Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
Насущная необходимость дальнейшего проведения налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве. [22, 8]
Повышение
конкурентоспособности
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики: [33, 3]
1) отказ от
увеличения номинального
С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2) унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. [33, 5]
Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. [30, 145]
В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
1) совершенствование
подходов к проведению
2) повышение
уровня информационного
3) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
4) совершенствование
системы государственной
Также следует выделить комплекс вопросов, связанных с изменением системы налогообложения доходов от труда, однако решение этих вопросов необходимо осуществлять одновременно с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социально обеспечения, пенсионного, социального и медицинского страхования в долгосрочной перспективе. [33, 6]
В последнее время Правительство озаботилось проблемами научно-технического прогресса. Ставка на интенсивные факторы экономического развития представляется неизбежной в свете накапливающегося отставания производственного потенциала и необходимости достойного вхождения нашей страны в мировую экономику. Особое значение для РФ будет иметь практическое внедрение результатов НИОКР и осуществление на этой основе модернизации производства и структурной перестройки. Именно инновационная составляющая определяет в настоящее время качество роста любой страны. В этих условиях активно разрабатываются меры по предоставлению предпринимательству самой широкой поддержки в области научных исследований и инноваций. Среди таких мер совершенно оправданно немаловажное место будет принадлежать налогам.
В ходе налоговой реформы
очень важно поддерживать стабильность
налогового законодательства. Корректировку
налоговой системы нужно
Представители Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ исходят из необходимости сохранения действующей системы налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или иные ее подсистемы и блоки в зависимости от проявления в них явных сбоев. Однако при этом практически неизменными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т. п. Следствием этого являются неизбежно возникающие через определенное время новые диспропорции в системе налогообложения. [28, 31]
Гипотетически возможен выбор другого пути – создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить ее в ту же неизменную институциональную структуру общества. Однако достижение желаемого результата – урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер «бизнес» и «бюджет») – при данном подходе представляется также маловероятным.
Более перспективен третий путь: изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. Одновременно требуется жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.
В числе наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующие: [27, 31]
1) комплексность проведения
реформы налоговой системы:
а) существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей;
б) одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
2) текущие корректировки
законодательства – это
3) повышение уровня справедливости налоговой системы за счет:
а) выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, на основе отказа от необоснованных льгот и исключений);
б) отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
в) исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.
4) упрощение налоговой
системы путем установления
5) обеспечение стабильности
налоговой системы, а также
предсказуемости объемов
Вместе с тем необходимо сохранить льготы, вязанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует предоставлять участникам экономической деятельности. [27, 32]
6) изменение структуры
налогов за счет постепенного
отказа от тех из них, которые
дополнительно облагают
7) совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. В этом случае бюджетные поступления не сократятся;
8) отмена всех налогов прямо или косвенно связанных с заработной платой;
9) отказ от налогообложения
малого бизнеса. Разумеется, подобная
мера должна распространяться
лишь на настоящие малые
10) должная гибкость
налоговой системы не может
быть обеспечена исключительно
законодательной властью,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в данной работе исследование показало, что от того насколько целесообразно, эффективно и стабильно функционирует налоговая система в рамках налоговых взаимоотношений, зависит обеспеченность государства необходимыми денежными средствами, а значит и максимальное выполнение поставленных перед ним функций и задач; также, его социальное и экономическое развитие.
В настоящее время налоговые взаимоотношения и составляющие их элементы, не достигли максимальной точки своего развития и продолжают оставаться в состоянии реформирования, то есть в состоянии нестабильности и неустойчивости. Поскольку зачастую проводимые реформы не ведут к достижению желаемых результатов.
Вносимые уточнения
и дополнения неизбежно отражаются
на необходимости корректировки
других элементов системы
Все это резко усложняет, запутывает и увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить.
Во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы и т. д.
Совершенствование налоговых взаимоотношений – наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РФ.
Поэтому нельзя не сказать, что так же к настоящему времени достигнуты определенные результаты: наблюдается снижение налоговой нагрузки; увеличение объема налоговых поступлений практически по всем видам налогов; наблюдается положительный и стабильный темп роста по таким налогам, как: налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налоговым платежам от организаций находящихся на упрощенной системе налогообложения и организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, земельный налог; упрощение налоговой системы и налоговых взаимоотношений; совершенствование работы налоговых органов и налогового администрирования; освобождение налоговой системы от малоэффективных налогов.
Принимая во внимание
интеграционные процессы в мировой
экономике и необходимость