Методология налогового учта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании бюджета Российской Федерации
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
Глава 2. Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Глава 3. Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" в 2008 году
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Методология налогового учёта.docx

— 114.83 Кб (Скачать файл)

Важное значение при расчетах налога на добавленную стоимость имеет четкое определение места реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:

-  товар находится на российской территории и не отгружается и не транспортируется;

-  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на российской территории.

В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации  операциями, не подлежащими налогообложению являются:

a) Реализация услуг по  сдаче в аренду служебных и  жилых помещений иностранным  гражданам на территории Российской  Федерации;

b) Реализация (передача для  собственных нужд на территории  Российской Федерации), в частности:

1) медицинские товары  отечественного и зарубежного  производства по установленному  перечню;

2) медицинские услуги, за  исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических (кроме того, что финансируются из бюджета);

3) работ по изготовлению  надгробных памятников;

4) медицинской техники,  линз и оправ для очков (кроме солнцезащитных);

5) бытовых средств, дезинфекционных  средств, подгузников;

6) услуги по перевозке  пассажиров, кроме такси и маршрутных  такси;

7) ритуальные услуги, реализация  похоронных принадлежностей;

8) почтовых марок, кроме  (коллекционных), маркированных открыток  конвертов;

9) витаминизированный и лечебно-профилактической продукции: пищевой, мясной, молочной, рыбной промышленности;

10)  долей в уставном капитале организации;

11)  ремонтно-реставрационные и восстановительные работы.

В случае если плательщик осуществляет операции как подлежащие налогообложению, так и не подлежащие, он обязан вести  раздельный учет таких операций.

Исключительно важная роль в расчетах налога на добавленную  стоимость принадлежит обоснованию  порядка формирования налоговой  базы. В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости  от особенностей реализации произведенных  им или приобретенных на стороне  товаров (работ, услуг). Рассмотрим отдельные  конкретные ситуации по определению  соответствующей налоговой базы.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости  от особенностей реализуемых товаров  и отдельно по каждому виду товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам.

Существуют следующие  ставки налога на добавленную стоимость: 0%; 10%; 18%.

Объекты налогообложения  по нулевой ставке:

-  товары на экспорт, а также работы и услуги, связанные с производством и реализацией этих товаров;

-  услуги по перевозке пассажиров и багажа при расположении пункта оправления и назначения за пределами территории Российской Федерации;

-  работы, выполняемые в космическом пространстве, а также подготовительные наземные работы;

-  драгоценные металлы налогоплательщиков, осуществляющих их добычу или производство для государственных фондов или Центрального банка;

-  товаров для официального пользования иностранных дипломатических представительств или личного пользования работников этих представительств.

Ставка 0 процентов дает право  экспортеру на компенсацию налога и  позволяет не включать его в цену товара, тем самым повышается конкурентоспособность  товара.

Объекты налогообложения  по ставке 10 процентов определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации статьи 164, пункта 2.

Продовольственные товары. Конкретный список определен в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2004г. № 908. Товары, реализуемые  на территории России, указаны в  Перечне в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден постановление Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. №301).Для продукции, ввозимой на таможенную территорию России, - из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830.

Надо отметить, что указанный  перечень положил конец множеству  споров. Так как точно определил, какие конкретно наименования облагаются налогом на добавленную стоимость  по пониженной ставке.

Товары для детей. В  статье 164 Налогового кодекса РФ упомянуты  трикотажные изделия для новорожденных  и детей ясельной, дошкольной, младшей  и старшей школьной возрастных групп: верхние трикотажные изделия, бельевые трикотажные изделия, чулочно – носочные изделия, прочие трикотажные изделия: перчатки, варежки, головные уборы. А также швейные изделия, в том числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп. Кроме того, верхняя одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные уборы, одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы. Данный порядок не распространяется на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика, обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской и детской и прочая продукция.

Периодика и книги. Газеты и журналы, за исключением периодических  печатных изданий рекламного или  эротического характера, а также  книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного и  эротического характера.

В целях налогообложения  налог на добавленную стоимость  под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее  в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относят периодические  печатные издания, в которых реклама  превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Медицинские товары и лекарства. Медицинские товары отечественного и зарубежного производства, лекарственные  средства, включая лекарственные  субстанции, в том числе внутриаптечного  изготовления и изделия медицинского назначения при реализации.

Налогообложение производится по ставке 18 процентов по всем остальным  видам товаров, то есть не указанных  в пунктах 1,2 и 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применяются  расчетные ставки. Расчетные ставки – это процентное соотношение  основной налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий  размер налоговой ставки (10% или 18%). Применяются они в строгой оговоренных случаях, когда:

-  получены денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Налогового кодекса РФ;

-  перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;

-  налог удерживается налоговыми агентами;

-  реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

-  продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации;

-  передаются имущественные права в соответствии с пунктами 2-4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  налога на установленные налоговые  вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации или при ввозе товаров  через границу, если:

-  приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

-  покопаются для перепродажи.

Также вычетам подлежат суммы  налогов, уплаченные налоговыми агентами; предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему  на учете в налоговых органах  Российской Федерации; уплаченные по расходам на командировки и представительские  расходы; исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых  или иных платежей, полученных в  счет предстоящих поставок.

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате (возмещению) определяется как сумма налога, исчисленная  налогоплательщиком по облагаемым оборотам, уменьшенная на сумму налогового вычета по итогам каждого месяца квартала. В случае если сумма вычетов превышает  общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению. Налоговые  органы самостоятельно производят зачет  таких сумм.

Сумма возмещения в течение  трех месяцев направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога.

По истечении трех месяцев  сумма, которая не была зачтена, возвращается плательщику по его заявлению.

Согласно второй части  Налогового кодекса Российской Федерации  все плательщики налога на добавленную  стоимость при реализации товаров (работ, услуг) обязаны составлять и вести книги покупок и продаж, счета-фактуры, вести журналы их регистрации, т.е. журнал учета счетов - фактур, полученных от поставщиков материальных ценностей (работ, услуг), а также журнал учета счетов - фактур, выданных покупателям материальных ценностей (работ, услуг).

Исходным документом является счет - фактура. При реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик дополнительно  к цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму  налога.

Сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма  налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

Счет-фактура служит основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, не составляется по операциям реализации ценных бумаг, а также по банковским и страховым операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Сроки внесения в бюджет налога на добавленную стоимость  установлены в зависимости от размера фактических оборотов. Плательщики  налога самостоятельно определяют сумму  на основе данных бухгалтерского учета  и отчетности и принятой учетной  политики (по мере отгрузки или по мере оплаты). Предприятия уплачивают налог, ежемесячно исходя из фактических оборотов в срок до 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость  является менее обременительным  для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует  также обратить внимание на такой  факт, что налог на добавленную  стоимость является более простой  и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его  взимания на всей территории страны.

 

1.3 Счет-фактура, как основной  документ учета и контроля  налога на добавленную стоимость

В соответствий с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет – фактура является документом, служащим основанием для  принятия к вычету (налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость  и порядок определения, общие  условия, необходимые для применения налогового вычета (приложение 1 и 2) или  возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных  продавцом товаров (работ, услуг), имущественных  прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени). Требования к этому документу установлены Налогового кодекса Российской Федерации, и их несоблюдение повлечет отказ в вычете или возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагенту (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Счета – фактуры выставляются покупателю по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе  по операциям по реализации, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, в течение 5 календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, счет – фактура  выставляется в следующих случаях:

-  при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в этом случае выделяется в счете – фактуре отдельной строкой;

-  при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых в соответствий со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения);

-  при реализации товаров (работ, услуг) лицом, освобожденным от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во втором и третьем  случаях счета – фактуры выставляются без выделения соответствующих  сумм налога (п. 5 ст. 168 и п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации). При  этом на указанных документах делается соответствующая надпись или  ставится штамп "Без налога (НДС)". Если указанные лица выставят счет – фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту  сумму в бюджет, при этом они  не будут иметь права на вычет (п. 5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации). Лицу, получившему такой  счет – фактуру, налоговые органы также, скорее всего, откажут в праве  на вычет. Однако по этому вопросу  есть положительная судебная практика (например, постановление ФАС Восточно – Сибирского округа от 21.10.2004 по делу № А-19-5781/04-15-Ф-4320/04-С1) – суды, таким образом, иногда признают за налогоплательщиком право на вычет.

Информация о работе Методология налогового учта