Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
Многие специалисты считают, что переход на страховые принципы подтверждает, что новое — это хорошо забытое старое. Но сперва, нужно решить вопрос о том, как платить пенсии пенсионерам при переходе на страховые принципы. Поскольку непонятно, что делать с нынешними пенсионерами, кто и как будет финансировать их пенсию, если работающие будут только копить на пенсию себе.
Данные изменения, по мнению экспертов, будут иметь положительные последствия – уменьшится количество отчетности, уйдут в прошлое споры о правомерности вычетов по ЕСН в части сумм, уплаченных в ПФР.
Так же законодателями были внесены и другие поправки в Налоговый кодекс в отношении налога на прибыль, НДФЛ и др. (Приложение 1 – 3) В результативности данных нововведений можно убедиться, изучив данные табл. 3 [32, 15]
Таблица 3 – Показатели поступления доходов в федеральный бюджет РФ в 2006 – 2007 гг.
Период |
Доходы федерального бюджета, (млрд.руб.) |
2006 год |
3001 |
2007 год |
3748 |
Для большей наглядности представим данные табл. 3 в виде рисунка (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика доходов федерального бюджета за 2006 – 2007 гг.
Из рис. 4 видно, что в 2007 году произошло увеличение поступлений в федеральный бюджет, поэтому можно сделать вывод о положительном воздействии изменения налогового законодательства, наряду с другими факторами.
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации
Низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки, при проведении налоговой реформы, особых мер по поддержке указанных секторов экономики. [19, 3]
Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности и упрощение налогообложения.
Регулирование налоговых взаимоотношений на региональном уровне продолжается и в настоящее время. Так, федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ» внесены существенные изменения в порядок определения налоговой базы и исчисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, которые были введены в действие с 1 января 2008 года. Эти изменения можно разделить на три группы. [32, 5]
Во-первых, уточнены виды
предпринимательской
Во-вторых, внесены изменения в понятийный аппарат, применяемый при исчислении ЕНВД.
В-третьих, изменены методика применения и виды физических показателей, используемых при исчислении ЕНВД.
Уточняя перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, законодатель счел необходимым вывести из-под обложения этим налогом услуги общественного питания, оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Закон № 85-ФЗ дополнил п.
2 ст. 346.26 НК РФ, содержащий перечень видов
предпринимательской
По многим видам предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели признаются плательщиками ЕНВД, изменены физические показатели, применяемые при исчислении этого налога.
Так, при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров предлагается применять физический показатель «посадочное место» вместо ранее применявшегося показателя «количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов». [32, 8]
Закон № 85-ФЗ дополнил ст. 346.26 НК РФ п. 8 и 9, регламентирующими порядок учета сумм НДС при переходе с общего режима налогообложения на специальный режим налогообложения в виде ЕНВД и возврате с вышеуказанного специального режима налогообложения на общий режим налогообложения.
Так, в соответствии с п. 8 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД должны выполнять следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные плательщиком с сумм оплаты, полученных до перехода на уплату ЕНВД в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых в период после перехода на данный специальный налоговый режим, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода плательщика НДС на уплату ЕНВД.
В связи с вступившими изменениями у налогоплательщиков ЕНВД возникает множество вопросов, например.
Подпадает ли с 1 января 2008 года под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность органов местного самоуправления по передаче хозяйствующим субъектам во временное владение или пользование земельных участков, находящихся как в муниципальной собственности, так и муниципальной казне, для организации на них торговых мест, а также для размещения палаток, ларьков и иных объектов нестационарной торговой сети?
В соответствии со ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2008 года система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение или пользование земельных участков для организации торговых мест и т. д.
В целях главы 26.3 НК РФ
под вышеуказанным видом
Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. Таким образом, исходя из вышеприведенного понятия «торговое место» под земельными участками, используемыми для организации торговых мест, для целей данного вида предпринимательской деятельности понимаются земельные участки непосредственно используемые для совершения сделок розничной купли-продажи. [29, 34]
Организация осуществляет
предпринимательскую
В инвентаризационных документах на здание аэровокзала вышеуказанные помещения обозначены как галереи и залы ожидания вылетающих, при этом торговые площади в данных помещениях не выделены.
Какой физический показатель базовой доходности в этом случае должен использоваться организацией при исчислении налоговой базы по ЕНВД за налоговые периоды 2007 года, а также после января 2008 года – «площадь торгового зала», «торговое место» или «площадь торгового места»? [32, 11]
В соответствии со ст. 346.26
НК РФ система налогообложения в
виде ЕНВД может применяться в
отношении видов
Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в качестве физического показателя базовой доходности используется «площадь торгового зала» или «торговое место». [2, 167]
Согласно ст. 346.27 НК РФ величина физического показателя базовой доходности «площадь торгового зала» определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, к которым, в частности, относятся технические паспорта на нежилые помещения, поэтажные планы, схемы, экспликации, договоры аренды (субаренды) нежилых помещений или их частей и другие подобные документы.
В этих условиях объекты стационарной торговой сети, не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям «магазин» и «павильон», а равно и стационарные объекты организации розничной торговли, фактически используемые под магазины и павильоны, в которых вышеуказанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, должны относиться для целей главы 26.3 НК РФ к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через такие объекты организации розничной торговли, исчисляют налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место». [32, 13]
Что следует понимать для целей главы 26.3 НК РФ под физическим показателем базовой доходности «посадочное место»? На основание каких документов должна определяться фактическая величина данного физического показателя базовой доходности?
В соответствие со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении видов предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. [32, 14]
Согласно ст. 346.29 НК РФ с 1 января 2008 года при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, используется физический показатель базовой доходности «посадочное место».
В целях главы 26.3 НК РФ под физическим показателем базовой доходности «посадочное место» понимается количество мест для сидения (за исключением мест для водителя и кондуктора), имеющихся в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров. Количество таких мест определяется на основании технического паспорта завода-изготовителя данного автотранспортного средства.
Проанализируем влияние изменения законодательства на налоговые взаимоотношения в рамках использования ЕНВД, для этого рассмотрим табл. 4, в которой представлены данные о поступлении ЕНВД. [26, 32]
Таблица 4 – Поступления ЕНВД в бюджет Пензенской области за 2005 – 2007 гг.
Период |
Поступление ЕНВД, (тыс. руб.) |
Темп роста, % |
2005 год |
241206 |
82,4 |
2006 год |
353409 |
128,1 |
2007 год |
405421 |
140,5 |
Более наглядно проследим динамику поступления ЕНВД на рис. 5
Рисунок 5 – Динамика поступлений ЕНВД в бюджет Пензенской области в 2005 – 2007 гг.
Из рис. 5 видно, что поступления в 2007 году возросли по сравнению с предыдущими периодами, но следует отметить, что темп роста снизился.
В отношении упрощенной системы налогообложения так же был предпринят ряд мер по изменению законодательства. Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ Федеральный закон от19.07.2007 № 195-ФЗ внесли ряд изменения в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» [32, 20]
1) организации, переходящие на УСН и желающие совмещать ее с ЕНВД, должны определять предельный размер доходов, ограничивающий право перехода, только по тем видам деятельности, по которым будет применяться УСН;
2) организациям при переходе на УСН в заявлении требуется указать также сведения о средней численности работников за 9 месяцев текущего года, сведения об остаточной стоимости ОС и НМА по состоянию на 1 октября текущего года;
3) налогоплательщики, применяющие УСН, вправе учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;