Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
В то же время как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, при которых земельные участки, имеющие один кадастровый номер и кадастровые границы в кадастровом плане, разделяются административными границами муниципальных образований на две части и более. [32, 31]
В целях урегулирования данной проблемы и определения механизма налогообложения вышеуказанных объектов Минфином России было направлено в адрес ФНС России письмо от 27.12.2005 которым разъяснялось, что при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. При этом сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная часть земельного участка.
Вышеуказанный порядок применяется на практике и в настоящее время закреплен в главе 31 НК РФ.
В п. 2 ст. 393 НК РФ слова «полугодие и девять месяцев» заменены «второй квартал и третий квартал». Это позволило изменить отчетные периоды по земельному налогу. По существу вопроса необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 393 НК РФ отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. [21, 117]
Однако п. 6 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода. Одновременно п. 3 ст. 398 НК РФ установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. [21, 118]
В целях единообразного исчисления сумм авансовых платежей и приведения в соответствие вышеназванных статей НК РФ и внесено изменение в п. 2 ст. 393 НК РФ, согласно которому отчетными периодами с 1 января 2008 года признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.
Пример.
Земельный участок кадастровой стоимостью 900000 руб. приобретен в собственность10 февраля 2006 года. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.
Проведем исчисление авансовых платежей согласно порядку, действовавшему до 1 января 2008 года.
Для исчисления суммы авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев, коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
За I квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
За 1-е полугодие: К2 = 5 мес. : 6 мес. = 0,83;
За 9 месяцев: К2 = 8 мес. : 9 мес. = 0,89.
Авансовые платежи по земельному налогу, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
За I квартал – 2261,25 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,67) : 4);
За 1-е полугодие – 2801,75 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,83) : 4);
За 9 месяцев – 3003,75 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,89) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить сумму авансовых платежей по земельному налогу в размере 8066,25 руб. (2261,25 руб. + 2801,75 руб. + 3003,75 руб.)
Для расчета годовой суммы земельного налога коэффициент (К2) определяется следующим образом:
К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.
Сумма налога за налоговый период составит 12420 руб. (900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,92).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 4353,75 руб. (12420 руб. – 8066,25 руб.).
Теперь проведем исчисление авансовых платежей согласно порядку, действующему с 1 января 2008 года.
Для исчисления суммы авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, II квартал и III квартал, коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
За I квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
За II квартал: К2 = 3 мес. : 3 мес. = 1;
За III квартал: К2 = 3 мес. : 3 мес. = 1.
Авансовые платежи по земельному налогу, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
За I квартал – 2261,25 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,67) : 4);
За II квартал – 3375 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 1) : 4);
За III квартал – 3375 руб. ((900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 1) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить сумму авансовых платежей по земельному налогу в размере 9011,25 руб. (2261,25 руб. + 3375 руб. + 3375 руб.)
Сумма налога за налоговый период составит 12420 руб. (900000 руб. ∙ 1,5% ∙ 0,92).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 3408,75 руб. (12420 руб. – 9011,25 руб.). [23, 36]
Изменения, внесенные Законом № 216-ФЗ, предусматривают, что порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков будет утверждаться Правительством РФ. Целесообразность введения такой нормы выявилась в ходе реализации положений главы 31 НК РФ при взаимодействии налоговых органов, органов Роснедвижимости и органов местного самоуправления. [32, 32]
Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, которыми обладают осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель органы Роснедвижимости, находящиеся в ведении Минэкономразвития России.
В абзацах третьем
и четвертом подпункта 1 п.1 ст. 394
НК РФ слово «предоставленных»
Изменения касаются применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и приобретенных для жилищного строительства. В правоприменительной практике мнения по вопросу, какую ставку применять к земельным участкам, приобретенным для ведения жилищного строительства(0,3 или 1,5%), расходились.
Статьей 394 НК РФ для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 и 1,5% от налоговой базы, применяемые на условиях установленных данной статьей Кодекса. [29, 30]
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства.
В то же время в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, ст. 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые согласно ЗК РФ, федеральным законом не могут находиться в частной собственности. [23, 35]
На основании ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, а также бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Принимая во внимание вышеуказанные положения ЗК РФ, при исчислении земельного налога положения ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
Таким образом, предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3% следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
Внесение изменений в ст. 396 НК РФ вызвано необходимостью урегулирования в рамках налогового законодательства вопросов применения ставок земельного налога и соответствующих повышающих коэффициентов по землям, предоставленным или приобретенным для жилищного строительства. Неясность в вопросе, с какого срока исчислять срок проектирования и строительства, становилась причиной возникновения вопросов как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов. Кроме того, возникал вопрос о правомерности применения повышающих коэффициентов к земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства. [23, 36]
В этой связи принятые
изменения одинаково
Рассмотрим ряд вопросов,
связанных с практикой
ООО «ФинКом» продала физическому лицу собственное здание. Земельный участок под этим зданием находится у данной компании в бессрочном пользовании. Гражданину право пользования земельным участком не передается. Должна ли компания и в дальнейшем платить земельный налог за этот участок? [32, 33]
Платить налог за участок, которым организация не пользуется, не нужно.
Но для того чтобы не платить налог, необходимо соблюсти определенную процедуру — прекратить право постоянного (бессрочного) пользования участком. В исполнительный орган государственной власти необходимо подать следующие документы:
1) заявление об отказе от права на земельный участок;
2) кадастровую карту (план) земельного участка (если она есть);
3) подлинники документов, удостоверяющих права на землю (если их нет – копию решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка);
4) копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
5) решение учредителей компании, подтверждающее отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ).
В тот момент, когда право на бессрочное пользование официально прекратится, компания будет вправе не платить налог.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ сведения о кадастровой стоимости земли ежегодно до нас должны доводиться чиновниками не позднее 1 марта 2008 года. Такой информации мы не получили. Как нам платить налог? [23, 34]
Лучше всего самостоятельно уточнить кадастровую стоимость. Хотя отделения Роснедвижимости должны доводить до компаний такие сведения, пока это не практикуется. Поэтому для начала необходимо позвонить в ИФНС и узнать такие сведения. Если в налоговой базе инспекции сведений о кадастровой стоимости нет, придется обращаться в отделение Роснедвижимости или искать информацию на официальном сайте данного ведомства. Именно эти два способа выяснения кадастровой стоимости земельных участков недавно предложило Правительство РФ в постановлении от 7 февраля 2008 г. № 52.
Рассмотрим динамику поступлений земельного налога за 2005 – 2007 гг. (табл. 6).
Таблица 6 – Поступления земельного налога в 2005 – 2007 гг.
Период |
Поступления земельного налога, (тыс. руб.) |
Темп роста, % |
2005 год |
72621 |
129,5 |
2006 год |
103152 |
137,4 |
2007 год |
120625 |
139,7 |
Более наглядно динамика поступлений представлена на рис. 7
Рисунок 7 – Динамика поступлений земельного налога в бюджет г. Пензы за 2005 – 2007 гг.
Из рис. 7 видно, что объем поступлений с каждым годом увеличивался: 2005 год – 72621 тыс. руб., 2006 год – 103152 тыс. руб., 2007 год – 120625 тыс. руб. Но нужно отметить, что темп роста в 2007 году снизился по сравнению с 2006 годом.
В настоящее время активно обсуждается вопрос реформирования налога на землю и вместе с ним налога на имущество физических лиц. Данные налоги планируется заменить одним налогом – налогом на недвижимость. При этом предлагается перейти к налогообложению на основании стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив налоговые ставки.