоваться более «умудренные» налогоплательщики для снижения своих налогов. С другой стороны, упрощение налогообложения не всегда дает возможность учесть социально оправданную специфику в объективном положении плательщиков. [28, 27]

Все же действующая налоговая  система остается не достаточно эффективной. Поскольку несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов.

 К сожалению, в  этом отношении трудно надеяться  на лучшее, поскольку хозяйственная  жизнь весьма динамична, а,  следовательно, динамичным остается  и налоговое законодательство. Этот вывод подтверждается опытом достаточно стабильных в налоговом отношении стран. Подвижность законодательства служит, в конечном счете, задаче его совершенствования, делает налоги более обоснованными и справедливыми.

 До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 16 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К настоящему времени нет полной ясности о том, что же должно входить в российскую налоговую систему. Мало того, в экономической науке и практике не сложилось четкого понимания того, что же можно считать налогом. Между тем, экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания как налоговых, так и неналоговых платежей. Четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию, как налогоплательщиков, так и контролирующих органов. [30, 142]

Приводимое во многих учебниках по финансам и налогообложению  определение налога, которое в  обобщенном виде выглядит как «обязательный  платеж физических и юридических  лиц, взимаемый государством», экономически верно, но недостаточно полно. [30, 143]

Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, поэтому носят принудительный безвозмездный характер.

Во-вторых, данное понятие  не устанавливает цели взимания налоговых  платежей.

В-третьих, не установлена  индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения  уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.  

Ослабление требовательности к теоретической основе налогообложения и эксперименты с налоговой системой в удачный период допустимы, если выражаются в маневрировании налогами, льготами, ставками. Но поскольку благоприятный в финансовом отношении период носит временный характер, то экспериментирование с налогами не может затрагивать основ налогообложения, а экстравагантные меры должны быть ограничены во времени и в целом должны предусматривать возможность возврата к базовым моделям налогообложения. Между тем происходящие в российских налогах трансформации дают основания полагать, что предпринимаемые шаги по реформированию налогов переходят допустимые границы, в которых может сохраниться обеспеченность бюджета необходимыми доходами в случае изменения мировой конъюнктуры.

В целом, если исходить из общепринятых критериев оценки налогов, российская налоговая политика: [19, 6]

1) с точки зрения  рыночной эффективности более  чем удовлетворительна. Она твердо  придерживалась курса снижения  налогового бремени, не считаясь  порой с реальными экономическими условиями и соображениями справедливости;

2) с точки зрения  справедливости была непоследовательна  и фрагментарна. Отдельные решения  в области налогов носили демонстративно  антисоциальный характер (плоская  шкала подоходного налога, отмена  наследственного налога);

3) с точки зрения  организационной администрирование  налогов может быть улучшено. Положительно следует оценить  и сокращение льгот. Дополнительную  гибкость налогообложению могли  бы придать оперативная корректировка  и уточнение налоговых правил исполнительными органами власти.     

 

3.2 Направления реформирования  и совершенствование стратегии  проведения налоговой реформы

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе