Местные налоги: их роль в формировании местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Успех финансовых преобразований в стране зависит от создания оптимального механизма обеспечения действительного, а не просто регламентированного правом сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы. Существующая система межбюджетных отношений в Российской Федерации несовершенна, что находит выражение в сохраняющейся индивидуальности при определении финансовой помощи регионам, отсутствии целевой направленности финансовой поддержки субъектов Федерации, ограниченности сферы формализованного распределения финансовой помощи, недостаточной «прозрачности» методики расчета трансфертов, отсутствие стимулов для региональных и местных властей укреплять собственную налоговую базу и обоснованной методики оценки бюджетных потребностей регионов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………………3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО
ИСПОЛНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………..…5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации…..5
1.2. Местные бюджеты. Утверждение и исполнение местных бюджетов…...12
1.3. Законодательные основы местных финансов. Установление и
обеспечение минимального уровня местных бюджетов ………………..30
2. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА..……………34
2.1. Местные налоги в России………………………………………….………34
2.1.1. Исторические аспекты возникновения местных налогов..……….…...34
2.1.2. Налог на землю……………………………………………………….….36
2.1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………..38
2.1.4. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов…………...39
2.2. Местные налоги в странах Запада.………………………………………..49
2.2.1. Характеристика местных налогов. Механизм налогообложения……49
2.2.2. Множественность налогов……………………………………………….52
2.2.3. Разграничение налоговых сфер…………………………………………54
3. РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ……………………………………………………56
3.1. Доходы бюджета города Сарапула……………………………………….56
3.2. Анализ межбюджетных отношений в Удмуртской Республике …………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………74

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

- максимально приближенный к  реальности расчет доходов бюджетов;

 

-   максимально точный расчет  расходов бюджетов;

 

-   согласование бюджетов  с реализуемой экономической  программой;

 

-   осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование  – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

 

Решение о начале работы по составлению  проекта бюджета принимает исполнительный орган местного самоуправления за шесть  месяцев до начала следующего финансового  года. Постановлением главы администрации  утверждается план организационных  мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям.

 

На основании этого решения  финансовый орган организует разработку проекта местного бюджета. Для этого  он собирает предложения от всех служб  хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета, согласовывает их и составляет проект бюджета по доходам и расходам.

 

Составление проекта бюджета осуществляется на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных образований, основных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации.

 

Финансовый орган представляет разработанный проект бюджета исполнительному органу местного самоуправления. Исполнительный орган, как правило, проводит согласование показателей статей бюджета с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект бюджета на своем заседании. На заседание исполнительного органа приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

 

После рассмотрения проекта бюджета  исполнительным органом местного самоуправления глава исполнительного органа готовит бюджетное послание с проектом бюджет направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления.

 

Бюджетное послание главы исполнительного  органа местного самоуправления включает:

 

· сведения об исполнении бюджета муниципального образования за соответствующий период текущего года и предполагаемые результаты исполнения бюджета за год;

 

· предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования  за текущий год;

 

· основные направления бюджетной политики на следующий год;

 

· прогноз бюджета на следующий  год;

 

· проект нормативного правового акта представительного органа «О бюджете  муниципального образования на соответствующий  год»;

 

· программы социально-экономического развития, предусмотренные к финансированию в следующем году за счет средств муниципального образования, бюджетных фондов и других источников финансирования;

 

· затраты и обоснования по доходам  и расходам бюджета муниципального образования на планируемый год, в том числе по каждому бюджетному фонду;

 

· протоколы разногласий.

 

Этот пакет документов должен предусматривать  взаимосвязанный механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных  финансов.

 

Комиссии (комитеты) представительного  органа рассматривают на своих заседаниях бюджетное послание и проект бюджета. В заседаниях комиссии при необходимости могут участвовать представители исполнительного органа местного самоуправления.

 

Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает  окончательное решение.

 

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинения требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно правовую базу и организационную основу, а так же вопросы теории и методологии составления бюджетов государств. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый и др.

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст.14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет), как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

 

Финансовая база местного самоуправления создается в процессе формирования местных бюджетов. Бюджет - это механизм распределения общественных фондов потребления между группами населения и отраслями народного хозяйства.

 

Функции местного бюджета:

 

-   формирование денежных  фондов;

 

-   распределение и использование  этих фондов между отраслями народного хозяйства;

 

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий под  ведомственных местному самоуправлению.

 

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет и право  на получение в процессе осуществления  бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

 

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

 

Органы государственной власти гарантируют:

 

- право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

 

- право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно  распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов, образовавшимися  в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

 

- компенсацию увеличения расходов  или уменьшения доходов местных  бюджетов, возникших вследствие  принятия федеральных законов  и законов субъектов Российской  Федерации, а также иных решений органов государственной власти.

 

Формирование местного бюджета  осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных  социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной  власти.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

 

В качестве составной части местных  бюджетов могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованьями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

 

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

 

Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

 

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60% от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28% до 21%, а доля расходов возросла с 29% до 31%.

 

Таким образом, без закрепления  за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджета  муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ – ст. 60 – закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).

 

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

 

Мировой опыт свидетельствует, что  формирование бюджета, вся экономическая  деятельность зоны как автономной хозрасчетной единицы должны основываться на собственном  бюджете, формирующимся в частности  доходов от налоговых поступлений предприятий, организации и частных лиц, находящихся от таможенных сборов, а так же от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны, если таковая будет осуществляться.

 

Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры свободно экономических зон (СЭЗ) и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвозмездно. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий с государственным бюджетом опосредуется администрацией и собственным бюджетом зоны, что является важным фактором ее экономической самостоятельности и условием эффективного управления хозяйственной деятельностью, проводимой на ее территории. Такой порядок создает прочную основу для последовательного соблюдения принципа исковой ответственности по своим финансовым обязательствам.

 

Мировой опыт так же показывает, что  даже при отсутствии дефицита бюджета  зоны, ее финансирование только за счет свободных средств не возможно.

 

Одной из форм финансирования является широко применяемая за рубежом практика налоговых кредитов, предусматривающая, что в течение определенного  срока (например, 5 лет) все налоги и  бюджетные платежи, собираемые на территории зоны, остаются в распоряжении зональных органов управления.

 

Дополнительные средства могут  быть получены от предприятий, расположенных  на территории зоны и других регионов страны, если они будут иметь возможность  вкладывать свои средства в капитал  акционерных компаний, действующих  в СЭЗ, в том числе капитал расположенных там предприятий с иностранными инвестициями. При этом дивиденды на приобретение акции или доля в распределяемой прибыли совместных предприятий (в том числе в иностранной валюте) должны использоваться и для финансирования хозяйственной деятельности за пределами зоны. Движение капиталов из других регионов страны в зону может быть направлено со стороны банков, в том числе с иностранным участием, в форме предоставления кредитов или приобретения акций компаний зоны и получение соответствующего дохода.

 

Важную роль в формировании бюджетной  и налоговой политики в зоне играет страхование коммерческих рисков, которое, как правило, осуществляют страховые  компании.

 

Таково в принципе построение налоговой  политики свободных экономических зон, позволяющее конструировать финансовые отношения в них зависимости от специфики целей.

 

Утверждение бюджета. Доработанный и  уточненный проект бюджета вносится на заседании представительного  органа местного самоуправления. Бюджет рассматривается на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Нормативный акт должен содержать статьи доходов и расходов с указанием источников доходов, а так же расходов, в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций.

 

В случае если представительный орган  местного самоуправления не утверждает бюджет до начала следующего финансового  года, то исполнительный орган имеет  право расходовать средства по статьям  текущих расходов бюджета в размере одной трети части соответствующих расходов последнего квартала предыдущего финансового года.

 

Исполнение бюджета. Бюджет муниципального образования исполняется на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет, а также направление предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.

 

Исполнительный орган организует на основе исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов, составляемой согласно объему и срокам финансирования расходов, утвержденных нормативным правовым актом о бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Местные налоги: их роль в формировании местных бюджетов